Рекомендации к выполнению заданий

Автор-составитель: профессор кафедры теории и истории государства и права, доктор юридических наук Сергей Борисович Поляков

Введение

 

Практикум по дисциплине «Теория государства и права» состоит из заданий, которые должны помочь студентам, изучающим юридические дисциплины усвоить отдельные темы учебных курсов. Отличительной особенностью предлагаемых заданий является то, что они целиком и полностью основаны на умении учащихся работать с текстами правовых актов. При составлении заданий, в первую очередь, были использованы нормативные акты: Конституция Российской Федерации, законы и подзаконные акты РФ, законы и подзаконные акты субъектов федерации, муниципальные и локальные нормативные акты, а также акты официального толкования права. Широко использовалась также опубликованная судебная практика.

Автор адресует это пособие, прежде всего, студентам и преподавателям, которые занимаются теорией государства и права (в соответствии с программой данного курса и составлены задания), но не исключает возможности его использования в курсе «Правоведение» для неюридических направлений вузовской подготовки. Предполагается, что, уже изучая историко-теоретические дисциплины правоведения, студент должен приобретать навыки работы с официальными правовыми документами. Для практикума отобраны только те документы или выдержки из документов, которые имеют непосредственное отношение к отдельным проблемам теории государства и права. Их изучение в ряде случаев может оказаться даже более полезным для успешного прохождения отдельных разделов учебного курса, чем учебная или научная литература. Несмотря на то, что язык правовых актов обладает определенной спецификой, автор полагает, что студент, только приступающий к изучению правоведческой дисциплины, в состоянии преодолеть трудности его понимания. 

Включенные в практикум задания студент может использовать для самоподготовки, а преподаватель – предложить их для обсуждения на семинарском занятии, составить из них контрольную работу. Возможно и включение наших заданий в число контрольно-измерительных материалов для проверки знаний на мероприятиях рубежного контроля.

Первое издание практикума (2011 г.) успешно использовалось автором на семинарских и практических занятиях по теории государства и права. Однако в связи с изменениями в законодательстве, появлением новых нормативных правовых и судебных актов, ряд заданий утратили актуальность для теории государства и права либо аргументация по многим конкретным делам, использованным в практикуме, не соответствует законодательству. Кроме того, некоторые изменения в законодательстве, новые постановления Конституционного Суда РФ непосредственно влияют на оценку ряда общетеоретических представлений о государстве и праве. Поэтому по большинству тем составлены новые задания при сохранении методического подхода прежнего издания, способствовавшего лучшему усвоению вопросов теории государства и права.  

Практикум содержит задания по темам:

I. Форма государства.

II. Механизм государства.

III. Политическая система.

IV. Нормы права и их виды.

V. Принципы права.

VI. Система права.

VII. Система законодательства.

VIII. Правотворчество.

IX. Действие норм права по кругу лиц, во времени и пространстве.

X. Правоотношения.

XI. Правомерное поведение. Правонарушение.

XII. Юридическая ответственность.

XIII. Применение права.

XIV. Толкование права.

 

Предполагается, что в процессе решения практических заданий и обсуждения вопросов студенты закрепляют знания базовых категорий теории государства и права. Они выявляют практическое значение указанных категорий и приобретают определенные навыки юридической аргументации, правила которой требуют обоснования выводов точными ссылками на нормы права. Очевидно, что решению практических заданий должно предшествовать изучение основополагающих понятий юридической науки на лекционных занятиях и в режиме самостоятельной работы с предложенной литературой и источниками.

Предлагаемые задания должны быть нацелены, в первую очередь, на формирование у студентов-юристов профессионального правосознания, а у студентов неюридических специальностей – такого уровня правовой культуры, который будет адекватен их будущей профессиональной деятельности. Они помогут учащимся овладеть общей культурой мышления, способностью к обобщению и анализу информации, что должно выразиться в их способности логически верно и аргументировано строить ответы на поставленные вопросы.

Рекомендации к выполнению заданий

В нашем практикуме имеются задания, сформулированные в виде вопроса, на который нужно дать аргументированный ответ; задания по анализу норм права, предлагающие их нахождение в тексте и соотнесение с другими нормами; задания-казусы, предполагающие юридическую квалификацию фактов и толкование норм права.

 

При подготовке ответов на задания в форме вопросов студенты должны:

1. Усвоить содержащиеся в учебниках по теории государства и права понятия по теме.

2. Изучить указанные в контрольном вопросе нормативные правовые и судебные акты.

3. Найти в указанном в контрольном вопросе нормативном правовом акте статьи и части либо положения судебного акта, в которых содержится информация для ответа на контрольный вопрос.

4. Выделить из статьи и части (пункта) указанного в контрольном вопросе нормативного правового акта либо положения судебного акта содержание, непосредственно отвечающее на контрольный вопрос. Привести прямой ответ на контрольный вопрос, после изложения которого указать статью(и) и часть(и) или пункт(ы) указанного в контрольном вопросе нормативного правового акта либо часть судебного акта, в которых содержатся положения ответа.

 

Критерии оценки ответов на задания в форме вопросов:

1. Выбор статьи(ей) и части(ей) нормативного правового акта либо положения судебного акта, точно и полно отвечающих на вопрос – до 2 баллов.

2. Умение выделить из текста правильно выбранных для ответа статьи и части нормативного правового акта либо части судебного акта только то содержание, которое непосредственно относится к контрольному вопросу – до 2 баллов.  

3. Наличие точной ссылки на норму права либо на часть судебного акта в обоснование ответа – 1 балл. 

       Максимальная сумма баллов за ответ на один вопрос – 5 баллов.

 

При подготовке ответов на задания по анализу норм права и определению их взаимного отношения необходимо:

1. Усвоить содержащиеся в учебниках по теории государства и права понятия по теме.

2. Выявить указанные в контрольном вопросе нормы права, определить их вид и структуру.

3. Соотнести содержание анализируемых норм права с теоретическими понятиями по теме и определить их вид, назначение и особенности согласно положениям юридической теории.

4. Определить соотношение анализируемых норм права в соответствии с теоретическими понятиями по теме и с воспроизводящими их содержание нормами права, указанными в задании.

5. Аргументировать отнесение анализируемой нормы к тому или иному виду (согласно теоретическим положениям) и соотнесение ее с другими нормами, в особенности с теми, которые предусматривают разрешение коллизий.

При подготовке ответов на задания в форме казусов необходимо:

1. Усвоить содержащиеся в учебниках по теории государства и права понятия по теме.

2. Изучить указанные в контрольном вопросе нормы права.

3. Соотнести фактические обстоятельства, указанные в задании, с фактами, предусмотренными указанными в задании нормами права.

4. Определить соотношение норм права, указанных в задании, используя теоретические понятия по теме.

5. Выбрать норму права, подлежащую применению к фактическим обстоятельствам, указанным в задании, в соответствии с теоретическими понятиями по теме.

6. Аргументировать выбор нормы права и основанное на выбранной норме права решение задания, оперируя категориями и понятиями теории государства и права, отыскивая их в текстах нормативно-правовых актах или используя их в анализе обстоятельств, предусмотренных нормами права, указанными в заданиях.

 

Критерии оценки ответов на задания по анализу норм права и определению их взаимного отношения, а также на задания в форме казусов:

1. Соответствие решения нормам права и(или) выводам судебного акта, положенного в основу задания, – до 2 баллов.

2. Полнота и логика аргументации решения теоретическими понятиями по теме и нормами права – до 2 баллов. При несоответствии решения выводам судебного акта, положенного в основу задания, но убедительности аргументации, позволяющей усомниться в правильности судебного акта, – до 3 баллов.

3. Наличие и точность ссылки на норму права в обоснование ответа – 1 балл.

Как правило, задания подлежат решению в пределах указанных в задании нормативно-правовых актах и норм права. Но самостоятельный поиск иных норм права и ссылка на них для дополнительной аргументации обоснования решения рекомендуется поощрять повышением оценки. 

Максимальная сумма баллов за правильно решенное одно задание – 5 баллов.

 



I. Форма государства

 

1. Со ссылками на положения Конституции Российской Федерации ответить на вопросы:

1.1. Какие формы правления и государственного устройства закреплены в Конституции РФ?

1.2. По какому принципу и какими органами осуществляется государственная власть в РФ?

1.3 Какие органы осуществляют законодательную власть в РФ?

1.4 Какие органы осуществляют исполнительную власть в РФ?

1.5 Возможно ли совмещение государственной службы в органах исполнительной власти Российской Федерации с осуществлением депутатских полномочий?

1.6. Какие органы осуществляют судебную власть в РФ?

1.7 Какую власть осуществляет Президент РФ?

1.8. Есть ли в РФ признаки президентской республики, если да, то какие?

1.9. Есть ли в РФ признаки парламентской республики, если да, то какие?

1.10. Исходя из положений главы 1 Конституции Российской Федерации, назовите признаки субъектов Федерации, отличающие их от административных единиц унитарного государства. 

1.11. Имеются ли в Конституции РФ юридические основания для положения ч.1 ст.1 Конституции РФ: Российская Федерация есть демократическое государство? Если есть, то какие?

 

2. Изучить постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 № 17-П и ответить на вопросы:

2.1 Какие формы народовластия названы в постановлении?

2.2 Что означает полнота государственной власти субъекта Российской Федерации при правовом регулировании в сфере совместного ведения?

2.3 Какое ограничение права на референдум признано конституционным?

2.4 Какое ограничение права на референдум признано конституционным? Означает ли это свободу института референдума субъекта Российской Федерации?

 

3. Изучить постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 № 10-П и ответить на вопросы:

3.1. Имеет ли республика в составе Российской Федерации суверенитет?

3.2. Означает ли использование в ст. 5 (ч. 2) Конституции РФ применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» признание государственного суверенитета этих субъектов РФ в отличие от других субъектов РФ?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow