Рисунок 1. Возрастной состав исследуемой группы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

ПРИНЦИПЫ, КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

Исследовательская работа

 

 

Выполнили: студентки 2 курса 57 группы,

специальность «биотехнология»

Карпович Елизавета Эдуардовна

Лазаревич Дарья Константиновна

 

Проверил:

кандидат биологических наук,

доцент Давыдовский А.Г.

 

Минск, 2020

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Педагогическое прогнозирование индивидуальной образовательной траектории. 3

2. Цель и задачи исследования. 4

1. КРАТКИЙ ОБЗОР ТЕМЫ.. 5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕТОДЫ.. 8

2.1 Методы.. 8

2.2 Результаты.. 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 15

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Педагогическое прогнозирование индивидуальной образовательной траектории

 

Современное постиндустриальное общество характеризуется высокой степенью неопределенности вектора развития экономики и профессиональной динамичностью, проявлением которой служат всё новые изменения затрагивающие многие сферы жизни современного человека. Ускорение темпов социально-экономического развития информационного общества, расширение масштабов профессиональной мобильности, изменившиеся требования к качеству профессионального образования повлекли за собой необходимость практической реализации концептуальной установки «образование через всю жизнь».

Гуманизация, дифференциация и демократизация образования сделали систему образования более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли предпосылки для выбора самими обучающимися индивидуальных образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям и стремлениям.

Образовательную траекторию рассматривают как условие индивидуализации профессионального становления личности в пространстве непрерывного образования. При этом личность выступает субъектом проектирования своей профессиональной биографии. Индивидуальная образовательная траектория характеризует определенную последовательность элементов деятельности каждого обучающегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую его способностям, мотивации, интересам, которая осуществляется при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога. Понятия «индивидуальная образовательная траектория» и «образовательная программа» взаимосвязаны на основе образовательных стандартов. Обучающийся осознанно выбирает индивидуальную образовательную траекторию.

Одним из базовых процессов построения индивидуальной образовательной траектории является ее педагогическое прогнозирование. В науке понятие «прогноз» определяется, как обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем или альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. Говоря о педагогическом прогнозировании в образовательном процессе – это целеполагание процесса преобразования с выдвижениями гипотез относительно конечного результата, основанной на научно обоснованных методах получения опережающей информации об объекте. На наш взгляд, педагогическое прогнозирование играет ключевую роль в формировании профессиональных ценностей, поскольку появляется возможность сформулировать и «увидеть» конечный результат преобразующего процесса. Дать «прогноз» тем качественным изменениям, которые произойдут в объекте (здесь под объектом понимается обучающийся) при создании определенных педагогических условий. Если речь идет о формировании профессиональных ценностей, то одним из основных условий для достижения желаемого результата является педагогическое прогнозирование. Поскольку оно обуславливает применение тех или иных методов и приемов в процессе обучения и воспитания. Педагогическое прогнозирование в вопросе формирования профессиональных ценностей дает основу для конструирования траектории процесса преобразования личности, которая сознательно принимает ценностные ориентации осваиваемой ею профессии.

Однако нередко у обучающихся возникают трудности со способностью к рациональному педагогическому прогнозированию соей индивидуальной образовательной траектории, исходя из чего можно выявить проблему нашего исследования, которая заключается в неспособности студентов составлять индивидуальные образовательные траектории из-за отсутствия у них понимания педагогического прогнозирования и, как следствие, неспособность его применения в жизни.

 

Цель и задачи исследования

 

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы понять степень ознакомленности студентов с темой, а также проанализировать степень их доверия к педагогическому прогнозированию и проанализировать стереотипность мышления среди группы студентов – второкурсников.

В задачи исследования входит

· Провести опрос среди группы студентов-второкурсников

· Проанализировать результаты опроса и сделать выводы

Объектом исследования является индивидуальная образовательная траектория. Предмет – педагогическое прогнозирование индивидуальной образовательной траектории.


 


КРАТКИЙ ОБЗОР ТЕМЫ

Образовательную траекторию рассматривают как условие индивидуализации профессионального становления личности в пространстве непрерывного образования. При этом личность выступает субъектом проектирования своей профессиональной биографии.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) характеризует определенную последовательность элементов деятельности каждого обучающегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую его способностям, мотивации, интересам, которая осуществляется при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога. Понятия «индивидуальная образовательная траектория» и «образовательная программа» взаимосвязаны на основе образовательных стандартов. Обучающийся осознанно выбирает индивидуальную образовательную траекторию.

Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика – это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предполагаемый результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.

Реализация индивидуальных траекторий осуществляется на основе индивидуальных учебных планов и образовательных программ, набора обучающимся накопительно-рейтинговых показателей, профессионально-психологических оценок в портфолио, а также на основе дистанционного, электронного и проектного обучения. Целевым ориентиром проектирования индивидуальной образовательной траектории выступает прогнозная матрица компетенций специалиста.

В основе прогнозирования индивидуальных образовательных траекторий лежит осознанный и ответственный выбор субъектом ориентации реализации своего профессионально-образовательного потенциала. Этот выбор определяется социально-профессиональной направленностью обучающихся, их ценностно-смысловыми ориентациями, наличием альтернативных образовательных программ, а также возможностями других образовательных организаций. Проектирование траекторий происходит на базе профессиональных и образовательных стандартов. Данный процесс отвечает необходимости профессионального самоопределения личности, которое характеризуется определением личностного смысла в осваиваемых профессионально-образовательных программах и выполняемой профессиональной деятельности.

В пространстве профессионального становления личности индивидуальная образовательная траектория представляет собой выбор человеком форм и методов получения профессионального образования в соответствии с принцпами профессионального развития личности, соотнесенной с требованиями и возможностями социально-профессиональной среды.

В контексте образовательной среды вуза индивидуальная образовательная траектория может трактоваться как целенаправленная программа, обеспечивающая студенту позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательного стандарта, позволяющая осуществлять самоопределение и самореализацию при использовании педагогической поддержки (тьютора), а также варьирование дидактических и методических средств исходя из характеристик личности обучаемого. Таким образом, в ней можно выделить два компонента: содержательный и технологический. Таким образом, выбор образовательной траектории в период обучения в школе или вузе – это совместные действия педагога и обучающегося, направленные на развитие учеником или студентом умений самостоятельной учебной деятельности, постановку адекватных образовательных целей и соответствующих задач, выбор методов, форм, средств и содержания обучения, рефлексию, самооценку личностных достижений, инициативу и ответственности за принятие решений и решение поставленных задач. Научившись выстраивать индивидуальные образовательные траектории в период обучения в школе или вузе, обучающийся сможет самостоятельно использовать данную способность на протяжении всей жизни.

Психологическое содержание термина «индивидуальная образовательная траектория» обогащается представлением о личностном потенциале человека, который включает в себя совокупность его познавательных, творческих и иных способностей. Таким образом, индивидуальная образовательная траектория представляет собой персональный путь реализации личностного потенциала каждого субъекта образовательной или учебно-профессиональной деятельности.

 На проектирование образовательных траекторий влияют внешние и внутренние факторы, их формирование и реализации. К внешним факторам можно отнести миссию образовательной организации, ее институционную структуру, социально-экономические потребности региона, квалификацию педагогических работников. К внутренним же относятся целевые ориентации обучающихся, мотивы повышения образовательного уровня, познавательная активность, потребность в саморазвитии, самоотношение и направленность на будущее (временную перспективу).

Проектирование образовательных траекторий субъективно значимо для личности и следует индивидуальной логике развития человека — его психологике. Ее предметом является субъективные переживания своей жизни, прогнозирование своего будущего на основе рефлексии прошлого и настоящего, проектирование желаемого будущего.

Целью проектирования индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) является преодоление неопределенности актуальной профессионально-образовательной ситуации и организация деятельности в направлении наиболее полной реализации профессионального и личностного потенциала. Этот процесс требует освоения личностью методики разработки социально-профессионального прогноза.

В заключение необходимо подчеркнуть, что формирование индивидуальных образовательных траекторий детерминировано закономерностями социально-профессионального развития личности как процесс и результат ее движения к реализации собственной индивидуальности.

 


 


РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕТОДЫ

Методы

 

Основным методом в данной научной работе являлся метод стандартизированного опроса, который был создан Google Forms и состоял из трёх блоков:

- Вопросы на стереотипность мышления;

- Вопросы на соответствие понятия и его определения, призванные понять уровень осведомлённости участников опроса в исследуемой теме;

- «Статистика доверия» - иными словами, блок вопросов со шкалами, направленный на исследование доверия людей к прогнозированию

Для доказательной и сравнительной базы была также использована научная литература не старше 2000 года выпуска.

Результаты

 

За всё время проведения опроса в нём приняло участие 53 человека, возрастной и половой состав представлены ниже.

 

 

Рисунок 1. Возрастной состав исследуемой группы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: