РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
____________________________________________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДЕНО на заседании Научно-методического Совета протокол № ____________ от «____» ______________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ проректор по научно-богословской работе Московской Духовной Академии протоиерей Александр Задорнов ________________________________ «____» ____________________ 2016 г. |
КАФЕДРА БОГОСЛОВИЯ
Рабочая программа дисциплины
«Догматическое богословие»
Основной образовательной программы высшего образования
По направлению подготовки 48.03.01 Теология
(уровень бакалавриата)
Форма обучения: очная
г. Сергиев Посад, 2016
Рабочую программу дисциплины разработал
Игумен Адриан (Пашин Александр Васильевич), кандидат физико-математических наук, кандидат богословия
(Ф.И.О. разработчика программы полностью, ученая степень, ученое звание)
Рецензент (ы)
__________________________________________________________________
(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)
|
|
Рецензент (ы)
__________________________________________________________________
(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)
Программа рассмотрена на заседании кафедры
«____»____________201__ г., протокол № __
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой _______________ ______________
Личная подпись (сан, ФИО)
СОГЛАСОВАНО:
Проректор по
Учебной работе _______________ ______________
Личная подпись (сан, ФИО)
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий
Учебно-методическим отделом ________________ ______________
Личная подпись (сан, ФИО)
© Игумен Адриан (Пашин А.В.)
© МДА РПЦ
Цели освоения дисциплины
Целью курса «Догматическое богословие» является подготовка специалиста с углубленными знаниями догматов Церкви, их содержания и истории их словесной формулировки.
Изучение курса «Догматическое богословие» требует решения следующих задач:
· познакомить студентов с системой православного догматического богословия;
· дать полноценное представление о библейских основаниях вероучения Церкви;
· раскрыть историю словесного формулирования церковных догматов в процессе полемики с ересями;
· показать неразрывную связь вероучения Церкви с ее нравственным учением и с основами духовной жизни человека во Христе.
Место дисциплины в структуре ООП
|
|
Дисциплина «Догматическое богословие» входит в базовую часть ООП и является обязательной для изучения. Курс «Догматическое богословие» взаимосвязан и имеет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: Священное Писание Нового Завета, Священное Писание Ветхого Завета, История древней Церкви, История философии, Патрология, История Западных исповеданий и сравнительное богословие, Нравственное богословие, Введение в специальность, Пастырское богословие, Литургика, Апологетика, Каноническое право, Русская патрология, Концепции современного естествознания, Миссиология (социальное служение, катехизация, молодежное служение, образовательная деятельность РПЦ), Миссионерское служение в современном мире.
Для успешного изучения дисциплины обучающемуся необходимы знания по следующим учебным дисциплинам: Священное Писание Нового Завета, Священное Писание Ветхого Завета, История философии, История древней Церкви, Патрология, Введение в специальность, Древнегреческий язык, Латинский язык.
Объем дисциплины.
Для изучения дисциплины выделены два семестра обучения (пятый и шестой). Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 152 часа, из которых 144 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (72 часа – занятия лекционного типа, 72 часа – практические занятия семинарского типа), 90 часов – самостоятельная работа студентов и 18 часов – подготовка и сдача экзамена. Форма итогового контроля дисциплины: экзамен после шестого семестра (за третий курс).
Компетенции (навыки) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины «Догматическое богословие» обучающийся должен обладать следующимикомпетенциями, указанные в Основной образовательной программе высшего профессионального образования 48.03.01 «Теология»:
общекультурными компетенциями (ОК):
· способностью использовать основы теологических знаний в процессе духовно- нравственного развития (ОК-10).
общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
· способностью использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач (ОПК-2);
научно-исследовательскими компетенциями:
· способностью использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования (ПК-1);
· готовностью применять основные принципы и методы научно-богословских исследований, учитывая единство теологического знания (ПК-2);
· готовностью выделять теологическую проблематику в междисциплинарных исследованиях (ПК-3);
учебно-воспитательными и просветительскими компетенциями:
· способностью актуализировать представления в области богословия и духовно-нравственной культуры для различных аудиторий, разрабатывать элементы образовательных программ (ПК-5);
экспертно-консультативнымикомпетенциями:
· способностью применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
• в систематической форме основные положения догматического богословия;
• последние научные достижения в области богословских знаний.
Уметь:
· применять эти знания в пастырском служении, церковном администрировании в рамках прихода, преподавании на уровне среднего церковного и светского образования, в работе с молодежью, с нецерковной аудиторией и со СМИ;
· применять их для собственного духовного становления, а также для оказания содействия духовному возрастанию других людей;
|
|
· расширять границы приобретенных знаний, самостоятельно находя требуемую информацию, касающуюся вопросов догматического богословия;
· критически интерпретировать богословские знания и мнения.
Владеть:
· базовыми методами научного исследования в области догматического богословия;
· навыками общения как с церковной, так и для нецерковной аудиторией, ясно и систематически излагая богословские знания в устной и письменной форме.
Структура дисциплины.
№ п/п | Наименование тем | Се-местр | Неде-ля семе-стра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | ||||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельнаяработа студентов | ||||||
РАЗДЕЛ I. ХРИСТОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О БОГОВОПЛОЩЕНИИ) | ||||||||
1. | Понятие о домостроительстве. | 5 | 1-2 | 3 | 2 | 5 | ||
2. | Свидетельства Священного Писания и мужей апостольских о Божественности и человечестве Иисуса Христа. | 5 | 2-3 | 2 | 2 | 3 | ||
3. | Христологические заблуждения иудействующих и триадологических ересей. | 5 | 2 | 1 | - | 1 | ||
4. | Опровержение Церковью докетизма и ереси Аполлинария Лаодикийского. | 5 | 3-4 | 3 | 4 | 5 | ||
5. | Опровержение Церковью несторианства. | 5 | 5-6 | 3 | 4 | 6 | ||
6. | Опровержение Церковью монофизитства, Халкидонский Орос. Христологическая терминология. | 5 | 7-9 | 3 | 4 | 8 | ||
7. | Единство Лица Христа, учение о воипостасности Его человеческой природы. | 5 | 9-10 | 3 | 4 | 6 | ||
8. | Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому: общение свойств, теопасхитские выражения, обожение человеческой природы Христа, единое поклонение. | 5 | 11 | 3 | 2 | 1 | ||
9. | Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому: два действия, две воли. Опровержение Церковью монофелитства. | 5 | 11-12 | 2 | 3 | 4 | ||
10. | Отличия человеческой природы Христа от нашей – сверхъестественный способ рождения, безгрешность. | 5 | 13 | 2 | 4 | 3 | ||
11. | Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Троице. | 5 | 14 | 2 | 1 | 2 | ||
12. | Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Деве Марии. | 5 | 14-15 | 3 | 1 | 2 | ||
13. | Ересь афтартодокетизма и ее опровержение Церковью. | 5 | 15-16 | 2 | 2 | 4 | ||
РАЗДЕЛ II. СОТЕРИОЛОГИЯ (ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ)
| ||||||||
14. | Сотериология: основные понятия. Этапы искупления. Спасительные плоды искупительного подвига Христа. | 5 | 17 | 2 | 1 | 1 | ||
15. | Способ изложения учения о спасении в Священном Писании и у Святых Отцов. Сотериологический образ Христос – Агнец Божий. | 5 | 18 | 2 | 2 | 3 | ||
Итого за 5 семестр (126 ч., 3.5 ЗЕТ) | 36 | 36 | 54 | |||||
16. | Сотериологический образ Христос – Первосвященник. | 6 | 1 | 2 | 2 | 2 | ||
17. | Сотериологический образ Христос – Царь. | 6 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
18. | Сотериологический образ Христос – Благовеститель. | 6 | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
19. | Сотериологический образ – спасение через уничижение (образ Божественной хитрости), или Христос – Премудрость. | 6 | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
20. | Сотериологические образы: Христос – Новый Адам и Христос – Исцелитель. | 6 | 4 | 1 | 1 | 1 | ||
21. | Искажения православного учения об Искуплении. | 6 | 4 | 1 | 1 | 1 | ||
22. | Различные теории искупления. | 6 | 5 | 2 | 1 | 1 | ||
РАЗДЕЛ III. УЧЕНИЕ О БЛАГОДАТИ | ||||||||
23. | Учение о Боге – Освятителе. Понятие о благодати. | 6 | 5-6 | 2 | 2 | 2 | ||
24. | Соотношение благодати и свободы человека. Вера и добрые дела. | 6 | 6-7 | 2 | 2 | 2 | ||
25. | Обожение человека. Особые дарования благодати. | 6 | 7-8 | 2 | 2 | 2 | ||
РАЗДЕЛ IV. ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О ЦЕРКВИ) | ||||||||
26. | Понятие о Церкви. Христос и Святой Дух в жизни Церкви. | 6 | 8 | 2 | 1 | 1 | ||
27. | Существенные свойства Церкви. | 6 | 9-10 | 2 | 1 | 1 | ||
28. | Богоучрежденная церковная иерархия. Вселенские Соборы как высший орган церковной власти. | 6 | 10 | 2 | 1 | 1 | ||
29. | Границы Церкви. | 6 | 11 | 2 | 2 | 2 | ||
30. | Церковь земная и Церковь небесная. Почитание мощей святых и святых икон. | 6 | 12-13 | 1 | 4 | 4 | ||
РАЗДЕЛ V. САКРАМЕНТОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О ТАИНСТВАХ) | ||||||||
31. | Понятие о Таинствах. Таинства Крещения и Миропомазания. | 6 | 13 | 1 | 2 | 2 | ||
32. | Таинство Евхаристии. | 6 | 14-15 | 2 | 4 | 3 | ||
33. | Таинства покаяния, священства, брака и елеосвящения. | 6 | 15 | 2 | - | 1 | ||
РАЗДЕЛ VI. ЭСХАТОЛОГИЯ | ||||||||
34. | Частная эсхатология. | 6 | 16 | 2 | 2 | 2 | ||
35. | Второе Христово Пришествие. | 6 | 17 | 2 | 2 | 2 | ||
36. | Страшный суд. Жизнь будущего века. | 6 | 18 | 2 | 2 | 2 | ||
Экзамен за 3 курс, 18 часов
| ||||||||
Итого за 6 семестр (126 ч. (18 ч. – экзамен), 3.5 ЗЕТ) | 36 | 36 | 36 | |||||
Итого за 3 курс (152 ч. (18 ч. – экзамен), | 72 | 72 | 90 |