Содержание и методика работы с геометрическим материалом в начальном курсе математики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

 

ДОКЛАД

ТЕМА: «Методика изучения двумерных геометрических фигур: угол, виды углов; ломаная, многоугольники и их виды; прямоугольник, квадрат и их свойства»

 

 

Выполнил:

Студентка педагогического института

группы ЗНОу-117

Петухова Е.С.

Проверил:

Болотова Т.В.

 

 

Владимир 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Методические особенности изучения геометрического материала начальной школе………………………………………………………………….4

1.1 Содержание и методика работы с геометрическим материалом в начальном курсе математики…………………………………………………….4

2. Методы, приемы и упражнения для изучения двумерных геометрических фигур……………………………………………………………………………….7

3. Заключение…………………………………………………………………….20

4. Список использованной литературы………………………………………...22

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах.

Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей.

Раскрывая геометрический материал младшим школьникам, надо учитывать, что первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игр и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. К 6–7 годам многие дошкольники правильно показывают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий еще не высок: дети противопоставляют квадрат прямоугольнику, не узнают знакомую форму предмета, если сам предмет им не знаком. Ребенка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур; иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или очень маленькие размеры фигур. Названия фигур дети часто смешивают или заменяют названиями предметов (так, треугольник дети называют «уголком», «крышей», «флажком»)

Характеризуя положение предметов в пространстве, дошкольники более свободно устанавливают пространственные отношения, если «началом отсчета» является сам ребенок (слева — справа, впереди — позади, вверху — внизу, ближе — дальше и т.д. по отношению к нему). Гораздо труднее ребенок устанавливает положение предметов на плоскости или в пространстве по отношению к другому предмету или к другому человеку.

При обучении в школе необходимо опираться на имеющийся опыт детей, уточнять и обогащать их представления.

 

Методические особенности изучения геометрического материала в  начальной школе

Содержание и методика работы с геометрическим материалом в начальном курсе математики

Одной из целей начального обучения математике является освоение окружающего пространства, развитие пространственных представлений. Этому служит изучение геометрического материала: знакомство с телами, поверхностями, линиями, выделение фигур определённой формы, некоторых характеристик этих фигур.

Геометрический материал не выделяется в качестве самостоятельного раздела.

Основной задачей изучения геометрического материала в начальных классах является формирование у учащихся четких представлений и первичных понятий о таких плоских геометрических фигурах, как точка, прямая линия, отрезок прямой, ломаная линия, угол, многоугольник, круг. Также формируются представления о объемных телах таких, как куб, призма, пирамида, конус, цилиндр, шар.

При этом система упражнений и задач геометрического содержания и методика работы над ними должны способствовать развитию пространственных представлений и умения оперировать ими у детей, умений наблюдать, сравнивать, абстрагировать и обобщать.

Учитывая задачи, намеченные программой, при изучении геометрического материала следует широко использовать разнообразные наглядные пособия. Это демонстрационные, общеклассные модели геометрических фигур, изготовленные из цветного картона или плотной бумаги, плакаты с изображениями фигур, предметов различной формы, а также геометрических фигур, чертежи на доске, диафильмы. Кроме того, требуются индивидуальные наглядные пособия — такой раздаточный материал, как полоски бумаги, палочки различной длины, вырезанные из бумаги фигуры и части фигур. В качестве учебного пособия при изучении целого ряда геометрических объектов целесообразно использовать геоплан. При изучении отдельных тем полезно изготовить с детьми самодельные наглядные пособия: модель прямого угла, раздвижную модель угла (малку), палетку, модели единиц измерения площади и др.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.

На сегодняшний день существует общая схема знакомства с любой геометрической фигурой, она состоит из таких пунктов как:

1)получение фигуры;

2)название фигуры;

3)распознавание фигуры в окружающей обстановке;

4)построение фигуры;

5)изучение свойств.

Эта схема универсальна для всех геометрических фигур и тел. Но нельзя изучить все фигуры сразу. Именно поэтому программой предусмотрено деление при изучении геометрических фигур по классам. В начальной школе это деление выглядит так:

1 класс - Точка. Линия. Прямая и кривая линии. Отрезок.

2 класс - Углы. Прямой угол. Прямоугольник. Квадрат. Периметр прямоугольника и квадрата. Ломаная. Звенья ломаной. Длина ломаной.

3 класс - Луч. Треугольник. Равносторонний треугольник. Прямоугольный треугольник. Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник.

4 класс - Представление о телах: куб, призма, пирамида, конус, цилиндр, шар.

При формировании представлений о фигурах большое значение придается выполнению практических упражнений, связанных с построением, вычерчиванием фигур, рассмотрением некоторых свойств изучаемых фигур (например, свойства противоположных сторон прямоугольника); упражнений, направленных на развитие геометрической зоркости (умения распознавать геометрические фигуры на сложном чертеже, составлять заданные геометрические фигуры из частей и др.).

Данная схема позволяет детям последовательно изучить геометрический материал, соответствующий возрасту. Таким образом, согласно такому построению схемы, в 1 классе дети знакомятся с общими понятиями и представлениями о геометрических фигурах. Во 2 классе задача усложняется, а именно они знакомятся с прямыми и непрямыми углами (острые, тупые), прямоугольником (квадратом), со свойством противоположных сторон прямоугольника, учатся строить пря-мой угол прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге, также знакомятся с понятием периметр прямоугольника, учатся его вычислять. В 3 классе расширяется ряд понятий геометрических фигур. Учащиеся уже знакомятся с такими понятиями как, площадь прямоугольника (квадрата), вводятся буквы для обозначения геометрических фигур. А также знакомятся с окружностью, центром, радиусом, диаметром окружности (круга). Знакомятся с видами треугольников: разносторонними, равнобедренными (равносторонними); прямоугольными, остроугольными, тупоугольными. В 4 классе подводится итог всему изученному ранее. Детям даются задания и упражнения на повторение пройденного материала, постепенно их усложняя. Поэтому к концу четвертого года обучения младшие школьники должны уметь распознавать геометрические фигуры в составе более сложных; уметь разбивать фигуры на заданные части; составлять заданные фигуры из 2—3 ее частей; строить изученные фигуры с помощью линейки и циркуля.

Таким образом, концентрическое построение курса при изучении геометрического материала, способствует более точному усвоению не только конкретного раздела математики, но и всех разделов в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: