Специфика внеучебной деятельности и ее связи с учебным процессом

Воспитание в школе должно осуществляться только в процессе совместной деятельности взрослых и детей и детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми жизненно необходимых ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все ее виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.).

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание,определено пространство и время в образовательном процессе.

При организации внеурочной работы в условиях ФГОС от руководителей ипедагогов образовательных учреждений потребуется знание методов и подходов осуществления данной деятельности.

В основной образовательной программе образовательного учреждения внеурочную деятельность следует учитывать в разделе «Учебный план начального общего образования».

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.[6, c.4]

Выдающийся педагог Ю. Ю. Баранова пишет: «Согласно новому Федеральному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениямвнеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется пожеланию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения». [3, c.7]

Однако сущность термина «внеурочная деятельность» в стандарте нового поколения не раскрывается.

Выдающийся педагог Д. В. Григорьева и П. В. Степанова считают: «Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, кроме учебной деятельности и деятельности на уроке». И хотя в первой работе речь идёт о внеурочной деятельности школьников, но независимо от используемых терминов (об этом ещё ведётся дискуссия) основной акцент делается на объединении всех видов деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.[4, c. 18]

Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь немеханическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. [2, c. 3]

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличныхот урочной системы обучения. [4, c. 18]

В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Кроме того, внеурочная деятельность может вестись по таким направлениям, как художественно-эстетическое творчество (изобразительное, прикладное и др.), конструирование, туризм и краеведение (с учетом младшего школьного возраста).

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связанымежду собой. Например, ряд направлений совпадает с такими видами деятельности, как спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество. Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могутбыть реализованы и быть приоритетными в любом из видов работы с детьми внеуроков. Что касается общественно полезной деятельности, она может осуществляться в таких ее видах, как социальное творчество и трудовая(производственная) деятельность. [3, c. 7]

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальныхзнаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемыхи неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (всистемах как основного, так и дополнительного образования) как значимыми длянего носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания ипозитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,природа, мир, знания, труд, культура), выработка ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса,школы, то есть в рамках защищенной, дружественной про социальной (то есть ориентированной на благо группы) среды. Именно в такой среде ребенок получает(или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в процессе самостоятельного общественного действия юный человек действительно становится (а не простоузнает о том, как им стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, воткрытой общественной среде.

Выдающийся педагог Ю. Ю. Баранова пишет: «При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимоучитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новомусоциальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность».

Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Вовтором и в третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, заметно активизируется межличностное взаимодействие младших школьников, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к четвертому классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то естьдостижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.

Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут в процессе применения относительно простых форм внеурочной деятельности, второй уровень – более сложных, третий уровень – форм самых сложных.

Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: разного рода форсирование в этом плане не обеспечивает повышение качества и эффективность деятельности. Педагог, в достаточной мере уверенно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может лишь в известной мере имитировать желаемое.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:

− разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением результатов;

− подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

− выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

− диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

− оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, надостижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.). Это закладывает основу для построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: