Методология и методы исследования педагогической науки

Метод (метод познания) - «путь к чему-то», способ достижения цели, определенная упорядоченная деятельность субъекта в любой форме.

Методология -(метод «метод, путь к цели» и логика «научная доктрина») - доктрина структуры, логическая организация, методы и средства деятельности. Наличие методологии является признаком научной организации любой деятельности, потому что благодаря методологии деятельность становится предметом осознания, обучения и рационализации.

Под методами педагогического исследования понимаются способы изучения опыта преподавательской деятельности, а также преподавания фактов и событий, установления законных связей и взаимоотношений с целью дальнейшего развития научной теории образования и обучения и совершенствования ее практики.

Метод (это приемы и методы познания объективных явлений и взаимосвязей образования, обучения и развития) _ ________________

методология

(дает описание

компоненты исследования его объектов,

предметы анализа,

цели и задачи исследования.

Набор исследовательских инструментов

необходимо для их решения,

также формирует представление

о последовательности движения в процессе принятия решения

исследовательские задачи.)

Методологические принципы (подходы) педагогики

· Личный подход (утверждается главная ценность образования - личность. Этот подход характеризуется требованиями: признание и универсальность, интеллектуальная и моральная свобода, право на уважение. Образование направлено на удовлетворение потребностей общества при поддержке общества.)

· Деятельностный подход (исходит из того, что личность формируется, развивается только в деятельности, требующей такой организации деятельности, при которой все вместе и каждый в отдельности получают максимальные условия для развития своих способностей или талантов)

· Полисубъектный (диалогический) подход (основанный на убеждении в позитивном человеческом потенциале, он не ограничивается творческими возможностями непрерывного развития и совершенствования. Здесь важно то, что деятельность человека и его самость необходимо рассматривать не изолированно, они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенными Согласно принципу диалога, подход направлен на человека, который признает свою свободу и ставит ребенка на передний план в процессе обучения.

· Культурный подход (включает изучение педагогических явлений сквозь призму культуры и культурных ценностей)

· Этнопедагогический подход (представляет собой трансформацию культурологического подхода. Он проявляет единство универсального, национального и индивидуального в человеке)

· Антропоцентрический подход (предполагает систематическое использование данных всех гуманитарных наук как предмета образования и их учет при построении и осуществлении обучения и воспитания.

Классификация методов исследования

Методы педагогического исследования подразделяются на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические (методы теоретического исследования) и математические (статистические).

Эмпирические методы. Их общей чертой является ориентация на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах системы образования. Эмпирическая природа познания. Присущие методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.

К методам эмпирического исследования относятся (педагогическое наблюдение, метод опроса, изучение продукта в деятельности студентов, педагогический эксперимент и т. Д.)

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления, повысить достоверность результатов, перейти от абстрактных знаний к конкретным, установить связи между различными концепциями и гипотезами, выделить наиболее значимые и второстепенные.

Теоретические методы исследования включают (анализ, синтез, индукция, дедукция и т. Д.)

Математические методы. Эти методы используются в педагогике для обработки данных, полученных методами наблюдения и эксперимента, а также для установления количественных соотношений между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повысить достоверность выводов, служат основой для теоретических обобщений.

Математические методы исследования включают (регистрация, ранжирование (последовательность), масштабирование).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: