КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Экологическое право»
Тема: «Правовые основы контроля в области охраны окружающей среды»
РЕФЕРАТ
Карибов Рауф
Группа:1821 ПОНБ
Санкт-Петербург - 2020
Содержание
Введение 3
1. Понятие окружающей среды и правовых средств ее охраны. 5
2. Проблемы государственного экологического контроля и пути их решения. 10
3. Современное состояние общественного экологического контроля в государственной системе охраны окружающей среды. 15
Заключение 18
Список использованной литературы. 19
Введение
Актуальность исследования продиктована возможностью увеличения эффективности системы контроля в области охраны окружающей среды.
Согласно Конституции Российской Федерации[1] каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, однако развитие научно-технической сферы общества и стремительный промышленный прогресс пагубно влияют на природно-климатические условия и экологическую ситуацию во всем мире.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации в качестве основы для жизни и деятельности людей, проживающих на их соответствующих территориях, и могут быть частной, национальной, муниципальной и другими формами собственности (статья 9).
Если земле и другим природным ресурсам не наносят вреда и не нарушают законных прав других лиц, право владеть, использовать и распоряжаться землевладельцами и другими природными ресурсами является бесплатным (часть 36, часть 2), тогда каждый имеет право на компенсацию за ущерб, причиненный ее здоровью или имуществу в результате экологических нарушений (статья 42).
Важнейшей задачей государства в реализации конституционных прав является обеспечение рационального использования природных ресурсов и законности действий властей, что решается с помощью правовых механизмов. Помимо регулирующих механизмов национальных институтов, гражданское общество существует и в уполномоченных учреждениях - в рамках институтов общественного контроля[2].
Цель работы – рассмотреть правовые основы контроля в области охраны окружающей среды.
В связи с поставленной целью, предполагается решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие окружающей среды и правовые средства ее охраны;
- Выявить проблемы государственного экологического контроля и пути их решения;
- Описать современное состояние общественного экологического контроля в государственной системе охраны окружающей среды.
Понятие окружающей среды и правовых средств ее охраны
Окружающая среда является средой обитания и деятельность человека, которая включает природную среду и созданный им материальный мир, в том числе и техногенную среду.
Понятие окружающая среда трактуется как совокупность всех материальных тел, сил и явлений природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека. Окружающая среда – это совокупность абиотической, биотической и социальной среды, совместно оказывающих влияние на человека и его деятельность. В отличие от понятия «экология», термин «охрана окружающей природной среды» изначально определял и определяет не научное направление, а совокупность мер, действий, планов и программ (международных, государственных, региональных, локальных (местных), административно-хозяйственных, технологических, политических, юридических и т.д.), направленных на сохранение, рациональное использование и воспроизводство природной среды и природных ресурсов[3].
Федеральный закон №7 «Об охране окружающей среды»[4] дает следующее определение: «охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий».
Объектом природной охраны является окружающая природная среда, то есть реальность, существующая вне человека, служащая средством его существования, местом его обитания и также средством пропитания.
Переходя к анализу правовых средств охраны окружающей среды, отметим, что в литературе они именуются как правовые меры.
В упомянутом Федеральном законе № 7-ФЗ достаточно полно отражены объекты, подлежащие охране. К ним относятся леса, атмосферный воздух, недра, воды, животный мир, памятники природы, заповедники и т.д.
Соответственно помимо задачи по охране окружающей природной среды, в законе указаны направления по предупреждению вредного воздействия промышленной или иной деятельности, улучшение качества природной среды и другие задачи[5].
Правовая охрана окружающей природной среды содержит в себе ряд государственных правовых норм и соответствующих им правовых отношений, направленных на реализацию мер которые призваны сохранять природную среду, рационально использовать природные ресурсы, способствовать оздоровлению жизненной среды человека в том числе и для будущих поколений[6].
В настоящее время в России к системе правовой охраны окружающей среды можно отнести четыре группы мер (средств). К ним относятся:
- регулирование правоотношений по сохранению, восстановлению и использованию природных ресурсов;
- государственный и общественный контроль за исполнением требований охраны природной среды;
- обучение профессиональных кадров;
- юридическая ответственность за экологические правонарушения.
В настоящее время в Российской Федерации правовое регулирование правоотношений по поводу природных ресурсов регулируется большим количеством законов, образующих систему природоохранного законодательства. Помимо уже названного Федерального закона № 7-ФЗ сюда можно отнести Лесной кодекс РФ[7], Водный кодекс РФ[8], Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»[9], Федеральный закон «Об экологической экспертизе»[10] и другие. Также источником экологического права выступает Земельный Кодекс РФ[11], принятый в 2001 году.
Нельзя обойти вниманием тот факт, что к системе природоохранного законодательства также относится Конституция РФ. Обратим внимание на две важные нормы, отраженные в Конституции РФ, к которым относится право граждан и юридических лиц на частную собственность и землю, а также право граждан на благоприятную окружающую среду. Практика применения конституционных положений показывает, что данные нормы исполняются не в полной мере. Ряд исследователей сходятся во мнении, что у субъектов экологического права, как правило, отсутствует развитое самосознание, а это значит, что большинство людей не задумываются о соблюдении, реализации, охране или защите прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Также имеется проблема недостаточной правовой грамотности населения, что приводит к нарушению прав человека на благоприятную окружающую среду. Помимо этого как указывает Г.М. Дендан, указанные нарушения являются следствием имеющихся многочисленных пробелов в законодательстве об охране окружающей среды[12].
Таким образом, существующий в нашем государстве механизм охраны природной среды можно трактовать как правовые меры (средства), которые в своей взаимосвязи имеют направленность на охрану окружающей среды и обеспечение необходимых благоприятных условий для жизни и деятельности человеческого общества.
Структура механизма охраны природной среды включает в себя шесть самостоятельных элементов:
- Организационно-правовые меры, к которым относятся институциональные и функциональные инструменты. К институтам, обеспечивающим охрану природной среды относятся уполномоченные на то государственные органы. К функциональным инструментам относятся в этом случае лицензирование, контроль и т.д.
- Экономико-правовые меры включают в себя такие меры как экологическое страхование, планирование, стимулирование и т.п.
- Правовые меры реализуются посредством правового механизма и включают в себя принятие соответствующих нормативно-правовых актов, юридическую ответственность за нарушение экологического законодательства.
- Меры особой охраны, куда входят охрана особо опасных зон и особо охраняемых природных территорий и объектов.
- Меры идеологического и воспитательного характера, куда включены информирование, воспитание, развитие экологической культуры и т.д.
- Меры международно-правового характера, куда относятся конвенционные, институциональные и ситуационные инструменты.
Значительная мера экологического стимулирования представляется в плате за пользование природными ресурсами. Законодательство различает два вида платежей. Первые - за пользование природными ресурсами, вторые - за выброс веществ в природные ресурсы. Платежи за пользование ресурсами отходят в местный бюджет на охрану окружающей среды. Платежи за сбросы вредных веществ переходят в экологические фонды. Несоблюдение этих платежей приводит к возникновению юридической ответственности.
Важнейшую роль в реализации норм природоохранного законодательства выполняют органы управления, контроля и мониторинга в области охраны окружающей природной среды. Это такие органы, как органы общей компетенции и органы специальной компетенции.
Особенность управления охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса.
К таким органам можно отнести Федеральное собрание Российской Федерации, Президента Российской Федерации, органы местного самоуправления и т.д.
Федеральное Собрание РФ осуществляет такую функцию, как принятие решения об объявлении чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия. Государственная Дума содержит Комитет по экологии. Он в свою очередь имеет Высший Экологический Совет. Его функция заключается в том, чтобы анализировать законопроекты, проводить экологические прогнозы, подготавливать документы для международных договоров по вопросам экологии, и мн. др.
Функции Президента РФ регулируются в основном Конституцией РФ. К функциям Президента РФ можно отнести такие, как разработка направлений внутренней и внешней экологической политики государства, обеспечение гарантий выполнения прав граждан в области охраны окружающей природной среды, нормотворчество и др.
Анализируя роль Правительства РФ закреплена в Законе «Об охране окружающей среды», можно назвать несколько функций. Это обеспечение реализации экологических программ, контролирование и координирование деятельности министерств и ведомств, установление платы за пользование природными ресурсами и за выбросы вредных веществ в окружающую среду, установление допустимых норм выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду и др.
Полномочия органов местного самоуправления закреплены в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[13], а также в других нормативных актах экологического законодательства.
Существуют также и другие органы, которые выполняют экологические функции, такие как регулирование, учет природных ресурсов, нормирование, проектирование, анализирование и др. Например, это Министерство здравоохранения РФ, Федеральный горный надзор и др.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Экологическая политика в Российской Федерации еще развивается, несмотря на огромную работу государственных органов в сфере охраны окружающей среды. Мы считаем, что одной реализации экологических нормативных актов не достаточно. Нужно прививать в общество экологическое воспитание, сознание. С ранних лет нужно воспитывать так, чтобы человек понял: природа - это его мир, его реальность, и нужно оберегать её. Погибнет природа, погибнет и человек. Для решения проблем экологического кризиса в настоящее время одновременно необходимо решать вопрос по проблеме финансирования природоохранных мероприятий, направленных на восстановление природных ресурсов или предотвращение каких-либо экологических проблем. Таким образом, чтобы действительно реализовывать нормы по охране природы, нужно, чтобы общество тоже в этом участвовало.