Тематическое содержание дисциплины

РАЗДЕЛ I. ХРИСТОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О БОГОВОПЛОЩЕНИИ)

Тема 1. Понятие о домостроительстве.

Термин «домостроительство». Соотнесение понятий «домостроительство» и «искупление». Предвечный совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода. Святые отцы о способе спасения падшего человечества. Участие Лиц Пресвятой Троицы в домостроительстве. Святые отцы о том, почему воплотился именно Сын Божий. Причина и цель Боговоплощения. Святые отцы о том, почему не скоро пришел на землю Спаситель.

Рекомендуемая литература:

1. Афанасий Великий, свт. Слово о Воплощении Бога Слова. (В электронном виде).

2. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 352-355.

3. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Глава I (45), Кн. 4. Глава IV (77) // Источник знания. М. 2002. С. 234-235, 287-289.

4. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. СПб. 2008. С. 10-13, 48-55.

Тема 2. Свидетельства Священного Писания и мужей апостольских о Божественности и человечестве Иисуса Христа.

Ветхозаветные свидетельства о Божественности будущего Мессии, новозаветное подтверждение мессианского характера этих свидетельств. Свидетельства Самого Христа, апостолов и мужей апостольских о Божественности Господа. Ветхозаветные и новозаветные свидетельства об истинности человечества и реальности плоти Христа. Суть христологического догмата согласно Священному Писанию. Соответствие христологического догмата в формулировках IV и VI Вселенских Соборов Откровению.

Рекомендуемая литература:

1. Говорун С.Н., Фокин А.Р. Воплощение // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 326-327.

2. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 187-197, 356-357.

3. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. М. 1999. С. 47-60

4. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. СПб. С. 13-37, 55-66.

Тема 3. Христологические заблуждения иудействующих и триадологических ересей.

Христологические заблуждения иудействующих и триадологических ересей – динамистов, модалистов, ариан. Богословское опровержение этих ересей свт. Афанасием Великим – «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом».

Рекомендуемая литература:

1. Антология восточно-христианской богословской мысли. Т. 1. М. СПб. 2009. С. 99-106, 116-131.

2. Афанасий Великий, свт. Слово о Воплощении Бога Слова. (В электронном виде).

3. Говорун С.Н., Фокин А.Р. Воплощение // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 327-331.

4. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 155-159, 166-171.

5. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 424-430.

6. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин. 2001. С. 141-152.

Тема 4. Опровержение Церковью докетизма и ереси Аполлинария Лаодикийского.

Суть докетизма. Богословское опровержение докетизма. Святоотеческие толкования на Рим. 8, 3 и 1 Кор. 15, 47-49. Суть ереси Аполлинария, формула «одна воплотившаяся природа Бога Слова». Богословское опровержение ереси Аполлинария свт. Григорием Богословом – «что не воспринято, то не уврачевано», «то, из чего состоит Спаситель, – иное и иное, но не Иной и Иной».

Рекомендуемая литература:

1. Антология восточно-христианской богословской мысли. Т. 1. М. СПб. 2009. С. 348-386.

2. Григорий Богослов, свт. Послание 3. К пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое // Собр. творений: в 2 т. М. 1994. Т. 2. С. 8-15.

3. Говорун С.Н., Фокин А.Р. Воплощение // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 333-334.

4. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 357-361.

5. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. М. 1999. С. 62-67.

Тема 5. Опровержение Церковью несторианства.

Суть несторианства. Учение Феодора Мопсуэстийского об «относительном соединении» Божества и человечества во Христе, о «лице соединения». Следствия несторианской христологии: постепенное воплощение, постепенное обожение по усыновлению человечества во Христе, греховность Христа и др. Христология свт. Кирилла Александрийского. Его понимание формулы «одна воплотившаяся природа Бога Слова». Учение свт. Кирилла о единстве субъекта во Христе, об «ипостасном соединении». Антропологическая парадигма.

Рекомендуемая литература:

1. Антология восточно-христианской богословской мысли. Т. 1. М. СПб. 2009. С. 531-581.

2. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М. 2007. С. 222-239.

3. Говорун С.Н., Фокин А.Р. Воплощение // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 337-338.

4. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 45-47.

5. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Главы II (46), XI (55), XII (56) // Источник знания. М. 2002. С. 235-237, 250-255.

6. Карташов А.В. Вселенские Соборы. М. 2002. С. 199-250.

7. Кирилл Александрийский, свт. Иная памятная записка, написанная в ответ на вопросы к нам о том же, к тому же Суккенсу. (В электронном виде).

8. Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. М. 1997.

9. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богос­ловие. Клин. 2001. С. 293-311.

10. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. СПб. 2008. С. 91-94.

11. Флоровский Г., прот. Византийские отцы V-VIII веков. Париж. 1933. С. 43-73.

12. Чурсанов С.А. Антропологическая аналогия в православной христологии // Церковь и время. № 1 (38). М. 2007. С. 208-220.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: