Таблица производственных возможностей

Г.П. Ермошина, Т.Н. Маршова, А.А. Андреева

Экономическая теория: микроэкономика.

Практикум

Учебно-методическое пособие

Утверждено редакционно-издательским советом университета

 

 

Москва 2018


УДК 330.101.542

Рецензент канд. экон. наук, доц. Н.Ф. Мормуль


Ермошина Г.П., Маршова Т.Н., Андреева А.А.

Экономическая теория: микроэкономика. Практикум: учебно-методическое пособие. – М.: МИЭТ, 2018. – 104 с.: ил.

Целью настоящего практикума является расширение и закрепление знаний студентов по курсу «Экономическая теория».

Для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Может быть полезен преподавателям для организации текущей работы на семинарских занятиях и для подготовки промежуточного контроля по курсу.

 

 

Ó МИЭТ, 2018



Предисловие

Экономическая теория – это наука, исследующая законы функционирования экономической системы, рассматривающая проблемы, возникающие в ходе производства, распределения и потребления благ в условиях имеющихся ограниченных ресурсов.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, учитывающим требования профессиональных стандартов (ФГОС ВО 3++), изучение курса экономической теории направлено прежде всего на формирование универсальных компетенций УК-1 и УК-2. Это позволяет развить системное экономическое мышление у студентов, использовать аналитические подходы к объективной оценке результатов хозяйственной деятельности субъектов экономики. Кроме того, общепрофессиональные компетенции большинства направлений обучения требуют формирования у будущих специалистов способности решать профессиональные задачи на основе знания экономической, организационной и управленческой теории.

Сегодня стремительно формируется цифровая экономика, происходит кардинальная трансформация существующих рыночных отношений: появляются новые бизнес-модели, сокращается путь от производителя к потребителю, происходит индивидуализация при формировании продукта и т.д. Все это органично вплетается в систему производства, распределения, обмена и потребления. В этих условиях каждый из нас, усвоив основные экономические понятия, категории и законы развития, сможет использовать их в своей профессиональной деятельности, общественной жизни и домашней экономике. Таким образом, изучение экономической теории отвечает насущным потребностям современного человека.

Целью настоящего практикума является расширение и закрепление знаний студентов о том, как работает рыночная экономика, как принимаются в ней решения экономическими субъектами. Преподавателями практикум может быть использован как для организации текущей работы на семинарских занятиях, так и для подготовки промежуточного контроля по курсу.

Настоящий практикум является дополнением к учебному пособию «Экономическая теория». Часть I / под ред. Г.П. Ермошиной. (М.: МИЭТ, 2017. 160 с.)

Содержание и структура представленного материала отвечают современным взглядам на преподавание базового уровня экономической теории. Материал разбит на семь глав, что позволяет охватить все основные проблемы курса «Экономическая теория» и предложить их решение.

Для выполнения самостоятельной работы рекомендуем студентам внимательно изучить теоретический материал, кратко изложенный в начале каждой темы, а затем приступить к выполнению практических заданий.

Методические рекомендации по каждой теме модуля структурированы и включают:

· основное содержание темы;

· примеры решения задач;

· задания для самостоятельной работы в виде графических упражнений, задач, тем реферативных докладов и эссе.

В практикуме представлена итоговая контрольная работа, состоящая из 15 заданий с 10-ю вариантами. Данная контрольная работа может быть использована в качестве одного из текущих контрольных мероприятий для оценки уровня сформированности элементов компетенций у студентов.


Тема 1. Введение в экономическую теорию

Содержание темы

Экономика – область человеческой жизнедеятельности, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением благ в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей и общества в условиях ограниченности ресурсов.

Позитивная экономика – часть экономической теории, изучающая и объясняющая реальные экономические факты, события, процессы, устанавливающая связи между ними. Позитивная экономика изучает «то, что есть».

Нормативная экономика – ищет способы достижения наилучшего состояния по сравнению с тем, что реально существует с учетом заданной цели и имеющихся ограничений. Нормативная экономика изучает «то, как должно быть».

Экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности; недостаток чего-либо.

Благо – то, что способно удовлетворять потребности людей. В зависимости от направлений использования блага делятся на потребительские блага (используются людьми для конечного потребления) и производственные ресурсы (используются производителями в процессе изготовления товаров и услуг). Одни блага имеются в неограниченном количестве –
неэкономические блага, например, воздух, солнечный свет. Другие блага имеются в ограниченном количестве – экономические блага.

Ресурсы (факторы производства) – то, что необходимо для производства экономических благ и удовлетворения потребностей. Обычно выделяют следующие виды факторов производства:

· труд – физические и умственные способности человека, используемые им для изготовления товаров и услуг;

· земля – все природные ресурсы, используемые человеком в процессе производства;

· капитал – все произведенные человеком средства производства, используемые для изготовления товаров и услуг (физический капитал); употребляются также понятия денежного капитала и человеческого капитала;

· информация (технология) – специфические знания о способах и методах производства;

· предпринимательство (менеджмент) – особый вид человеческого ресурса, состоящий в способности объединять другие факторы производства для их наиболее эффективного использования.

Любая экономическая система на любом этапе своего развития должна решать основные вопросы экономики:

· что производить, т.е. какие из многочисленных товаров и услуг и в каком количестве должны быть произведены;

· как производить, т.е. какие факторы производства и технологии использовать для изготовления товаров и услуг и в какой пропорции;

· для кого производить, т.е. для кого предназначены произведенные товары и услуги и кто будет получать выгоду от их производства.

Поскольку потребности людей и общества безграничны, а ресурсы, используемые для производства благ, удовлетворяющих потребности, – ограничены, возникает проблема выбора наиболее эффективного варианта использования ресурсов. Альтернативной стоимостью выбранного варианта является ценность лучшей из оставшихся нереализованными альтернатив.

Простейшей моделью, иллюстрирующей необходимость выбора в условиях ограниченности ресурсов, является модель кривой производственных возможностей (КПВ). Кривая производственных возможностей показывает все возможные комбинации производства двух благ (производственные возможности) при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии (табл.1.1, рис.1.1).

В модели КПВ альтернативные издержки показывают количество одного блага, производством которого приходится жертвовать для увеличения производства другого блага .

Свойства КПВ:

· имеет отрицательный наклон, поскольку при увеличении производства одного продукта мы вынуждены сокращать производство другого при условии полной занятости ресурсов;

· представляет собой выпуклую функцию, что объясняется ростом альтернативных затрат по мере увеличения производства одного из продуктов.

Таблица 1.1


Таблица производственных возможностей

Комбинации производства Товар X, усл. ед. Товар Y, усл. ед.
A B C D E F 0 1 2 3 4 5 15 14 12 9 5 0

Рис.1.1. Кривая производственных возможностей

Закон возрастающих альтернативных затрат: при полном использовании ресурсов по мере увеличения производства одного продукта для получения каждой следующей (дополнительной) его единицы приходится отказываться от другого продукта во все большем количестве.

Варианты экономического выбора с точки зрения использования ресурсов делятся:

· на лежащие на КПВ и означающие полное использование имеющихся ресурсов (точки А, В, С, D, E, F на рис.1.1);

· лежащие внутри КПВ и означающие неполное использование ресурсов (точка K на рис.1.1);

· лежащие вне КПВ – варианты, недостижимые при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии (точка Н на рис.1.1).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: