Задания для самостоятельной работы

Графические упражнения

1.Используя информацию, представленную на рис.1.4, определите:

· альтернативную стоимость производства первых 400 т свеклы;

· альтернативную стоимость производства 1 т свеклы при производстве 200 т пшеницы;

· на сколько тонн снизится урожай пшеницы при увеличении производства свеклы с 600 до 700 т?

400
1000
400
Свекла, т
Пшеница, т
600

Рис.1.4. К заданию 1

2.Используя информацию, представленную на рис.1.5, определите, чем вызваны изменения, произошедшие в производственных возможностях экономик, обозначенные пунктирной линией:

· изменением предпочтений общества;

· увеличением дефицитности средств производства;

· повышением эффективности в отраслях, производящих предметы потребления;

· перераспределением ресурсов в пользу производства предметов потребления.

Предметы потребления
Средства производства

Рис.1.5. К заданию 2

Задачи

Расчет альтернативной стоимости.

1.Выпускник школы имел возможность устроиться на работу помощником повара с заработной платой 1 000 руб. в месяц или помощником слесаря с заработной платой 1 200 руб. в месяц, но предпочел продолжить образование в колледже с платой за обучение 20 000 руб. в год и одновременно подрабатывать почтальоном за 500 руб. в месяц. Определите альтернативную стоимость его выбора.

2.На путешествие самолетом из города А в город Б работник банка тратит одни сутки. Поездка на поезде по тому же маршруту занимает 5 рабочих дней. Стоимость авиабилета составляет 7 000 руб., стоимость железнодорожного билета – 3 400 руб. Определите, при каком размере заработной платы за один день работнику банка доступен любой вид транспорта с точки зрения экономической целесообразности.

3. Инженер Петров планирует отремонтировать квартиру. Он может нанять бригаду мастеров за 25 тыс. руб. или сделать ремонт самостоятельно уплатив 10 тыс. руб. за материалы. Однако, чтобы сделать ремонт самостоятельно, необходимо взять отпуск без сохранения заработка. Заработная плата инженера Петрова составляет 1 200 руб. в день. Какое количество дней инженер Петров может потратить на ремонт, чтобы не нести убытков?

Построение КПВ и определение производственных возможностей по выпуску продукции.

4. На первом поле фермер может вырастить либо 32 т кукурузы, либо 8 т овса, на втором – либо 16 т кукурузы, либо 9 т овса, на третьем – 8 и 4 т соответственно. Построить кривую производственных возможностей.

5. Постройте кривую производственных возможностей фермера, если известно, что на трех полях площадью 150, 210 и 240 га можно вырастить 48, 39 и 30 ц моркови с гектара или 120, 150 и 185 ц капусты соответственно.

6. Фермер, владеющий тремя полями с разной продуктивностью, может вырастить на первом поле либо 140 т свеклы, либо 65 т пшеницы, на втором – 450 и 115 т, на третьем – 220 и 90 т соответственно. Найдите точки перелома кривой производственных возможностей фермера, за исключением крайних точек.

Темы реферативных докладов (эссе)

1.Какие виды ресурсов выделяет экономическая теория? Приведите другие возможные классификации. Что понимается под абсолютной и относительной ограниченностью ресурсов?

2.Почему предпринимательство выделяют в отдельный вид факторов производства, хотя это тоже способности человека и в более широком толковании предпринимательскую деятельность можно рассматривать как «труд»?

3.Приведите возможные подходы к классификации человеческих потребностей. Может ли производство в принципе достигнуть такого уровня, когда с его помощью смогут быть удовлетворены все человеческие потребности?

4.Объясните механизм действия закона возрастания альтернативных издержек. Приведите примеры, иллюстрирующие его действие.

5.Ограниченность каких ресурсов, на ваш взгляд, сдерживает возможности развития современной российской экономики?



Тема 2. Рыночная система: сущность, функции, структура и механизм функционирования

Содержание темы

Рынок – совокупность экономических отношений между экономическими субъектами по поводу движения товаров и денег, основанных на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Спрос – желание и соответствующая возможность потребителя приобретать тот или иной товар в определенный момент времени, т.е. платежеспособная потребность покупателей в товарах и услугах.

Закон спроса – обратная зависимость между ценой и величиной спроса: с ростом цены товара величина спроса на него снижается, с понижением цены величина спроса увеличивается, при неизменных прочих факторах.

Функция спроса (QD) – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов:

,

где P – цена товара; Psub, Pcom – цены на товары-комплементы и субституты; С – число потребителей на рынке; I – доходы потребителей;
М – потребительские предпочтения; Е – потребительские ожидания;
В – прочие факторы.

Кривая спроса показывает, какое количество блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Следует различать понятия «величина спроса» и «спрос». Под величиной спроса понимается конкретное значение функции спроса при том или ином конкретном значении цены. Величина спроса изменяется под влиянием единственного фактора – цены. Графически изменение величины спроса отражается движением точки вдоль кривой спроса (рис.2.1, a). Воздействие неценовых факторов приводит к изменению спроса, что графически отражается сдвигом кривой спроса вправо (спрос увеличивается) или влево (спрос уменьшается) (рис.2.1, б).

а
б
D
 
Q
P

D 1
 
Q
P
D
D 2

Рис.2.1. Изменение величины спроса (а) и изменение спроса (б)

Исключение из закона спроса – товары Гиффена, т.е. товары, занимающие большое место в бюджете малоимущих потребителей. Спрос на эти товары при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена. Впервые ситуацию, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса на товар, описал английский экономист и статистик Гиффен, наблюдая рост потребления картофеля в Ирландии на фоне роста цен на картофель в связи с неурожаем.

Предложение – экономическая категория, отражающая зависимость количества товаров, которое желают и могут произвести и поставить на рынок производители за данный период времени в зависимости от цены и других неценовых факторов.

Закон предложения – прямая зависимость между ценой и величиной предложения: с повышением цены величина предложения возрастает, и наоборот.

Функция предложения – функция, определяющая предложение в зависимости от влияющих на него факторов:

где P – цена товара; P рес – цены на ресурсы; K – применяемая технология производства; T – налоги и субсидии; E – цены на другие товары; N – число продавцов на рынке; В – прочие факторы.

Кривая предложения показывает, какое количество блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Под величиной предложения понимается конкретное значение функции предложения при том или ином конкретном значении цены. Величина предложения изменяется под влиянием единственного фактора – цены. Графически изменение величины предложения отражается движением точки вдоль кривой предложения (рис.2.2, а).

 

а
б
 
Q
P
S

S 1
 
Q
P
S
S 2

Рис.2.2. Изменение величины предложения (а) и изменение предложения (б)

Воздействие неценовых факторов приводит к изменению предложения, что графически отражается сдвигом кривой предложения вправо (предложение увеличивается) или влево (предложение уменьшается) (рис.2.2, б).

Рыночное равновесие – состояние, при котором ни у одного из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Рынок находится в равновесии, если цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести по данной цене, совпадает с количеством товара, которое готовы предложить к продаже продавцы. Точка равновесия будет находиться на пересечении кривых спроса и предложения (рис.2.3). Этой точке соответствуют равновесная цена () и равновесный объем ().

Рис.2.3. Рыночное равновесие

 

На рис.2.4 представлены основные подходы к анализу процесса установления рыночного равновесия.

Избыток спроса
Избыток предложения
E
 
Q
P
S
D
QE
PE
P 1
P 2
Q 1
Q 2

E
 
Q
P
S
D
QЕ
PE
P 1
P 2
Q 1
Q2

 
Q
P
S
D
QЕ
PE
P 1
P 2
Q 2
Q 1

а б в

Рис.2.4. Модели рыночного равновесия: а – по Л. Вальрасу;
б – по А. Маршаллу; в – паутинообразная модель

Рис.2.5. Излишки потребителя и производителя
Излишек потребителя – разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за каждую единицу товара, и рыночной ценой, по которой потребители приобретают все единицы товара.

Излишек производителя – разница между рыночной ценой товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать каждую единицу
товара (рис.2.5).

Эластичность спроса по цене () показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1 %.

Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены:

.

Дуговая эластичность применяется при более значительных изменениях цены и величины спроса и позволяет измерить эластичность между двумя точками на кривой спроса:

.

Спрос эластичный, когда . В этом случае на 1 % изменения цены приходится больше 1 % изменения величины спроса, т.е. темп изменения величины спроса больше темпа изменения цены.

Спрос неэластичный, когда . В этом случае 1 % изменения цены приводит к изменению величины спроса меньше, чем на 1 %, т.е. спрос на товар слабо реагирует на изменение цены.

Спрос единичной эластичности, когда . В этом случае на 1 % изменения цены приходится 1 % изменения величины спроса.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то , т.е. спрос абсолютно неэластичен.

Рис.2.6. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос
Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное изменение спроса, то , т.е. спрос абсолютно эластичен (рис.2.6).

Знание ценовой эластичности может помочь фирме в выработке правильной ценовой стратегии (табл.2.1):

· если спрос эластичен по цене, то снижение цены вызывает рост совокупной выручки, и наоборот, рост
цены приводит к снижению совокупной выручки;

· если спрос неэластичен по цене, то снижение цены вызывает снижение совокупной выручки, а рост цены приводит к росту совокупной выручки;

· при единичной эластичности спроса выручка максимальна.

Эластичность спроса по доходу (EI) показывает, на сколько процентов изменится объем покупок потребителя Q при изменении его дохода I на 1 %:

.

 






Таблица 2.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: