Структура дисциплины

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

____________________________________________________________________________________________________________________

 

УТВЕРЖДЕНО   на заседании Научно-методического Совета протокол № ____________ от «____» ______________ 2016 г.   УТВЕРЖДАЮ проректор по научно-богословской работе Московской Духовной Академии протоиерей Александр Задорнов ________________________________ «____» ____________________ 2016 г.  

 

КАФЕДРА БОГОСЛОВИЯ

 

Рабочая программа дисциплины

«Догматическое богословие»

Основной образовательной программы высшего образования

По направлению подготовки 48.03.01 Теология

(уровень бакалавриата)

Форма обучения: очная

 

г. Сергиев Посад, 2016

 

Рабочую программу дисциплины разработал

Игумен Адриан (Пашин Александр Васильевич), кандидат физико-математических наук, кандидат богословия

(Ф.И.О. разработчика программы полностью, ученая степень, ученое звание)

 

Рецензент (ы)

__________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

 

 

Рецензент (ы)

__________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

 

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры

 

«____»____________201__ г., протокол № __

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой        _______________        ______________

                                                                Личная подпись                                              (сан, ФИО)

 

СОГЛАСОВАНО:

Проректор по

Учебной работе                    _______________                 ______________

                                                        Личная подпись                                           (сан, ФИО)

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий

Учебно-методическим отделом ________________     ______________

                                                          Личная подпись                                           (сан, ФИО)

 

© Игумен Адриан (Пашин А.В.)

© МДА РПЦ



Цели освоения дисциплины

Целью курса «Догматическое богословие» является подготовка специалиста с углубленными знаниями догматов Церкви, их содержания и истории их словесной формулировки.

Изучение курса «Догматическое богословие» требует решения следующих задач:

· познакомить студентов с системой православного догматического богословия;

· дать полноценное представление о библейских основаниях вероучения Церкви;

· раскрыть историю словесного формулирования церковных догматов в процессе полемики с ересями;

· показать неразрывную связь вероучения Церкви с ее нравственным учением и с основами духовной жизни человека во Христе.

 

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Догматическое богословие» входит в базовую часть ООП и является обязательной для изучения. Курс «Догматическое богословие» взаимосвязан и имеет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: Священное Писание Нового Завета, Священное Писание Ветхого Завета, История древней Церкви, История философии, Патрология, История Западных исповеданий и сравнительное богословие, Нравственное богословие, Введение в специальность, Пастырское богословие, Литургика, Апологетика, Каноническое право, Русская патрология, Концепции современного естествознания, Миссиология (социальное служение, катехизация, молодежное служение, образовательная деятельность РПЦ), Миссионерское служение в современном мире.

Для успешного изучения дисциплины обучающемуся необходимы знания по следующим учебным дисциплинам: Священное Писание Нового Завета, Священное Писание Ветхого Завета, История философии, История древней Церкви, Патрология, Введение в специальность, Древнегреческий язык, Латинский язык.

Объем дисциплины.

Для изучения дисциплины выделены два семестра обучения (пятый и шестой). Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 152 часа, из которых 144 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (72 часа – занятия лекционного типа, 72 часа – практические занятия семинарского типа), 90 часов – самостоятельная работа студентов и 18 часов – подготовка и сдача экзамена. Форма итогового контроля дисциплины: экзамен после шестого семестра (за третий курс).

 

Компетенции (навыки) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

 

В результате освоения дисциплины «Догматическое богословие» обучающийся должен обладать следующимикомпетенциями, указанные в Основной образовательной программе высшего профессионального образования 48.03.01 «Теология»:

общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью использовать основы теологических знаний в процессе духовно- нравственного развития (ОК-10).

общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

· способностью использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач (ОПК-2);

научно-исследовательскими компетенциями:

· способностью использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования (ПК-1);

· готовностью применять основные принципы и методы научно-богословских исследований, учитывая единство теологического знания (ПК-2);

· готовностью выделять теологическую проблематику в междисциплинарных исследованиях (ПК-3);

учебно-воспитательными и просветительскими компетенциями:

· способностью актуализировать представления в области богословия и духовно-нравственной культуры для различных аудиторий, разрабатывать элементы образовательных программ (ПК-5);

экспертно-консультативнымикомпетенциями:

· способностью применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

• в систематической форме основные положения догматического богословия;

• последние научные достижения в области богословских знаний.

Уметь:

· применять эти знания в пастырском служении, церковном администрировании в рамках прихода, преподавании на уровне среднего церковного и светского образования, в работе с молодежью, с нецерковной аудиторией и со СМИ;

· применять их для собственного духовного становления, а также для оказания содействия духовному возрастанию других людей;

· расширять границы приобретенных знаний, самостоятельно находя требуемую информацию, касающуюся вопросов догматического богословия;

· критически интерпретировать богословские знания и мнения.

Владеть:

· базовыми методами научного исследования в области догматического богословия;

· навыками общения как с церковной, так и для нецерковной аудиторией, ясно и систематически излагая богословские знания в устной и письменной форме.



Структура дисциплины.

 

№ п/п Наименование тем Се-местр Неде-ля семе-стра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

        Лекции Практические занятия Самостоятельнаяработа студентов

РАЗДЕЛ I. ХРИСТОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О БОГОВОПЛОЩЕНИИ)

1. Понятие о домостроительстве. 5 1-2 3 2 5
2. Свидетельства Священного Писания и мужей апостольских о Божественности и человечестве Иисуса Христа. 5 2-3 2 2 3
3. Христологические заблуждения иудействующих и триадологических ересей. 5 2 1 - 1
4. Опровержение Церковью докетизма и ереси Аполлинария Лаодикийского. 5 3-4 3 4 5
5. Опровержение Церковью несторианства. 5 5-6 3 4 6
6. Опровержение Церковью монофизитства, Халкидонский Орос. Христологическая терминология. 5 7-9 3 4 8
7. Единство Лица Христа, учение о воипостасности Его человеческой природы. 5 9-10 3 4 6
8. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому: общение свойств, теопасхитские выражения, обожение человеческой природы Христа, единое поклонение. 5 11 3 2 1
9. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому: два действия, две воли. Опровержение Церковью монофелитства. 5 11-12 2 3 4
10. Отличия человеческой природы Христа от нашей – сверхъестественный способ рождения, безгрешность. 5 13 2 4 3
11. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Троице. 5 14 2 1 2
12. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Деве Марии. 5 14-15 3 1 2
13. Ересь афтартодокетизма и ее опровержение Церковью. 5 15-16 2 2 4

РАЗДЕЛ II. СОТЕРИОЛОГИЯ (ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ)

14. Сотериология: основные понятия. Этапы искупления. Спасительные плоды искупительного подвига Христа. 5 17 2 1 1
15. Способ изложения учения о спасении в Священном Писании и у Святых Отцов. Сотериологический образ Христос – Агнец Божий. 5 18 2 2 3

Итого за 5 семестр (126 ч., 3.5 ЗЕТ)

36 36 54
16. Сотериологический образ Христос – Первосвященник. 6 1 2 2 2
17. Сотериологический образ Христос – Царь. 6 2 2 2 2
18. Сотериологический образ Христос – Благовеститель. 6 3 1 1 1
19. Сотериологический образ – спасение через уничижение (образ Божественной хитрости), или Христос – Премудрость. 6 3 1 1 1
20. Сотериологические образы: Христос – Новый Адам и Христос – Исцелитель. 6 4 1 1 1
21. Искажения православного учения об Искуплении. 6 4 1 1 1
22. Различные теории искупления. 6 5 2 1 1

РАЗДЕЛ III. УЧЕНИЕ О БЛАГОДАТИ

23. Учение о Боге – Освятителе. Понятие о благодати. 6 5-6 2 2 2
24. Соотношение благодати и свободы человека. Вера и добрые дела. 6 6-7 2 2 2
25. Обожение человека. Особые дарования благодати. 6 7-8 2 2 2

РАЗДЕЛ IV. ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О ЦЕРКВИ)

26. Понятие о Церкви. Христос и Святой Дух в жизни Церкви. 6 8 2 1 1
27. Существенные свойства Церкви. 6 9-10 2 1 1
28. Богоучрежденная церковная иерархия. Вселенские Соборы как высший орган церковной власти. 6 10 2 1 1
29. Границы Церкви. 6 11 2 2 2
30. Церковь земная и Церковь небесная. Почитание мощей святых и святых икон. 6 12-13 1 4 4

РАЗДЕЛ V. САКРАМЕНТОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О ТАИНСТВАХ)

31. Понятие о Таинствах. Таинства Крещения и Миропомазания. 6 13 1 2 2
32. Таинство Евхаристии. 6 14-15 2 4 3
33. Таинства покаяния, священства, брака и елеосвящения. 6 15 2 - 1

РАЗДЕЛ VI. ЭСХАТОЛОГИЯ

34. Частная эсхатология. 6 16 2 2 2
35. Второе Христово Пришествие. 6 17 2 2 2
36. Страшный суд. Жизнь будущего века. 6 18 2 2 2

Экзамен за 3 курс, 18 часов

 

Итого за 6 семестр (126 ч. (18 ч. – экзамен), 3.5 ЗЕТ)

36 36 36

Итого за 3 курс (152 ч. (18 ч. – экзамен),
7 ЗЕТ)

72 72 90

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: