МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Учебно-методическое пособие к выполнению лабораторных работ для студентов, обучающихся по направлению 15.03.02 «Технологические машины и оборудование» всех форм обучения при изучении дисциплины «Основы технологии машиностроения»
Рег. номер:
Ижевск 2018 |
Рецензент: Н.М. Филькин, профессор, кафедра "Автомобили и металлообрабатывающее оборудование" ИжГТУ имени М.Т. Калашникова
Составитель: Бойчук А.Е., старший преподаватель
Рекомендовано Ученым советом М факультета для использования в учебном процессе в качестве учебно-методических материалов для студентов, обучающихся по направлению 15.03.02 «Технологические машины и оборудование».
(протокол №__ 4 ___ от «__ 23 __» апреля 2018 г.)
Бойчук А.Е. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Методические указания к выполнению лабораторных работ / сост. А.Е. Бойчук – Ижевск: ИжГТУ, 2018. – 37с. |
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 15.03.02 «Технологические машины и оборудование» всех форм обучения.
|
|
В учебно-методическом пособии приводятся требования, необходимые для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Основы технологии машиностроения»
Содержание
Введение | 5 | |
1. | Правила выполнения лабораторных работ | 7 |
1.1 | Подготовка к работе | 7 |
1.2 | Выполнение работы | 7 |
1.3 | Составление и сдача отчёта | 7 |
2. | Лабораторная работа №1.Проверка токарного станка на геометрическую точность | 8 |
2.1 | Цель работы | 8 |
2.2 | Задание | 8 |
2.3 | Оборудование рабочего места | 8 |
2.4 | Методика проведения работы | 9 |
2.5 | Анализ результатов | 13 |
2.6 | Заключение | 13 |
2.7 | Контрольные вопросы | 13 |
3. | Лабораторная работа №2.Проверка вертикально-сверлильного станка на геометрическую точность | 14 |
3.1 | Цель работы | 14 |
3.2 | Задание | 14 |
3.3 | Оборудование рабочего места | 14 |
3.4 | Методика проведения работы | 14 |
3.5 | Заключение | 18 |
3.6 | Контрольные вопросы | 18 |
4. | Лабораторная работа №3.Определение погрешности закрепления заготовки в станочном приспособлении | 19 |
4.1 | Цель работы | 19 |
4.2 | Задание | 19 |
4.3 | Оборудование рабочего места | 19 |
4.4 | Методика проведения работы | 19 |
4.5 | Заключение | 22 |
4.6 | Контрольные вопросы | 22 |
5. | Лабораторная работа №4.Определение коэффициента жёсткости токарного станка статическим методом | 23 |
5.1 | Цель работы | 23 |
5.2 | Задание | 23 |
5.3 | Оборудование рабочего места | 23 |
5.4 | Методика проведения работы | 24 |
5.5 | Анализ результатов | 26 |
5.6 | Заключение | 28 |
5.7 | Контрольные вопросы | 28 |
6. | Лабораторная работа №5.Определение коэффициента жёсткости токарного станка производственным методом | 29 |
6.1 | Цель работы | 29 |
6.2 | Задание | 29 |
6.3 | Оборудование рабочего места | 29 |
6.4 | Методика проведения работы | 29 |
6.5 | Анализ результатов | 32 |
6.6 | Заключение | 32 |
6.7 | Контрольные вопросы | 32 |
7. | Лабораторная работа №6.Оценка влияния характеристик технологического процесса на точность обработки | 33 |
7.1 | Цель работы | 33 |
7.2 | Задание | 33 |
7.3 | Оборудование рабочего места | 33 |
7.4 | Методика проведения работы | 33 |
7.5 | Анализ результатов | 36 |
7.6 | Заключение | 36 |
7.7 | Контрольные вопросы | 36 |
Литература | 37 |
|
|
Введение
Трубопроводный транспорт нефти, нефтепродуктов и газа – составляющая часть системы снабжения промышленности, энергетики, транспорта и населения топливом и сырьём. Он является одним из дешёвых видов транспорта, обеспечивая энергетическую безопасность страны и в то же время позволяет, существенно разгрузить железнодорожный транспорт для перевозки других важных для народного хозяйства грузов.
Большой вклад в разработку научных основ строительства и ремонта объектов трубопроводного транспорта в различных инженерно-геологических условиях внесли: В.Л. Березин, П.П. Бородавкин, А.Б. Айнбиндер, А.Г. Гумеров, О.М. Иванцов, А.Г. Камерштейн, И.И. Мазур, К.Е. Ращепкин, Л.Г. Телегин и многие другие.
Изучение теоретических основ таких дисциплин как «Основы технологии машиностроения», «Машины и оборудование для сооружения газонефтепроводов», «Сооружение объектов систем трубопроводного транспорта» и «Ремонт объектов систем трубопроводного транспорта» даёт возможность студентам в будущем более грамотно и безопасно сооружать, ремонтировать, а главное, эксплуатировать весь комплекс трубопроводного транспорта.
Для воспитания грамотного специалиста, способного решать различные инженерные задачи учебный процесс не должен ограничиваться теоретическими знаниями, т.к. в дальнейшей практике возникнет необходимость использования различное оборудование для сооружения, эксплуатации и ремонта ГНП и ГНХ.
Для получения практических навыков обращения с оборудованием призван комплекс различных лабораторных работ. Данные лабораторные работы позволят студентам, научится обращаться с различными машинами и оборудованием на каждой стадии проведения работ по сооружению, эксплуатации или ремонту ГНП и ГНХ.
Отдельные вопросы дисциплин как «Основы технологии машиностроения», «Машины и оборудование для сооружения газонефтепроводов», «Сооружение объектов систем трубопроводного транспорта» и «Ремонт объектов систем трубопроводного транспорта» в настоящее время ещё не могут быть решены теоретическим путём, поэтому для их решения необходимо построение эмпирических или полуэмпирических соотношений, необходимых для использования в инженерной практике. Все эти данные, соотношения и формулы могут быть получены в результате постановки соответствующих лабораторных исследований.
В соответствии с вышеизложенным, проведение лабораторных работ по курсу «Основы технологии машиностроения» приобретает первостепенное значение и ставит перед студентами следующие задачи:
- овладеть методикой постановки и проведения лабораторных работ и экспериментов, имеющих практическое значение;
- научиться анализировать полученные экспериментальные данные;
|
|
- проверить соответствие, данных полученных опытным путём, с величинами, вычисленных теоретически по аналитическим зависимостям;
- составить характеристику наблюдаемых данных при эксперименте;
- сделать выводы, соответствующие экспериментальным данным;
- получить навыки оформления отчётной документации по проведённым исследованиям;
- получить навыки обращения, с применяемым прибором.
К занятиям в лаборатории допускаются студенты, получившие инструкцию по технике и мерам безопасности у преподавателя с соответствующим оформлением студента в журнале.
Оборудование лаборатории относится к разряду опасных в отношении поражения электрическим током, поэтому студенты обязаны строго соблюдать правила защиты, уметь оказывать помощь пострадавшим от электротока.
Многие приборы и оборудование являются сложными, требующие бережного и аккуратного обращения, поэтому запрещается самостоятельно использовать их при выполнении лабораторных работ. Эти работы должны выполняться либо лаборантом, либо студентами под наблюдением лаборанта, преподавателя или лиц, допущенных к их использованию.
Перед началом работ преподаватель должен ознакомить студентов с лабораторным оборудованием и правилами пользования им.
Прежде чем приступить к работе, необходимо убедиться в исправности оборудования, убрать посторонние предметы, не относящиеся к работе.
При работе в лаборатории студент обязан выполнять только ту работу, которую поручил ему преподаватель. Запрещается бесцельно ходить по лаборатории, подходить к группе, которая выполняет другую работу, отвлекать разговорами и посторонними вопросами, не относящихся к работе, своих товарищей.
При возникновении каких-либо затруднений, либо вопросов, немедленно прекратить работу и обратиться за помощью к преподавателю или лаборанту.
Категорически запрещается работать в лаборатории одному.
Запрещается находиться в лаборатории в верхней одежде, снимать запрещающие и предупреждающие плакаты, оставлять оборудование до конца работы или эксперимента без присмотра, включать оборудование в разобранном виде или снятых средств защиты. При возникновении неисправности оборудования немедленно остановить работу, выключить оборудование и доложить о неисправности преподавателю или лаборанту.
|
|
Закончив выполнение лабораторной работы, необходимо привести в порядок своё рабочее место, поставить в известность об этом преподавателя или лаборанта.
Правила выполнения лабораторных работ
Подготовка к работе
- изучить описание работы, которое изложено в настоящих указаниях;
- усвоить теоретический материал, необходимый при выполнении работы;
- ответить на поставленные вопросы по теоретической и практической частями работы;
- подготовить в тетради форму отчёта;
- изучить устройство оборудования, порядок проведения эксперимента, всей лабораторной работы;
- провести пробный эксперимент с целью получения навыков и отработки техники снятия опытных величин.
Выполнение работы
Каждая лабораторная работа выполняется всей группой или бригадой из трёх-семи человек. Все вычисления выполняются в лаборатории в процессе работы. Работа считается законченной после просмотра отчёта преподавателем.