Занятия по дисциплине «Традиционная и праздничная культура белорусов в контексте методики обучения руководству массовыми праздниками

Здесь вы можете сказать что угодно. Я начинаю Рождество, заканчиваю Купалу. Я думаю, что это из категории того, как вы будете проводить урок на эту тему. К примеру, мы говорим о Рождестве.

Рождество - один из самых мистических праздников древних славян. Это связано не столько с сельскохозяйственным циклом, сколько со структурой и движением вселенной. Первый день Рождества - день, когда длина светового дня начала увеличиваться после зимнего солнцестояния, обычно выпавшего 23-24 декабря в современном стиле, считался началом астрономического нового года. В отличие от сельскохозяйственного нового года, который стал началом работы в поле, на Рождество «родилось новое солнце», время «превратилось в весну». Новое солнце было воплощено в образе ребенка, похищенного жестокой ведьмой Зимой, которая превратила его в волка. Но силы света, конечно, побеждают, горячие лучи молодого солнца обжигают кожу волка, она освобождается из плена темных сил и постепенно «созревает», набираясь сил каждый день до весны.

Слово «Рождество» происходит от латинского calendae, «календари» - название первого дня каждого месяца (от корня пришло «календарь»), а также от древнего названия солнечного диска - колеса. Они убирали дом, убирали его домашними украшениями, при необходимости ремонтировали все хозяйственные постройки во дворе. Перед Рождеством они пытались шить новую одежду, обязательно стирать в бане. Новый год и новое солнце некрасиво встретить, когда беспорядок в доме или в душе. Здесь и сейчас люди пытаются завершить начатую до нового года работу, погасить кредиты, навести порядок в доме. Но вместо обычной в наше время рождественской елки главным украшением дома в то время был сноп зерна, который приносили в дом в первый день Рождества и держали там до последнего. Вместо связки там может быть соломенной кукла, который представлял новорожденный год. Рождество это веселый праздник. Особое праздничное настроение создавал, по-видимому, тот факт, что до начала работы в поле - самое трудное время для наших предков - было еще далеко. Более того - на Рождество вы не могли ни работать, ни плести, ни мыть, ни варить дрова, - вам было только весело поддерживать силы света своим настроением и энтузиазмом. Рождество длилось около 2 недель, до Дня Велеса, который выпал 6-7 января в современном стиле. Особое место в праздновании Рождества было отведено торжественному столу и праздничным блюдам. Стол, конечно, должен быть богатым, чтобы в следующем году иметь хороший урожай и здоровье для людей и животных. Под скатертью на столе было положено сено, которое после обеда скармливали коровам, что должно было защитить их от волков и увеличить надой молока. В каждом доме даже самые бедные, мясо и колбасы, сало, орехи, яблоки и мед были взяты из укрытия на Рождество. Из основного блюда Рождества - куци (ячменная каша с добавлением меда, орехов, хрустящих корочек) - взяли название три обязательных праздничных ужина. В первый день был «постный закоулок» - на столе были блюда из рыбы, овощей, грибов, сухофруктов, мёда и, конечно же, та же самая ячменная каша-лапша с мёдом. Его также готовили необычно, и в два часа ночи старшая женщина в семье пошла в сарай за зерном, а пожилой мужчина пошел за водой. Вода и зерно не могли быть затронуты, пока печь не была готова. Подготовленный таким образом уголок придавал особую магическую ценность, он должен был дать всем здоровье, силу, удачу. Начинал обедать, как обычно, хозяин, кроме стола, как-то приглашали всех предков. Остатки угла были брошены под потолок, так что ячмень вырастет в следующем году. После этого злаки скармливали птице. Была также каша на отдельной тарелке для Зузи, зимнего бога, чтобы успокоить его, потому что морозы на Рождество были, возможно, самыми сильными за всю зиму. Этот довольно распространенный обычай сохранился в некоторых странах и по сей день - традиция ставить тарелку с зерном за окно на новый год. Второй угол, толстый, богатый, щедрый - прошел через неделю, совпав с современным Новым годом. Как следует из названия, в этот вечер на столе были блюда из мяса разных сортов - вареные, жареные, запеченные, колбаса, ветчина, кутья со шкварками. Третья куция была в конце праздничной недели, день Велес, как правило, 6 января, а современный стиль и назывался "Вода". Вполне возможно, что оно получило это имя позже, в христианские времена, потому что оно совпало с церковным праздником крещения. Но есть вероятность, что за две недели празднования и набивки желудка запасы значительно сократились, а каша на воде - пожалуй, единственное, что можно было угостить гостям в конце Рождества.

Невозможно представить Рождество без тайны. Это началось в первый день и закончилось в последний. Во время зимнего солнцестояния, как и в другие подобные даты, для наших предков была открыта дверь между миром существования и мечтами, живыми и мертвыми, все было пронизано магическим и опасным духом тайны. Время считалось благоприятным для колдунов и демонов, которые посылали на землю потрескивающие морозы, а также для гадания, заклинаний и амулетов. Для белорусов этот вечный праздник по-прежнему остается радостным, величественным и оптимистичным: на Рождество, особенно в первый вечер, было принято собирать вместе всю семью и приглашать на празднование не только живых членов семьи, но и предков. Считалось, что они сидят за столом со всеми, и если им нравится ужинать - обязательно «закажи слово» и помогай жить во всех вопросах. Не говоря уже о «колядовании» - одной из самых ярких традиций, сохранившихся до наших дней. Считалось, что только свадьбы, шумные гулянья могут отпугнуть злодеев, которые вышли из этого мира, и защитить людей от них. Молодые люди собрались вместе, оделись в необходимых тотемных животных (медведь - воплощение Велеса, корова, коза, лошадь - символы процветания, богатства, аиста - который считался талисманом удачи, имиджа) и ходили по домам, пели рождественские колядки с пожеланиями всего наилучшего, прославляли сила света и игра на музыкальных инструментах. Чем чаще упоминались различные магические формулы, тем эффективнее они считались. Хозяева, которых они посетили, в знак благодарности за защиту от демонов раздали разные сладости. Чаще всего это были орехи, семена, пряники и печенье, сухофрукты, а позже - конфеты. Эта пища считалась жертвой для дружественных человеку божеств, чтобы заручиться их помощью. Отказывать колядовщикам в пиршестве было равносильно тому, чтобы повлечь за собой немощь всех тотемных животных, лишить себя процветания на весь следующий год. С сумками, полными угощений, колядники собрались в одном месте, в большом доме или на улице, где вместе они «приговаривали» подарки, зажигали костры, пели и танцевали вокруг них, чтобы помочь силам света одолеть темных с их бодростью и хорошим настроением. Ну, чтобы согреться, конечно, потому что погода была холодной. С тех пор и по сей день обычай устраивать маскарад на новый год, обмениваться подарками, водить карусели. Маскировка в маске имела не только религиозное значение, но и психологическую. Человек в маске больше не считался самим собой и мог позволить себе гораздо больше, чем предписывалось строгими правилами, особенно во времена христианства.

И на Рождество они всегда догадывались. С первым поворотом - для сбора урожая, а затем - для брака и потомства домашних животных - кому было больше интересно. Они бросили обувь на дорогу, попросили имена, вылили воск в ледяную воду, и самые смелые пошли в ванну, чтобы угадать.

Очень распространенными в то время были «шутливые» браки, своего рода игра, целью которой было познакомить молодежь, создать благоприятные условия для отношений. Примерами таких игр являются аналоги «Стрима», всевозможные «догоняющие» мальчиков, девочки, «бояре» и другие. В атмосфере игры, «инвалидности», юмора, молодые люди гораздо охотнее познакомились и разбились на пары, и часто случалось, что пары, образовавшиеся во время рождественских игр летом или осенью, проводили настоящую свадьбу.

Второй день Рождества традиционно считался днем ​​окончания срока службы сотрудников. В этот день владелец платил работнику, обменивался впечатлениями друг о друге, выражал, когда они были, свое недовольство и обиду. После этого они разрешили все свои конфликты, проконсультировались, как быть, публично примирились, чтобы не нести бремя негодования в новом году, и договорились о следующем году или расстались. И сейчас люди пытаются разрешить старые конфликты и приближающийся новый год - лучшее время, чтобы оставить споры в прошлом.

В течение рождественских недель среди старшего поколения было принято посещать семью и друзей. Гостей обычно угощали колбасами, мясными блюдами, птицей, рыбой, водкой.

В последний вечер Рождества, на третьем углу, состоялся обряд «записи» Рождества. Хозяин нарисовал кресты на всех дверях мелом, чтобы нечистая сила, сбежавшая во время веселого праздника, не могла попасть в дом или сарай. Так закончился самый смешной и самый любимый праздник наших предков.

Позже, с появлением христианства, Рождество было подчинено религиозному празднику Рождества Христова, и, поскольку полное разрушение любимых народных весёлых традиций народа не удалось, они были слегка изменены церковью. Да, рождественские колядки и небольшие театрализованные представления начались с церковных гимнов и библейских эпизодов, новорожденный круг был изменен Иисусом. Но магический смысл праздника, богатый стол, подарки, поездки в гости друг к другу, маскарад, мистический дух нового рождения, загадки и сказки остались с нами и по сей день.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: