Методика проведения урока на тему: «Сценическое внимание»

Сценическое внимание -основа внутренней техники актера, это первое, основное, самое важное условие правильного внутреннего благополучия внутренней сцены, это самый важный элемент творческого состояния актера.

Станиславский сказал, что внимание для актера - это ворота к творчеству, к любому чувству. Даже самый короткий момент пребывания актера на сцене немыслим без внимания; В течение всего периода работы над вниманием следует уделять внимание роли, где бы эта работа ни происходила: в репетиционном зале, дома, на улице, в библиотеке. Актер нуждается во внимании все время на сцене. Нужно быть внимательным во время замечаний, поддерживать внимание и во время пауз. Замечания партнера требуют особого внимания, потому что в это время актер, похоже, накапливает новые силы, новый материал для своих переживаний роли, что дает возможность приблизиться к бессознательному, интуитивному творчеству, миру человеческих чувств.

Поэтому умение сосредоточиться, произвольно переключаться с одного предмета на другой - верный признак хорошей игры. Актер нуждается во внимании все время на сцене, независимо от того, какую роль он играет.

Типы внимания:

Внимание может быть произвольным или недобровольным. Непроизвольное внимание осуществляется совершенно независимо от сознательных намерений человека. Произвольное внимание, напротив, тесно связано с процессами, происходящими в сознании человека, и активно. Сценическое внимание должно быть произвольным, то есть быть решительным, направленным туда, где это необходимо, в соответствии с ролью и предлагаемыми обстоятельствами.

В зависимости от характера объекта необходимо различать внимание внешнего и внутреннего. Мы будем привлекать внешнее внимание таким вниманием, которое связано с объектами, находящимися вне человека. Таким образом, объектами внешнего внимания могут быть объекты вокруг нас (как одушевленные, так и неодушевленные) и звуки. В зависимости от того, какие органы чувств используются для внешнего внимания, они могут быть зрительными, слуховыми, тактильными, обонятельными и вкусовыми. Объектами внутреннего внимания являются ощущения, создаваемые раздражителями внутри тела (голод, жажда, боль), человеческие мысли и чувства, а также образы, созданные силой воображения или фантазии.

Из всего, что было сказано о сценическом внимании актера, теперь мы можем сделать определенные практические выводы в виде ряда требований к актеру. Эти требования заключаются в следующем:

1. Актер должен уметь справляться со всеми проявлениями негативной доминанты, противопоставляя ее устойчивой доминанте активной концентрации.

2. Каждую секунду своего пребывания на сцене актер должен активно фокусироваться на определенном объекте в окружении сцены («на другой стороне, не на этой стороне рампы, на сцене, а не в зрительном зале»).

3. Актер должен иметь не только свое внешнее внимание (видеть, слышать, осязать, обонять, чувствовать), но и внутреннее (уметь направлять свое мышление в определенном направлении, связывая его с определенным, заранее установленным объектом).

4. Объектом внимания актера в любой данный момент должно быть то, что является объектом внимания изображения в соответствии с логикой его внутренней жизни.

5. Актер должен уметь правильно находить нужный объект внимания, исходя из требований логики внутренней жизни образа.

6. Актер должен уметь переключать свое внимание с одного объекта на другой непрерывной линией. Другими словами, линия сценического внимания актера не должна прерываться с момента, когда он выходит на сцену, пока он не уйдет.

7. Актер должен стремиться к тому, чтобы его внимание было не формальным, а творческим. Для этого он должен уметь привлекать к себе внимание, поворачивая с помощью своего воображения любой предмет, который ему не интересен не только интересен, но и необходим.

8. Актер должен уметь с помощью своего воображения создавать объекты внимания изображения своими объектами. Исключением являются случаи, когда характер этого спектакля требует, чтобы актер сознательно общался напрямую с аудиторией (например, в водевиле).

9. Актер должен воспринимать каждый объект внимания так, как он на самом деле предоставляется; он должен обращаться с объектом так, как ему дано (не веревка, а змея, не пепельница, а бомба, не товарищ в театре, а король и т. д., в зависимости от требований жизни воплощенного изображения).

Будущие актеры должны овладеть навыком, сосредоточиться на чем-то (на объекте) и выключить все, что мешает, учиться по желанию, переключить внимание с субъекта на субъект (с объекта на объект). Другими словами - развивать управляемое внимание, гибкое и послушное, цепкое и активное. Внимание, которое может переключаться с одного объекта на другой в нужное время.

Внимание, мышечная свобода, воображение, вера в предложенные обстоятельства - основа творческой импровизации. Внимание, воображение, оценка предложенных обстоятельств также называют элементами органического действия. Все они неразрывно связаны. С потерей одного из них все остальные потеряны. Если внимание актера отвлечено, то воображение перестает работать. И как только воображение умолкает, становится невозможно оценить предложенные обстоятельства. И наоборот, «зацепив» любой из элементов, мы вызываем всех остальных. Спросите себя «а что если…», мы обратили внимание и на данные обстоятельства, и на их оценку.

Внимание, сосредоточенное на каком-либо этапе объекта, неизбежно приводит к оценке этого объекта, его качеств, всего, что вам нужно делать с ним в этих условиях, которые вы также начинаете воспринимать и оценивать.

Следующие упражнения помогут развить навыки концентрации, например, следующие упражнения: СЛУШАЙТЕ МОЛЧАНИЕ, ЗАД, ВОПРОС - ОТВЕТ, ДЕСЯТЬ СЕКУНД, ТИПИСАТЕЛЬ, «ДА» И «НЕТ», НЕ ГОВОРИТЕ.

БИЛЕТ 24


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: