Проблемы государственного экологического контроля и пути их решения

 

На современном этапе развития человечества во всем мире ведется работа по контролю и надзору за промышленными предприятиями, которые наносят вред окружающей среде, и Российская Федерация не является исключением.

Отметим, что экологический контроль (надзор) - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт окружающей среды.

Для углубленного изучения проблемы был проведен анализ перечня документов экологического законодательства, которое подразделяется на общую и особенную часть, что представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Экологическое законодательство РФ.

Организация и осуществление государственного экологического контроля регламентируется также Конституцией РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, Водным, Лесным и Земельным кодексами РФ, федеральными законами и специальными подзаконными актами.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», а именно ст. 75, за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Также законодательством Российской Федерации утвержден перечень экологических правонарушений и преступлений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом. Так, например, к экологическим правонарушениям относится порча земель, а к экологическому преступлению - незаконная добыча и охота.

Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Система органов государственной власти федерального уровня, осуществляющих управление в сфере окружающей среды, включает в себя следующие учреждения: министерство природных ресурсов и экологии РФ, федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, федеральная служба по надзору в сфере природопользования, федеральное агентство лесного хозяйства, федеральное агентство водных ресурсов, федеральное агентство по недропользованию.

Основные направления проведения государственного экологического надзора отделом включают в себя: использование и охрана водных объектов; обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов; охрана атмосферного воздуха; геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр; организация и функционирование особо охраняемых природных территорий.

Однако контрольная деятельность осуществляется только на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю.

Можно выделить самые распространенные нарушения законодательства: осуществление деятельности в отсутствие установленных нормативов допустимых выбросов и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наличии стационарных источников выбросов; невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду либо несвоевременное ее внесение; отсутствие паспортов на опасные отходы I-IV класса; самовольное занятие водного объекта либо нарушение правил охраны водных объектов и правил водопользования; безлицензионное пользование недрами, либо недропользование с нарушениями условий лицензионного соглашения.

Несмотря на активную работу государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на территории всей страны, в Российской Федерации и в Оренбургской области в том числе, на сегодняшний день существует большой перечень экологических проблем.

Большинство регионов России, особенно с развитым промышленным комплексом относятся к регионам со сложной экологической обстановкой. Это обусловлено развитой минерально-сырьевой базой, мощным промышленным комплексом и использованием устаревших технологий. Главными источниками загрязнения атмосферы в таких регионах являются предприятия газодобывающей и газоперерабатывающей промышленности, теплоэнергетики, машиностроения, а также передвижные источники загрязнения[14].

Таким образом, среди проблем реализации государственного экологического контроля можно условно выделить такие, как:

1) сложность, непроработанность экологического законодательства и недостаточное взаимодействие и координация между уполномоченными органами власти разных уровней;

2) неэффективность системы государственного экологического контроля в сфере охраны окружающей среды;

3) недостаточное внимание властей к экологическим проблемам;

4) отсутствие механизмов экономического стимулирования природоохранной деятельности.

В качестве решения указанных проблем предлагается идея создания экологического фонда. Актуальность данного проекта продиктована возможностью увеличения эффективности системы государственного экологического контроля в сфере охраны окружающей среды, которая в силу непроработанности экологического законодательства, нецелового использования денежных средств, а также недостаточного внимания властей к проблемам экологического характера, нуждается в поддержке общественности к экологическим проблемам, стимулировании природоохранной деятельности посредством создания государственных экологических фондов.

Стоит отметить, что Экологический фонд субъекта РФ - это государственный фонд, средства в который поступают от предприятий, учреждений, организаций, граждан в виде:

- платы за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

- сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

- средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

- полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц.

Экологический фонд будет состоять из основных четырех компонентов:

1) основной фонд, которые инвестируется с целью получения дохода;

2) юридические структуры, которые обуславливают цели и процедуры деятельности Фонда, в том числе процедуры по инвестированию основных фондов. В большинстве случаев экологические фонды создаются в форме юридического лица, в том числе в качестве трастовых фондов, фондов и ассоциаций;

3) надзорная структура, которая принимает решение о том, как использовать средства. Члены правления должны представлять различные группы, такие как местные сообщества, НПО, государственные органы, частный сектор, научные круги и организации;

4) управленческая структура, которая отвечает за управлением фондом и реализацию программ по предоставлению грантов. Экологический фонд будет работать тесно с национальными природоохранными организациями и правительством области, которые обычно независимы от экологического фонда.

Контроль деятельности по созданию Экологического фонда будет осуществлять Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений субъекта РФ. Содействие в реализации проекта ожидается от администрации, общественных организации и объединений.

Таким образом, решение выделенных проблем посредством создания Экологического фонда поспособствует повышению эффективности системы государственного экологического контроля и как следствие - улучшению экологической ситуации на территории Российской Федерации в целом и в ее субъектах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: