Эстетическое сознание человека формируется и совершенствуется на протяжении всей жизни. В рамках эстетического сознания можно выделить ряд функционально связанных и взаимозависимых элементов. Их взаимосвязь и функционирование в педагогическом процессе могут быть отражены в схеме:
Таким образом, эстетическая оценка и эстетическое суждение рассматриваются нами как начальные этапы формирования эстетического сознания. Следующий уровень - это развитие эстетических интересов и потребностей. Реализация эстетических интересов и потребностей посредством перцептивной, познавательной и творческой деятельности является основой накопления человеком эстетического опыта. Развитие эстетических вкусов и формирование эстетических идеалов основано на опыте эстетической деятельности.
2. Формирование аксиологических позиций в процессе развития эстетического сознания имеет ряд значимых и методологических особенностей:
n Оценка эстетических ценностей не является альтернативой, а рейтинг. Например:
|
|
n В процессе эстетического развития личности расширяется палитра оценок. Например:
Ver Для вербализации эстетических оценок желательно предложить студентам выбор определений. Например:
n В эстетической оценке проводится различие между объективными и субъективными принципами. Например:
Is Эстетическая оценка выявляется в процессе коммуникативной деятельности. Например:
3. Культура восприятия эстетических ценностей рассматривается нами как современная педагогическая проблема. Его острота обусловлена быстрым изменением места и роли искусственного искусства в формировании эстетических потребностей и привычек молодого поколения:
n Изменение взаимодействия создателя с воспринимающей аудиторией в режиме хронотопа, т.е. пространственно-временные свойства. (Исключение - театральное и исполнительское искусство).
n Потеря художественных функций ритуальных функций.
n Изменение каналов и структуры эстетических коммуникаций.
4. Организация специальной педагогической работы по формированию культуры эстетического восприятия требует специальных педагогических действий на трех этапах процесса взаимодействия с эстетическими ценностями:
1. Подготовка к восприятию
2. Наблюдение за процессом восприятия
3. Консолидация полученных эстетических впечатлений с целью их включения в комплекс эстетического опыта.