Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»
I. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Маленькие логики» составлена в соответствии следующих нормативных документов:
ü Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
ü Концепцию развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
ü Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
ü Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
|
|
Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Актуальность и новизна заключается в том, что в комплексном подходе к образованию школьников в современной дидактике, и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.
Новизна заключается в том, что программа предполагает:
-решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми школьного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
– содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
|
|
Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребѐнка.
Отличительные особенности данной программы
является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике, игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребѐнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют
развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребѐнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями.
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса.
У детей формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
Педагогическая целесообразность
Программа предназначена для детей 7-11 лет. Ее реализация дает детям возможность почувствоватьрадость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с удовольствием, прививает вкус к обучению.
Уровень программы – базовый.
Форма обучения – дистанционная, возможна очная,
Адресат программы – дети 7-11 лет. Наполняемость группы 12-30 человек, группы могут быть разновозрастными.
Объем и срок освоения программы, режим занятий.
Программа рассчитана на 12 часов обучения, 2 занятия в неделю.
Особенности организации образовательного процесса.
Большую часть программы составляют практические занятия.
Основная форма занятий – совместная игровая, практическая, познавательная
Структура занятия
- 1часть – «Логическая разминка»
-2 часть - «В царстве математики и логики» состоит из представленных в плане игр.
-3 часть - «В царстве смекалки»
В структуре каждого занятия предусмотрены физкультминутки – перерывы для снятия умственного и психоэмоционального напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание перерыва педагог определяет, ориентируясь на план данного занятия и на состояние детей (при проведении в очной форме). Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнение для глаз или упражнение на релаксацию.
II. Цели и задачи программы.
Цель: Создание благоприятных условий для формирования
математических представлений и восприятия ребенком обучения как естественного, радостного и увлекательного процесса, всестороннее развитие когнитивных, психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями личности, формирование готовности к дальнейшему обучению, содействие успешной социализации в современном обществе.
Задачи:
Обучающие:
-отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
|
|
-способствовать углублению и компенсированию математических представлений о числах, цифрах, математических знаках;
Развивающие:
-развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени;
-развивать умения решать арифметические и логические задачи;
-развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания доказательную речь и речь-рассуждение.
Воспитательные:
– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.