При организации самостоятельной работы учащихся необходимо учитывать

следующие моменты:

- необходимо расширять применение методов самостоятельной работы в практике обучения;

- критериями применения методов самостоятельной работы должны быть в

единстве доступность содержания учебного материала и готовность учащихся к ее использованию на данном этапе обучения;

- методы самостоятельной работы должны использоваться и в процессе выполнения отдельных упражнений, и в процессе самостоятельного изучения отдельных тем

с попутным выполнением упражнений, заданий, ответов на контрольные вопросы и др.;

- для расширения сферы применения самостоятельной работы до оптимально

необходимого уровня следует улучшить предварительную подготовку учащихся к ее

выполнению путем формирования навыков и умений работы с учебными и справочными материалами, электронными ресурсами и ресурсами сети Интернет;

- в процессе обучения необходимо использовать такие методы самостоятельной работы, которые требуют от учащихся проявления элементов творчества, рационализации, новаторства;

- важно не забывать о дифференцированном и индивидуальном подходе при

использовании методов самостоятельной работы. Нужно дифференцировать не только

сложность заданий, но и меру помощи, оказываемой со стороны преподавателей при

выполнении самостоятельных заданий.

Технология организации самостоятельной работы может, быть рассмотрена в широком и в узком смысле. В широком смысле технология включает описание этапов деятельности как педагога, так и обучающегося.

В узком смысле — это технология деятельности ученика. Уча-щийся самостоятельно (или с помощью педагога) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии.

Т ехнология организации самостоятельной работы включает не-сколько этапов:

-подготовительный, этап целеполагания (осуществляется совместно с обучающимся),

- деятельностный— собственно этап самостоятельной работы обучающимся (при опосредованном руководстве, осуществляемом на основе педагогической поддерж-ки и консультирования),

- контрольно-оценоч-ный и рефлексивный (осуществляются совместно с обучающимся), аналитический.

30.Понятие структура и сущность процесса воспитания.

Процесс воспитания - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы (воспитание в семье; воспитание в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, воспитание в детских общественных организациях и объединениях) взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию и развитию личностных свойств и качеств воспитанников.

Особенности воспитательного процесса, которые в своей совокупности отражают его сущность:

1) воспитание носит конкретно-исторический характер. По мере развития общества (науки, культуры и т.д.) изменяются цели, содержание, методы воспитания;

2) воспитание -целенаправленный, планомерно организуемый процесс (педагогу необходимо иметь перед собой ясную цель и программу, т.е. четко представлять себе, каким должен стать его воспитанник);

3) воспитание -двусторонний процесс (ребенок не только объект, но и субъект воспитания);

4) целостность процесса воспитания (в результате воспитательного воздействия у ребенка формируются не отдельные качества, в его личность в целом);

5) воспитание - диалектически противоречивый процесс.

6) скачкообразность процесса воспитания. Хотя свойства личности формируются постепенно, но их становление происходит в форме скачка (количественно - качественное изменение);

7) длительность - воспитание продолжается всю жизнь, в нем нет перерывов;

8) воспитание - это взаимосвязанный процесс индивидуализации и социализации личности.

Структурные компоненты процесса воспитания:

 • целевой (цель и задачи);

• содержательный (содержание воспитания);

• организационно -деятельностный (методы, средства, формы воспитания);

• оценочно -результативный (результат воспитания).

31)Особенности процесса воспитания в современном обществе

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей.Они характеризуют трудность этого процесса и отражают его специфику и сложность.

Особенности воспитательного процесса наиболее отчётливо проявляются в следующих свойствах:

- многофакторность (на воспитание влияет гораздо больше факторов, чем на обучение, в том числе таких факторов, влияние которых практически невозможно предусмотреть заранее);      - вариативность результатов (результаты воспитание трудней предсказать и воспроизвести, чем результаты обучения; это свойство тесно связано с предыдущим);                                                     - длительность (достижение явных положительных результатов воспитания требует больше времени, чем при обучении);                                                                                                                          - непрерывность (воспитание человека происходит не только в образовательном процессе, но и в семье, а также во взаимодействии с разными субъектами вне семьи и школы; даже свободное общение со сверстниками оказывает воспитывающее влияние на личность);                                 - комплексность формирования требуемых качеств (учебный материал можно усваивать блоками, но невозможно воспитать, например, сначала дисциплину, потом патриотизм, потом ценностное отношение к себе, а потом перейти к воспитанию эстетических чувств).

Воспитательный процесс отличается длительностью, по сути, он длится всю жизнь.

 Современный мир и взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально изменились. Общество, а вместе с ним и воспитание переживает трудный период постижения объективной действительности.В основе современной идеологии воспитания лежат идеи развития человека, опирающееся на его способности и дарования.

1. Реальные цели воспитания.Освоение человеком базисных основ культуры приводит к самому главному понятию содержания воспитания -"базисная культура" личности, жизненного самоопределения.

2. При взаимодействии взрослых и детей происходит выработка эталона нравственности, образцов духовной культуры, норм и законов жизни, которые определяют активную позицию личности.

3. Самоопределение. Важнейший элемент воспитания - культура жизненного самоопределения, которая характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Только в гармонии с самим собой человек может полноценно сформировать своё гражданское, профессиональное и нравственное самосознание.

4. Воспитание личности. В центре педагогического процесса стоит сам ребёнок. Высшая цель - развитие индивидуальных склонностей воспитуемого, интересов, особенностей характера и чувства собственного достоинства.

5. Добровольность. Воспитания не может быть принудительным так как ведёт к деградации нравственности ребёнка. Упор должен быть исключительно на интерес, романтику, чувство товарищества, гражданского долга, стремлению самодеятельности и творчеству.

6. Социализация. Подготовка ребёнка к выполнению трёх главных ролей в жизни - гражданина, работника, семьянина.

32.Самовоспитание и перевоспитание личности

Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Компонентами самовоспитания являются самопознание, самоанализ, самооценка, самоотчет и самоконтроль.

Приемами самовоспитания служат самоприказ, самоободрение, самовнушение, самоодобрение, самопоощрение, самонаказание.

Элементы самовоспитания присутствуют уже у детей дошкольного возраста: они не могут пока осмыслить свои личностные качества, но в состоянии определить, что такое хорошо и какие поступки вызывают у взрослых негативную реакцию.

В подростковом возрасте проявляется потребность в самопознании, самоанализе и самооценке. Но из-за отсутствия социального опыта и специальной подготовки подростки не всегда могут понять мотивы собственных поступков. Поэтому необходимо тактичное руководство взрослых.

В юношеском возрасте процесс самовоспитания становится более осознанным и целенаправленным. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на серьезном анализе собственных индивидуальных возможностей. Чем выше степень осознанности, тем более значимо самовоспитание для саморазвития личности.

Уровень самовоспитания характеризует уровень воспитанности личности в целом. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием: подкрепляет и развивает процесс формирования личности.

Перевоспитание – вид воспитания, цель которого устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности.

Этот процесс нелегкий, длительный, требующий много сил и терпения. Перевоспитывать гораздо сложнее, чем воспитывать, потому что приходится ломать сложившиеся взгляды, привычки, черты характера и формировать новые, отличающиеся от прежних, непривычные для воспитуемых.

Перевоспитание может дать положительные результаты в случае, если у человека появляется потребность в самоисправлении, он начинает осознавать необходимость в изменении образа жизни, привычек, поведения.

Для перевоспитания важно расположить личность к себе; выявить причины, способствующие возникновению проблем; создать систему целевых ориентаций, которые бы определили ближние (игра, поездка, подарок), средние (включение в работу кружка, секции, участие в походе, поездка в лагерь и др.) и дальние перспективы (жизненное и профессиональное самоопределение); изменить обстановку, в которой живет или учится воспитанник (перевести в другой коллектив, включить в новую деятельность, отвлекающую его от прежних интересов); воздействовать на личность воспитанника, на его сознание, чувства, волю с целью наступления перелома в его поведении и др.

33. Закономерности и принципы воспитания.

Педагогические закономерности воспитания в педагогике – это отражение объективной реальности воспитательного процесса, имеющего устойчивые, повторяющиеся значимые общие свойства в определенных обстоятельствах.

Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.

Внутренние закономерности характеризуют связи между: компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами); характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов.

Среди внутренних закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие:

 • воспитание всегда связано с обучением;

 • цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса;

 • эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальным выбором методов, форм и средств воспитания, проводимым на основе учета объективных и субъективных факторов, характерных для данной личности или группы лиц;

 • чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется;

 • воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в неразрывном, целостном единстве.

Принципы воспитания – это основные положения, являющиеся руководством для педагога в воспитательном и обучающем процессах.

Принципы воспитания:

 • Персонификация – требует отношения к воспитаннику как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный принцип предполагает, чтобы и сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и так же расценивал каждого из окружающих людей. И педагоги, и воспитанники должны относиться к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.

Природосообразность –предполагает, что воспитание должно быть основано на безусловном приоритете общих законов развития природы, научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, на учете пола и возраста. Целью же воспитания должно стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, а также обращается внимание на формирование природоохранного и ресурсосберегающего поведения и соответствующего ему мышления

 • Культуросообразность – то идея о максимальном использовании в воспитании, образовании и обучении культуры той среды, в рамках которой осуществляется развитие личности человека.

Гуманизация -принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей.

Дифференциация -он предполагает разделение, выделение различных программ. Воспитание каждого человека идет на уровне его способностей и возможностей.

34.Цель воспитания и динамика ее развития в педагогике

 Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражающая его наивысшее — обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

Цели воспитания:

1. формирование отношения личности к миру и к себе.

2. воспитание всесторонне развитой лич-ти.

3. воспитание соц-но компетентной лич-ти.

 4. развитие самосознания лич-ти, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

5. приобщение ч-ка к культуре.

 6. воспитание гражданской лич-ти.

7. воспитание автономной лич-ти.

Проследим динамику целей воспитания в различных общественно-экономических формациях: Первобытнообщинный строй - воспитание было призвано обеспечить существование людей, его цель – вооружать человека опытом выживания, т.е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни.

Рабовладельческий строй - появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она стала дуалистической. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ. Воспитание детей рабов заключалось в подготовке их к смирению и покорности.

Феодализм - цели воспитания остаются дифференцированными: для детей феодалов – рыцарское воспитание, а для детей крестьян – трудовое в школе под открытым небом.

Капиталистический - классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства.

Посткапиталистический - зависимость целей от способа производства.

 

35.Воспитание социально необходимых и обязательных качеств человека(умственное нравственное)

В широком педагогическом смысле восп-ие – целенаправленный пр-с, кот-й осущ-ся системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле восп-ие, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой явл-ся формир-ние системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.

Трудовое восп-ие – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деят-ти, накопление проф-го опыта как условия выполнения важнейшей обязанности чел-ка.Его основная задача — приобретение обучаемым знаний о предметах, средствах и процессах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда и овладения какой-либо профессией.

Основными принципами трудового воспитания являются политехническая направленность, связь с изучением основ наук, творческий подход к решению трудовых задач и полезный для личности и общества характер результатов труда.

Трудовое воспитание организуется преимущественно в виде трудовой практики, экскурсий и т.п. Занятия проводятся как в учебных, так и в учебно-производственных условиях. В учебно-воспитательном процессе участвуют не только преподаватели, но и инженерно-технические работники предприятий.

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. обуч-е нормам общественного приличия и нормам этикета.

Существует несколько его видов: патерналистское, основанное на почитании родителей; религиозное, основанное на авторитете религиозной веры; просветительское, основанное на выводах разума.

Особенность нравственного воспитания состоит в том, что оно реализуется всем содержанием воспитания, а задачи нравственного характера решаются представителями всех педагогических профессий. Учитывая огромную роль в нравственном воспитании свободного выбора личности, его часто трактуют как «повивальное искусство» (Сократ). Еще одна особенность нравственного воспитания состоит в том, что нормы, с которыми оно имеет дело, находятся в основании всех форм человеческой деятельности, не теряя при этом свойств идеала.

Формирование этого идеала входит в содержание деятельности всех факторов воспитания. Важнейшим инструментом нравственного воспитания является нравственный поступок.

36.Воспитание желательных и возможных качеств человека(физическое,правовое,экологическое)

Физическое восп-ие заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также восп-ие силы воли и хар-ра; направлено на повышение работоспособности чел-ка.

Физическое воспитание — организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель его — всестороннее развитие личности, ее физических качеств и способностей. Основные средства: физические упражнения, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены. Физическое воспитание, как и другие формы воспитательной работы, требует строгого учета индивидуальных, возрастных особенностей.

Экологическое восп-ие это восп-ие, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.

В процессе экологического воспитания формируется понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил человека и общества, вырабатываются умения изучения и оценки состояния окружающей природной среды, развивается потребность в общении с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе, активизируется деятельность по улучшению окружающей природной среды. Важнейшей задачей экологического воспитания является повышение экологической культуры производства, формирование навыков пропаганды эффективных способов решения современных проблем охраны природы.

Правовое восп-ие предполагает знание чел-ком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.

37Характеристика конвенции о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, определяет носителя этих прав как человека, не достигшего 18-летнего возраста.

Конвенция имеет 54 статьи, которые учитывают все, связанное с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция о правах ребенка конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция обязывает государства, которые присоединяются к Конвенции, нести юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции. Подписывая Конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения, несут ответственность перед международным сообществом.

Конвенция ООН о правах ребенка была ратифицирована СССР 15 сентября 1990 года. Ее выполнение стало обязанностью России как правопреемника и продолжателя СССР.

В конвенции о правах ребенка рассматриваются нормативно-правовые основы защиты прав ребенка в современном образовательном учреждении; проблема защиты прав детей и пути ее решения; реализация прав ребенка в РФ; содержание, формы и методы работы с педагогическим коллективом образовательных учреждений по защите прав ребенка

Центральной идеей Конвенции выступает требование «по наилучшему обеспечению интересов ребенка» и, в отличие от ранее принимаемых документов, она обладает силой международного права.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

38 Понятие и структура методов воспитания и их классификация

 

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Система общих методов воспитания:

• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

39 Методы изучения личности и детских коллективов

К основным методам изучения личности учащегося и классного коллектива относятся наблюдение, беседа, опрос (интервью и анкетирование), анализ продуктов деятельности (творчества), метод экспертной оценки, тестирование, социометрия.

Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта.Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения. Наблюдение может быть сплошным или выборочным (с фиксацией, например, всего хода урока или поведения только одного или нескольких учеников). На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. При организации наблюдения должен быть заранее намечен его объект, поставлена цель, составлен план.

Беседа – это исследовательский метод, позволяющий глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путём анализа данных, полученных в ответах на предварительно продуманные вопросы. Беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями

Опрос. Метод опроса используется в двух основных формах: устной (интервью) и письменной (анкетирование).

Интервью – это разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения испытуемого по его ответам на заранее сформулированные вопросы. В отличие от беседы, в которой собеседники равноправны и все должны высказать свои мнения, здесь исследователя интересует мнение только одного лица.

Анкетирование – это разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.Вопросы и анкеты могут быть открытого типа (ответ формулируется самим опрашиваемым), полузакрытого типа (ответ выбирается из предложенных вариантов или предлагается собственный), закрытого типа (выбирается один из предложенных готовых ответов).

Анализ продуктов деятельности– это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, заметки, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности (сочинения, контрольные и проверочные работы, рисунки, поделки, модели и др.).

Метод экспертных оценок (экспертное оценивание) – это исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовать окружающее.

Метод тестов (тестирование) – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определённым нормам путём анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.

Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику. Она показывает меру выраженности исследуемой особенности у личности

Социометрическая методика представляет собой способ выявления межличностных взаимоотношений в группах и технику фиксирования эмоциональных предпочтений. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявления симпатий и антипатий между членами группы, которые могут сами не осознавать этих отношений и не давать себе отчёта в их наличии или отсутствии.

40 Методы формирования сознания личности

Методами формирования сознания являются:

- Признание, внушения;

- Убеждения;

- Примера.

Признание предусматривает информацию, сообщения о фактах, поступки, события, а также разъяснение сущности, значения тех или иных качеств личности, принципов, норм и правил поведения, путей достижения поставленной цели, способов самовоспитания, самообразования, чтобы сформировать на основе приобретенных знаний определенные понятия.

Внушение - метод психологического воздействия на человека, рассчитанный на некритическое восприятие ею слов, мыслей других, что приводит либо к проявлению у человека, даже кроме его воли и сознания, определенного состояния, чувств, отношения,либо к совершению человеком поступков, которые могут непосредственно не соответствовать ее принципам деятельности, поведения. Внушение не требует доказательств, аргументации, логики.. Степень внушения зависит как от возрастных, так и индивидуальных особенностей субъекта.

Убеждение - метод воздействия на сознание, волю индивида, способствует формированию новых взглядов, отношений или изменении тех, что не соответствуют общечеловеческим и национальным нормам и принципам. Метод предусматривает обоснование определенного понятия, отстаивание нравственной позиции, оценки поступков, действий и др. Основными приемами реализации методов формирования сознания индивида являются:

Беседа предполагает целенаправленную организацию обмена мнениями. Тематика, содержание бесед определяется воспитательными задачами, которые касаются отдельного индивида или определенной группы школьников. По содержанию беседы охватывают различные вопросы морали, этики, эстетики, научной организации труда, физического воспитания, политических событий и др.Беседа обеспечивает выявление личностной оценки по различным вопросам жизни, взглядов, суждений.

Дискуссия (диспут) предполагает спор, столкновение различных точек зрения, взглядов, мнений, оценок, отстаивания своих убеждений. Дискуссия требует специальной подготовки участников: выбирается очень острая тема, определяется авторитетный, эрудированный ведущий дискуссии, разрабатываются вопросы, которые стимулировали бы участников к спору. Эти вопросы, рекомендуемая литература доводятся до сведения участников ранее, чтобы была возможность подготовить аргументацию.

Рассказ - это монолог воспитателя, который строится как рассказ, описание, разъяснения. Она проводится, чтобы вызвать чувство сопереживания с героями рассказа, раскрыть содержание моральных норм и правил поведения, представить идеальный образ подобное. При этом важно не учить прямо, а давать возможность детям оценивать самым то, что услышали, делать выводы.

Лекция, как и рассказ - монолог воспитателя, но больше по содержанию и дается на уровне теоретического,обобщения. Именно поэтому лекции проводят со старшеклассниками с целью раскрытия различных вопросов, связанных с формированием личности. В содержании лекции определяются, как правило, несколько вопросов, их последовательное раскрытие дает слушателям представление по определенной проблеме.

Метод примера - это метод воздействия на сознание, чувства, поведение личности через подражание. Подражание направлено на воспроизводство индивидом определенных внешних черт, образцов поведения, которое сопровождается эмоциональными и рациональными чувствами

41 Методы организации деятельности и опыта поведения личности

К таким методам относятся упражнения, приучение, требование, поручение, отчетность и создание воспитывающих ситуаций.

Упражнение – метод воспитания, предполагающий многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результатом упражнений выступают устойчивые качества личности – навыки и привычки.

Приучение – метод воспитания, представляющий собой интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют, когда необходимо сформировать требуемое качество быстро и на высоком уровне. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство воспитанника.

Требование – метод воспитания, с помощью которого норма поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывает, стимулирует или тормозит определенную деятельность воспитанника и проявление у него тех или иных качеств. Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В связи с этим выделяются позитивные и негативные требования

Поручение – метод воспитания, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми и коллективными, постоянными и временными. Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, от тебя зависит успех общего дела) и меру ответственности (необходимо довести порученное дело до конца).

  Создание воспитывающих ситуаций – метод воспитания, предполагающий организацию деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Воспитывающими называются ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему

Инструктаж. Задача педагога – в убедительной форме разъяснить подросткам смысл той или иной конкретной практической деятельности. Он ориентирует их на цель деятельности, инструктирует, обучает системе целесообразных действий, показывает возможный путь решения или предлагает самим школьникам найти его. Педагог может демонстрировать соответствующие действия, которые должны потом выполнять ученики.

Отчетность. Отчет о выполнении заданий способствует анализу и фиксации достигнутого, является основой выдвижения новых, более сложных задач. Нередко отчет принимает характер коллективного обсуждения. О результатах выполнения дел, которые учащиеся взяли на себя добровольно, они также сообщают коллективу, органам самодеятельных организаций, т.е. отчитываются.

42 Методы стимулирования и поддержки личности

К этой группе относят следующие методы воспитания: соревнование, игра, поощрение, наказание

Соревнование – метод помещения воспитуемого в определенные условия, когда он может сравнить свою деятельность с результатами своих товарищей. Соревнование позволяет активизировать личность, сплачивает коллектив, способствует достижению высоких результатов Создание ситуации успеха – помещение воспитуемого в такие условия, в которых у него в значительной степени повышается эффективность деятельности, в результате чего он повышает свой статус, самооценку и т.д. К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания.

Поощрение - способ выражения признания, положительная оценка поведения и деятельности отдельного учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, осуществляемые публично или в личной форме. Средствами метода поощрения являются следующие виды: личная похвала, награждение похвальными грамотами, медалями.

Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания - ни физические, ни моральные

43 Приемы воспитания и их классификация

Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. Первая группа - коммуникативные приемы, то есть приемы общения педагога и учащихся.

«Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить от лица соответствующего персонажа.

«Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений необходимо перейти к аналитическим, а затем и к проблемным высказывания мучащихся. «Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов.

 «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, по-своему интерпретируют смысл происходящего «Импровизация на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают зарисовки, комментируют, разрабатывают)

«Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения задания с последующим столкновением противоречивых суждений. Вторая группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.

 «Распределение ролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.

 «Инструктирование». На время выполнения творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать «Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание.).

«Самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника. «Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися.

«Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые они получили при выполнении заданий.

 «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством распределения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в моменты выполнения творческой работы.

44 Понятие средств и форм воспитания

Средство воспитания — это педагогически независимый источник социального опыта. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Средства выбирают для реализации той или иной воспитательной цели. Они иллюстрируют явления жизни, инициируют активность воспитуемых и т.д.

Форма — это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности. Формы воспитательной работы выполняют определенные функции:

-организационную; организация отражает определенную логику взаимодействий участников воспитательной работы

-регулирующую; использование той или иной формы позволяет регулировать взаимоотношения между воспитателями и воспитанниками, в процессе которых происходит формирование норм социальных отношений;

-информативную; возможно не только одностороннее сообщение воспитанникам тех или иных знаний, но и обращение к их собственному опыту, актуализация имеющейся информации

45Характеристика основных форм воспитания

Существует большое количество классификаций форм воспитательной работы:

• продолжительность по времени: кратковременные (несколько минут, часов); продолжительные (несколько дней, недель);

• виды деятельности воспитуемых: учебная, трудовая, спортивная, художественная;

• способ влияния педагога: непосредственно, опосредованно;

• субъект организации: педагоги, родители, другие взрослые; деятельность строится на основе сотрудничества, инициатива и ее реализация принадлежат воспитанникам;

• результаты: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт;

• количество участников: индивидуальная (воспитатель – воспитанник), групповая (воспитатель – группа воспитанников), массовая (воспитатель – несколько групп) формы.

Рассмотрим особенности некоторых форм воспитательной работы, различаемых по количеству участников.

Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблем. Задачи воспитателя: распознать возможности ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, что мешает проявить себя.

Групповые формы: советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Задачи воспитателя: помочь каждому проявить себя, создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех ее членов.

Коллективные формы: конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования.

Л.И. Маленкова предлагает иную классификацию форм воспитательной деятельности1:

• простые (как процесс ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в многочисленные отношения);

• кратковременные и длительные;

• групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные, межшкольные, межрегиональные и др.;

• традиционные (вошедшие в практику школ, освоенные и принятые многими педагогами), творческие (нестандартные, нетрадиционные);

• спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса и специально организованные;

• регулярные и эпизодические.

46Факторы влияющие на выбор форм и средств воспитания

При выборе средств и форм необходимо, чтобы они реа-лизовывали образовательную, развивающую и воспитательную функции, инициировали духовную активность, мыслительную деятельность, самостоятельность взаимодействия с предметами окружающей реальности.

В каждом отдельном случае в воспитательной деятельности принимают участие разные воспитанники со своими особенностями, интересами, возможностями. Взрослый участник также неповторим, как и дети. Исходя из этого строит:, работу по чужим сценариям нецелесообразно, формы работы не должны быть однотипными. Следует использовать отдельные идеи, элементы уже созданных, апробированных на практике форм воспитательной работы. Предпочтительно, когда рождение формы происходит в процессе сотрудничества воспитателя и коллектива воспитанников.

Выбирая форму воспитания, нужно учитывать конкретные воспитательные задачи на данном этапе и основные виды деятельности, в которые целесообразно включить воспитанников; принципы организации воспитательного процесса, подготовленность воспитанников, их интересы и потребности; материальную базу, внешние условия, возможности педагогов и родителей.

Каждая форма воспитания требует определения конкретных способов, приемов, методов организации деятельности, что целесообразно осуществлять вместе с участниками этой деятельности. Часто бывают ситуации, когда воспитатель сам продумывает и выстраивает форму воспитательной работы. Это зависит от ее особенностей, цели, возможностей воспитанников (кто является организатором, какова ее длительность и т.д.).

47Взаимодействие школы семьи и общественности в воспитании

Взаимодействие школы, семьи и общественности:

1. Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, полиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса.

2. Организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми.

3. Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

Формы взаимодействия школы с семьей:

  индивидуальные — беседа с родителями, консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с родителями по телефону, использование электронной почты (где есть такая возможность), переписка с родителями; коллективные — родительские собрания, лектории, открытые уроки для родителей, Дни открытых дверей, педагогические конференции

Методические правила взаимодействия школы с семьями:

1. Выражение позитивного отношения к ученику, классу,группе детей, с родителями которых происходит общение. Воспитатель отмечает положительное в развитии ребенка(класса, группы), отмечает успехи и достижения. Это настраивает родителей на доверительное и открытое общение.

2. Выражение беспокойства и тревоги за ребенка (класс, группу детей). Учитель, общаясь с родителями, не пытается их руками наказать ребенка, а призывает к совместному поиску решения возникшей проблемы. Воспитатель пользуется такими оборотами: «Меня очень беспокоит...»; «Тревожным мне кажется то, что...».

3. Совместное и разностороннее выявление и анализ причин возникшей негативной ситуации и проблем в развитии ребенка. Только совместное заинтересованное и откровенное обсуждение воспитателя с родителями может помочь установить, что мешает ребенку нормально жить и развиваться, и соответственно принять адекватные меры.

4. Выработка единого стиля и тона взаимоотношений с ребенком, построенного на основе уважения его личности и интересов.

48 Воспитание детей в семье

Семейное воспитание (то же самое воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве.

Воспитательный потенциал семьи составляет комплекс факторов и условий, определяющих ее педагогические возможности. В качестве компонентов воспитательного потенциала семьи можно выделить:

- численность и структуру семьи;

- нравственно-психологическую атмосферу, характер внутрисемейного общения;

 - жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и педагогической культуры;

 - распределение обязанностей (в том числе воспитательных) в семье;

 - материальные и бытовые условия семьи;

 - организацию семейного досуга, наличие семейных традиций;

 - взаимосвязь семьи со школой и другими социальными институтами.

Нами рассмотрены различные по структуре типы семей. Количество детей в семье, отсутствие одного из родителей или замена его неродным, наличие в семье старшего поколения (бабушки, дедушки) — все это влияет на становление личности ребенка.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей.

49.Понятие и признаки коллектива.

Коллектив - высокоорганизованная просоциальная группа людей, обладающая благоприятными для развития индивида интегральными психологическими характеристиками и параметрами. Коллектив является связующим звеном между человеком и обществом, обеспечивая установление социальных связей, разрыв которых ведет к деформации социального развития человека.

Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать следующие:

1) Наличие общей цели у всех ее членов. Последняя может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой, схожей.

2) Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.

3) Такое психологическое признание делает возможным постоянное практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов.

Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого в отдельности. Во-вторых, на его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность деятельности. В-третьих, создаются условия для успешного решения проблем там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы.

4) Четвертым признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения - в - коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов, У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей историю в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций.

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться какими они есть индивидуальностями, достойными уважения.

Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует его изменению. Здесь человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству в соревновании.

50.Этапы развития коллектива.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. Основные критерии уровня социальной зрелости коллектива - это отношение его членов к педагогическим требованиям. Закономерен переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. Согласно учению о коллективе А.С. Макаренко выделяется четыре стадии развития коллектива:

1.Стадия организационная - характеризуется наличием группы людей, которой предстоит общая целенаправленная деятельность и присутствием руководителя, выступающего с требованиями перед группой. В данном случае коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стре-мящегося организационно оформленную группу (класс, кружок, учебно-тренировочную группу и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-пси-хологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

2.Стадия выделения актива (лидеров группы), который поддерживает воспитывающие требования руководителя. Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Таким образом, в ситуации отсутствия руководителя сохраняется педагогическое сопровождение со стороны позитивных лидеров группы. Однако на этой стадии требования личности к себе ниже, чем к другим членам группы. Личность, проходя стадию вхождения в группу, пока не ответственна сама за себя. Для этого этапа развития коллектива характерен часто встречающийся вопрос среди детей и подростков, скажем, по поводу какого-либо поручения: «А почему я, а не он?». Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между отдельными группами воспитанников с различными ценностными ориентациями и т.д.

3.Стадия формирования собственно коллектива. Яркая особенность стадии - требования личности к себе соответствуют требованиям к другим. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллективные отношения начинают превращаться в «инструмент» развития личности, осуществляется переход от воспитывающих воздействий педагога (или их трансляций через актив коллектива) к проявлению самовоспитания членов коллектива.

4.Стадия расцвета коллектива. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на четвертой стадии. Требования личности к себе гораздо выше, чем к другим, никто из членов коллектива не переадресует свою работу другому. Каждый воспитанник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс само-воспитания.

Исходя из логики развития коллектива, можно сделать определенные педагогические выводы:

· Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ: возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней.

· Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня.

· Педагог своей работой может, как ускорить, так и замедлить процесс развития коллектива.

· Методы воспитания в коллективе должны соответствовать стадии его развития.

51.Принципы коллективного воспитания А.С.Макаренко.

Основу теории коллектива разработал А. С. Макаренко. Им же предложена система законов и принципов.

1. Закон развития коллектива. Заключается в том, что не должно быть остановки в развитии коллектива; "Остановка в развитии означает смерть коллектива", – писал А. С. Макаренко. Им же были выделены три основные стадии развития детского коллектива. Из этого закона есть важное следствие: там, где нет массовой объединяющей деятельности, для членов группы развития коллектива не происходит, например, это может иметь место в школе, если учитель суживает взаимодействие детей только до изучения предметов.

 2. Принцип педагогической целесообразности. Дополняет закон развития и заключается в отборе содержания жизни детской группы, видов деятельностей, характере общения, которые должны соответствовать задачам воспитания.

3. Закон параллельного действия ("педагогика параллельного действия"). Он основывается на следующем:

 • педагогическая позиция воспитателя по возможности скрыта от детей;

 • влияние на личность в основном идет через группу, ее авторитет и общественное мнение;

 • воспитатель преимущественно работает с группой или ее активом, если последний сформирован.

 4.Принцип ответственной зависимости. Каждый член группы ответственен за действия группы в целом. И наоборот, коллектив отвечает за действия и поступки каждого своего члена.

 5. Принцип перспективных линий. Это принцип будущих, перспективных, дел, которые принесут удовлетворение и радость всем членам группы, "завтрашняя радость". Он основал на том, что общие эмоции и дела сближают членов группы. Выделяют три группы перспектив: близкие (произойдут в ближайшие часы, дни), средние (произойдут в ближайшие недели и месяцы), далекие (события, ожидаемые через годы). При работе со средними перспективами воспитатель использует следующие приемы: привлечение внимания к перспективе: ее детализация; напоминание; совместное обсуждение и переживания; посильное участие всех членов группы; драматизация; непременное выполнение обещанного.

Для того чтобы этот принцип способствовал развитию коллектива, необходимо использовать перспективы: полезные и нравственные; объединяющие детей; основанные на творчестве и личном участии членов группы.

  6.Принцип активной целеустремленности. Заключается в том, что в детской группе должны быть энергичная, активная, "мажорная" атмосфера. Это соответствует возрасту младшего школьника, для которого характерно эмоциональное положительное отношение к происходящему, любопытство и жажда нового.

7. Принцип традиций в коллективе. Традиция – это те повторяющиеся элементы в жизни группы, которые отличают ее от других групп. Смысл использования традиций в воспитании заключаются в том, что они сплачивают детскую группу на основе совместных переживаний и действий, создают ощущение сопричастности и защищенности ее членам, выражают общественное мнение. Выделяют несколько типов традиций: общешкольные; правила и порядки в классе; повседневные ритуалы группы.

52.Характеристика основных направлений внеучебной деятельности.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки используется на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. В данную часть входит внеурочная деятельность.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, патриотическое).Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезная практика.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности только образовательного учреждения.

Художественно – эстетическое направление реализует следующие программы «Умелые руки», «Флористика и фитодизайн», «Художник – настоящий волшебник», «Театр на английском языке».

Научно – познавательное направление реализует программы «Инфознайка», «В мире неизведанных слов», «Волшебный компьютер».

Спортивно – оздоровительное направление представлено программой «Ритмическая мозаика».

Программа внеурочной деятельности представляет собой вариант программы ориентированной на младших школьников и предназначена для реализации в 1-ых классах школы. Данная программа является модульной и объединяет в себе несколько разделов. Программа предполагает как равномерное распределение часов по неделям и проведение регулярных еженедельных занятий, так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия блоками (экскурсии, практические выходы, фестивали и т.п.).

Целью деятельности педагогического коллектива по реализации ФГОС во внеурочной деятельности является осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования.

Для достижения поставленной цели педагогическому коллективу необходимо решить следующие задачи:

· изучить интересы и потребности детей в дополнительном образовании;

· определить содержание дополнительного образования детей, формы и методы работы с обучающимися, с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;

· создать условия для формирования единого образовательного пространства;

· расширить виды творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

· создать комфортные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания, уважения к истории и культуре своего и других народов;

· создать условия для формирования нравственных качеств, творческой и социальной активности младших школьников;

· создать условия ориентирующие школьников к тем или иным видам деятельности (художественной, познавательной и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: