Г.П. Ермошина, Т.Н. Маршова, А.А. Андреева
Экономическая теория: микроэкономика.
Практикум
Учебно-методическое пособие
Утверждено редакционно-издательским советом университета
Москва 2018
УДК 330.101.542
Рецензент канд. экон. наук, доц. Н.Ф. Мормуль
Ермошина Г.П., Маршова Т.Н., Андреева А.А.
Экономическая теория: микроэкономика. Практикум: учебно-методическое пособие. – М.: МИЭТ, 2018. – 104 с.: ил.
Целью настоящего практикума является расширение и закрепление знаний студентов по курсу «Экономическая теория».
Для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Может быть полезен преподавателям для организации текущей работы на семинарских занятиях и для подготовки промежуточного контроля по курсу.
Ó МИЭТ, 2018
Предисловие
Экономическая теория – это наука, исследующая законы функционирования экономической системы, рассматривающая проблемы, возникающие в ходе производства, распределения и потребления благ в условиях имеющихся ограниченных ресурсов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, учитывающим требования профессиональных стандартов (ФГОС ВО 3++), изучение курса экономической теории направлено прежде всего на формирование универсальных компетенций УК-1 и УК-2. Это позволяет развить системное экономическое мышление у студентов, использовать аналитические подходы к объективной оценке результатов хозяйственной деятельности субъектов экономики. Кроме того, общепрофессиональные компетенции большинства направлений обучения требуют формирования у будущих специалистов способности решать профессиональные задачи на основе знания экономической, организационной и управленческой теории.
Сегодня стремительно формируется цифровая экономика, происходит кардинальная трансформация существующих рыночных отношений: появляются новые бизнес-модели, сокращается путь от производителя к потребителю, происходит индивидуализация при формировании продукта и т.д. Все это органично вплетается в систему производства, распределения, обмена и потребления. В этих условиях каждый из нас, усвоив основные экономические понятия, категории и законы развития, сможет использовать их в своей профессиональной деятельности, общественной жизни и домашней экономике. Таким образом, изучение экономической теории отвечает насущным потребностям современного человека.
Целью настоящего практикума является расширение и закрепление знаний студентов о том, как работает рыночная экономика, как принимаются в ней решения экономическими субъектами. Преподавателями практикум может быть использован как для организации текущей работы на семинарских занятиях, так и для подготовки промежуточного контроля по курсу.
Настоящий практикум является дополнением к учебному пособию «Экономическая теория». Часть I / под ред. Г.П. Ермошиной. (М.: МИЭТ, 2017. 160 с.)
Содержание и структура представленного материала отвечают современным взглядам на преподавание базового уровня экономической теории. Материал разбит на семь глав, что позволяет охватить все основные проблемы курса «Экономическая теория» и предложить их решение.
Для выполнения самостоятельной работы рекомендуем студентам внимательно изучить теоретический материал, кратко изложенный в начале каждой темы, а затем приступить к выполнению практических заданий.
Методические рекомендации по каждой теме модуля структурированы и включают:
· основное содержание темы;
· примеры решения задач;
· задания для самостоятельной работы в виде графических упражнений, задач, тем реферативных докладов и эссе.
В практикуме представлена итоговая контрольная работа, состоящая из 15 заданий с 10-ю вариантами. Данная контрольная работа может быть использована в качестве одного из текущих контрольных мероприятий для оценки уровня сформированности элементов компетенций у студентов.
Тема 1. Введение в экономическую теорию
Содержание темы
Экономика – область человеческой жизнедеятельности, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением благ в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей и общества в условиях ограниченности ресурсов.
Позитивная экономика – часть экономической теории, изучающая и объясняющая реальные экономические факты, события, процессы, устанавливающая связи между ними. Позитивная экономика изучает «то, что есть».
Нормативная экономика – ищет способы достижения наилучшего состояния по сравнению с тем, что реально существует с учетом заданной цели и имеющихся ограничений. Нормативная экономика изучает «то, как должно быть».
Экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности; недостаток чего-либо.
Благо – то, что способно удовлетворять потребности людей. В зависимости от направлений использования блага делятся на потребительские блага (используются людьми для конечного потребления) и производственные ресурсы (используются производителями в процессе изготовления товаров и услуг). Одни блага имеются в неограниченном количестве –
неэкономические блага, например, воздух, солнечный свет. Другие блага имеются в ограниченном количестве – экономические блага.
Ресурсы (факторы производства) – то, что необходимо для производства экономических благ и удовлетворения потребностей. Обычно выделяют следующие виды факторов производства:
· труд – физические и умственные способности человека, используемые им для изготовления товаров и услуг;
· земля – все природные ресурсы, используемые человеком в процессе производства;
· капитал – все произведенные человеком средства производства, используемые для изготовления товаров и услуг (физический капитал); употребляются также понятия денежного капитала и человеческого капитала;
· информация (технология) – специфические знания о способах и методах производства;
· предпринимательство (менеджмент) – особый вид человеческого ресурса, состоящий в способности объединять другие факторы производства для их наиболее эффективного использования.
Любая экономическая система на любом этапе своего развития должна решать основные вопросы экономики:
· что производить, т.е. какие из многочисленных товаров и услуг и в каком количестве должны быть произведены;
· как производить, т.е. какие факторы производства и технологии использовать для изготовления товаров и услуг и в какой пропорции;
· для кого производить, т.е. для кого предназначены произведенные товары и услуги и кто будет получать выгоду от их производства.
Поскольку потребности людей и общества безграничны, а ресурсы, используемые для производства благ, удовлетворяющих потребности, – ограничены, возникает проблема выбора наиболее эффективного варианта использования ресурсов. Альтернативной стоимостью выбранного варианта является ценность лучшей из оставшихся нереализованными альтернатив.
Простейшей моделью, иллюстрирующей необходимость выбора в условиях ограниченности ресурсов, является модель кривой производственных возможностей (КПВ). Кривая производственных возможностей показывает все возможные комбинации производства двух благ (производственные возможности) при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии (табл.1.1, рис.1.1).
В модели КПВ альтернативные издержки показывают количество одного блага, производством которого приходится жертвовать для увеличения производства другого блага .
Свойства КПВ:
· имеет отрицательный наклон, поскольку при увеличении производства одного продукта мы вынуждены сокращать производство другого при условии полной занятости ресурсов;
· представляет собой выпуклую функцию, что объясняется ростом альтернативных затрат по мере увеличения производства одного из продуктов.
Таблица 1.1
Таблица производственных возможностей
Комбинации производства | Товар X, усл. ед. | Товар Y, усл. ед. |
A B C D E F | 0 1 2 3 4 5 | 15 14 12 9 5 0 |
Рис.1.1. Кривая производственных возможностей
Закон возрастающих альтернативных затрат: при полном использовании ресурсов по мере увеличения производства одного продукта для получения каждой следующей (дополнительной) его единицы приходится отказываться от другого продукта во все большем количестве.
Варианты экономического выбора с точки зрения использования ресурсов делятся:
· на лежащие на КПВ и означающие полное использование имеющихся ресурсов (точки А, В, С, D, E, F на рис.1.1);
· лежащие внутри КПВ и означающие неполное использование ресурсов (точка K на рис.1.1);
· лежащие вне КПВ – варианты, недостижимые при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии (точка Н на рис.1.1).