Существуют принципы канонического права, общие для всех Церквей Англиканского Сообщества

Категория «принципы канонического права» уже официально признана по меньшей мере четырьмя Англиканскими Церквями: Церковью Вест-Индии[16], Церковью Южной Африки[17], Церковью Центральной Африки[18], и Церковью Нигерии[19]. Они также признаются другими традициями[20]. Многие Церкви в Сообществе прямо апеллируют к принципам своих собственных правовых систем[21], как основа для более детальных правил, придающих последним форму, связность, смысл и цель. Принципы канонического права, как правило, имеют характер общих положений или максим, выражающих фундаментальные церковные ценности; некоторые из них носят описательный характер, другие — предписывающий. Принципы отличаются от правил (которые применяются к конкретным обстоятельствам) и имеют «измерение веса»[22]. Они также могут сформулировать богословские ценности[23]. Но некоторые принципы могут не иметь очевидного теологического измерения и разделяются со светскими правовыми системами. Многие из них уходят корнями в унаследованную каноническую традицию, в её различных формах.

Существование этих принципов может быть фактически установлено

Общие для всех Церквей принципы канонического права вытекают из фактических совпадений действительных законов каждой Церкви. Их признание является научной задачей. На самом деле существуют глубокие сходства между законами Церквей в Сообществе: выявление сходства — это лишь упражнение в тщательном наблюдении, основанном на сравнении юридических текстов. Часто юридические сходства порождаются Церквами, использующими общий исторический источник, например, резолюцию Ламбетской Конференции или рубрики Книги Общей Молитвы 1662 года. Из этих общих черт вытекают общие принципы. Например: из сходных правил «отлучения», «отстранения», «недопущения» или «отторжения» от Святого Причастия может быть выведен принцип, что евхаристическая дисциплина в конечном счете находится в ведении епископа[24]. Богословскую основу для исключения можно найти в Священном Писании (Мф. 18:17; 1Кор. 5:1-5.), в учении (ст. 33 из Тридцати Девяти Статей), а исторические предпосылки этого принципа уходят корнями в каноническую традицию[25]. Сходство текстов об отлучении дает общее положение, которое подчеркивает фундаментальную церковную ценность42

Каждая Церковь вносит свой вклад через свою собственную правовую систему в принципы канонического права, общие в общине

Англиканское ius commune, как коллективное проявление сходства правовых систем, не навязывается сверху. Имманентность общих принципов в действительном юридическом сходстве означает, что каждая Церковь в Сообществе является законодателем ius commune. Всякий раз, когда Церковь издает законы, она вносит свой вклад в ius commune, и ее закон может служить прецедентом для других Церквей. Хотя Церкви автономны, на практике они часто принимают или адаптируют положения в правовых системах своих сестёр-Церквей[26]. Принятие того же правила другими Церквами увеличивает сходства, и, в свою очередь, эти сходства порождают общий принцип. Например: канон 21 Четвертого Латеранского Собора 1215 года запрещает священникам нарушать тайну исповеди; этот общий принцип повторяется Церковью Англии в каноне 113 (каноны 1603 года); и он принят Церковью Южной Африки в её Книге Общей Молитвы от 1989 года. Последовательные односторонние законодательные акты, принятые Церквами, сами по себе могли бы повысить авторитет этого принципа.

Эти принципы имеют сильный убедительный авторитет и являются основополагающими для самопонимания каждой Церкви в общении

Принципы, общие для Англиканских Церквей, имеют вид законов (они могут быть предписывающими, запретительными или разрешительными), но сами по себе не являются законами: это принципы права. «Законы» содержатся в обязательных для исполнения документах (конституциях и т.д.) каждой Поместной Церкви; принципы канонического права являются производными от законов и не имеют обязательной силы на местном уровне, если только законы этой Церкви не допускают этого. Законы, допускающие, например, участие мирян в управлении, многое говорят нам об англиканском понимании церковного правления (по сравнению, например, с римским католицизмом). Часто сами церковные законы изображают принцип как имеющий более глубокий авторитет, чем тот формальный закон, в котором он проявляется, благодаря своей древности или своему глубинному духовному происхождению (напр.): закон бывшей Церкви Индии, Пакистана, Бирмы и Цейлона предусматривал, что Церковь «получила принципы и обычаи, изложенные в... декларациях, от Святой Кафолической Церкви прошлых веков»; более того, Церковь «верит, что именно под руководством Святого Духа эти принципы были признаны и эти обычаи приняты»[27].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: