Раздел 2. Современные особенности административного контроля в охране труда

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра инженерной и компьютационной педагогики

РЕФЕРАТ

Тема: АДМИНИСТРАТИВНЫЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ, ЛИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА»

Студента группы 207603 ПЛ-А

Епихина А.С.

 

Проверил доцент кафедры ИКП

Святенко А.А

Донецк, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. РАЗДЕЛ 1. Введение – основные понятия и актуальность_________3

2. РАЗДЕЛ 2. Современные особенности административного контроля в охране труда_____________________________________________6

3. РАЗДЕЛ 3. Современные особенности общественного и личного контроля за охраной труда___________________________________8

4. ВЫВОДЫ_________________________________________________9

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_______________10

 

 

РАЗДЕЛ 1. Введение – основные понятия и актуальность

Охрана труда — это отрасль знаний и практик, направленных на сохранение человеком жизни и здоровья в процессе его трудовой деятельности.

Контроль – это одна из базовых функций управления, которая предполагает наблюдение за состоянием объекта и соотношение рассматриваемых характеристик с неким заданным оптимальным его оптимальным, нормативным состоянием, с последующей корректировкой поведения или характеристик объекта для их приведения к заданным характеристикам. В случае рассматриваемой темы, этим оптимальным нормативным состоянием в целях движения, к которому осуществляется контроль, будет состояние безопасности труда, предусматривающего физическое и психическое здоровье сотрудника и отсутствие для него тех или иных угроз.

Административный контроль предполагает, что в качестве контролирующего субъекта выступает орган управления, представляющий интересы работодателя в системе охраны труда и осуществляемый специализированными структурными организациями работодателя – отделами о охране труда и кадровой политики или иными должностными лицами. Для данного аспекта контроля безопасности труда характерно использование регламентационных, более формализованных методов, таких как журналы учёта и ознакомления с техникой безопасности. Также в рамках данного направления можно упомянуть органы власти различных уровней.

Общественный контроль исходит со стороны горизонтальных структур гражданского общества, прежде всего профсоюзных организаций, а также других общественных структур, включая институализированные и не институализированные субъекты контроля охраны труда, в том числе, но не ограничиваясь экологическими природоохранными организациями, СМИ, массовыми движениями, потребителями и т.д.

Личный контроль предполагает усилия по самоконтролю, направленные на непосредственное внимание охране труда со стороны самого работника, прежде всего связанное с самоконтролем состояния его рабочего места или непосредственного состояния работника.

Примером последнего аспекта может быть обязательство работника приходить на рабочее место современно и в трезвом виде. Однако в форме административного контроля, его состояние может дополнительно контролироваться в рамках мер медицинской экспертизы, в то время как общественный контроль, также может обеспечить проверку этого состояния, например со стороны пассажиров общественного транспорта или участников дорожного движения, в отношении нарушающих принципы охраны труда сотрудников правоохранительных органов[1].

Понимание многообразия субъектов контроля охраны труда крайне важно, так как оно непосредственным образом соединяет данную дисциплину с прикладной повсеместной практикой, иллюстрируя роль и возможность каждого социального субъекта принимать непосредственное участие в качестве охране труда и его соответствию нормативным оптимумам.

 Значение охраны труда в целом сложно переоценить. По оценкам Международной Организации Труда около 2,3 миллионов человек ежегодно погибает в результате несчастных случаев на рабочем месте или связанных с работой заболеваний – в среднем 6 000 человек каждый день. Во всем мире ежегодно регистрируется примерно 340 миллионов несчастных случаев на производстве и 160 миллионов жертв профессиональных заболеваний[2].

Следует учитывать, что ежегодно в мире погибает порядка 62 миллионов человек, поэтому проблемы, связанные с охраной труда, уносят жизни в примерно 3,7% случаев всех существующих смертей, почти 4 из каждый 100 человек погибает из-за причин, связанных с недостаточным качеством контроля охраны труда. При этом, от СПИДа в год умирает около 1 млн. человек, в ДТП – 1,4 млн., рак дыхательных путей убивает чуть менее 2 млн. человек ежегодно[3], тогда как насилие от самих людей уносит жизни примерно полумиллиона человек каждый год.

Не трудно заметить, что всем этим и множеству других проблем уделяется несопоставимо больше внимания, чем вопросу контроля охраны труда, чьё нарушение уносит больше жизней, чем любой из этих факторов смертности.

 

 

РАЗДЕЛ 2. Современные особенности административного контроля в охране труда

Административный контроль охраны труда имеет наиболее древнюю историю и исторически в сфере данных знаний развивался именно он. В данный момент его роль существенно теснят другие формы контроля, особенно общественные формы, однако административный аспект по прежнему остаётся ключевым, поскольку он происходит со стороны работодателя, непосредственно создающего то или иное рабочее место, а значит, способного и отвечающего за коренное изменение его условий.

Современные технологии позволяют радикальным образом изменять методы данного контроля, прежде всего связанные с совершенствованием доступных технологических средств различного мониторинга, таких как тепловизоры, камеры слежения, автоматическое распознание лиц и даже нейросети, способные по заданному алгоритму анализировать большие объёмы данных и выявлять возможные отклонения от нормы.

Яркой иллюстрацией административного контроля в охране труда стали практики введённые в связи с пандемией коронавируса в ДНР, в рамках исполнения пункта 12.1 постановления Главы ДНР №51 «О введении режима повышенной готовности»[4], который обязал работодателей организовать ежедневные замеры температуры сотрудников с отправкой домой всех, демонстрирующих повышенную температуру.

Несмотря на все инновации и новые вызовы, перед административным контролем в охране труда остаётся её фундаментальная проблема – данный контроль упирается в состояние нормы, относительно которой требуется вести наблюдения за рабочим местом. Однако работодатель заинтересован не только и не сколько в безопасности рабочего места и охране труда сотрудника, сколько в оптимизации расходов с этим связанных, поэтому достаточно странно ожидать от него деятельной инициативы и рвения в этом вопросе. Помочь может эффективная работа судебной системы, гарантирующая работодателю достаточно критические издержки в случае нарушения качества административного контроля охраны труда, однако эта проблема выходит далеко за рамки данного обзора.

Также, административный контроль за охраной труда представляют органы местной и государственной власти, например, структурные подразделения МЧС обеспечивают противопожарный контроль, принуждая собственников повышать комплексную защиту от пожаров рабочих мест в их зоне ответственности. Однако, данный аспект административного контроля имеет ряд критических внутренних ограничений – с одной стороны, зачастую он становится источником формализма и коррупционного давления на работодателей, с другой стороны, решая эту проблема, а также стремясь к созданию максимально благоприятной среды для инвестиций и предпринимательской деятельности, наблюдается тенденция к минимизации данного аспекта контроля.

Таким образом, несмотря на свою традиционность и масштаб внедрения, следует отменить что административный контроль за охраной труда обладает самыми значительными уязвимостями и рисками для последующего своего полноценного функционирования, особенно без необходимых изменений судебных подходов и ужесточения режима компенсации ущерба на рабочем месте.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: