Язвенная болезнь хроническое рецидивирующее заболевание, характеризующеесяформированием язвенного дефекта в желудке или ДПК, обусловленное нарушением равновесия между местными факторами защиты и агрессии
Этиология Helicobacter рylori
* Среди внешних этиологических факторов ведущая роль принадлежит Helicobacter pylori, его обнаруживают при ЯБ в 99,9%
* нарушение равновесия между факторами защиты и факторами агрессии
Факторы агрессии
* Повышенная продукция соляной кислоты и пепсина (кислотно-пептический фактор)
* Нарушение моторики и кровообращения
* Пилорический хеликобактер
Защитные факторы:
* слизисто-бикарбонатный барьер;
* нормальная регенерация;
* достаточное кровоснабжение;
* «антродуоденальный кислотный тормоз»
Сестринский процесс
Провести беседу с пациентом и его близкими о необходимости строго соблюдать диету
* Информировать пациента о медикаментозном лечении язвенной болезни (лекарственных препаратах, дозах, правилах их приема, побочных эффектах, переносимости).
|
|
* Убедить пациента в необходимости регулярного приема назначенных лекарственных препаратов.
* Осуществлять контроль за пищевыми/питьевыми передачами пациенту родственниками и близкими.
* Оказывать помощь при рвоте.
* Постоянно контролировать соблюдение пациентом диеты, режима питания и полупостельного режима.
* Контролировать массу тела пациента
Осложнения язвенной болезни: Кровотечение Симптомы кровотечения:
* Рвота жидкими массами цвета кофейной гущи
* Черный жидкий стул - «мелена»
* Слабость
* Головокружение
* снижение артериального давления
* пульс при кровотечении частый, слабого наполнения
* кожные покровы бледные и влажные
Доврачебная помощь:
* Вызвать врача
* Успокоить пациента, уложить, повернув голову набок (профилактика асфиксии)
14
* Приготовить лоток и полотенце для ухода при рвоте
* Положить пузырь со льдом на эпигастральную область
* Запретить пить, принимать пищу, разговаривать
* Контролировать общее состояние пациента, цвет кожных покровов. сознание, пульс, артериальное давление.
Ситуационные задачи
Задача №1
Ребенку 1 месяц, поступил на обследование и лечение. Диагноз: пилоростеноз?
пилороспазм?
Ребенок беспокойный. Настоящий вес ребенка 3200,0. Кожные покровы бледные, чистые, подкожно-жировой слой развит недостаточно (истончен на животе и бедрах). Дистония. Живот слегка вздут, мягкий, безболезненный при пальпации, видимой перистальтики не наблюдается. Стул 3 раза в сутки, желтого цвета, кислого запаха. Контрольное кормление 100,0.
|
|
Из анамнеза: от первой беременности, роды 1-е в ягодичном предлежании, вес при рождении 3000,0, рост 49 см. Срыгивания начались еще в роддоме, были редкими 1–2 раза в день, затем участились и с 3-недельного возраста отмечались почти после каждого кормления, за последнюю неделю появилась рвота «фонтаном».
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу с мамой о необходимости проведения рентгенологического исследования желудочно-кишечного тракта.
Задача № 2
На стационарном лечении находится девочка 9 лет.
Диагноз: хронический гастродуоденит.
Девочка жалуется на боли в животе режущего характера, боли появляются приступообразно через несколько минут после приема пищи и длятся 30–40 минут. Локализация боли – верхняя часть живота. Периодически сопровождается тошнотой, рвотой. Девочка по характеру упрямая, капризная. Девочка от 1-й беременности, доношенная. Учится хорошо. Последние 3 года питается беспорядочно, часто в сухомятку, т.к. родители работают и обслуживать девочку некому. Девочка живет в семье с отчимом, в семье частые ссоры.
Объективно: девочка пониженного питания. Бледная, синие тени под глазами. Пульс 88 уд./мин., ЧДД 20 в минуту, АД 100/60. Живот при пальпации мягкий, болезненный в эпигастральной области.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу о диетическом питании.
3. Продемонстрируйте технику фракционного исследования желудочного сока.
Задача №3
Девочке 8 лет. Диагноз: дискинезия желчевыводящих путей.
Жалобы на тупые ноющие боли в области правого подреберья, тошноту, отрыжку, периодическую рвоту. Боли усиливаются после употребления жирной пищи. Стул со склонностью к запорам. Аппетит у девочки плохой.
Мама считает дочку больной в течение последних 2-х лет.
Объективно: кожные покровы бледные, суховатые на ощупь. Девочка пониженного питания. Язык влажный, густо обложен у корня белым налетом. Пульс 88 уд./мин., ЧДД 22 в минуту, АД 100/50. Живот при пальпации мягкий, болезненный в области правого подреберья, при поколачивании по реберной дуге справа возникает боль.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу о рациональном питании детей школьного возраста.
3. Продемонстрируйте технику дуоденального зондирования.
Задача №4
На прием к участковому педиатру обратилась мать с ребенком 4-х лет.
После осмотра был выставлен диагноз: энтеробиоз.
Жалобы на зуд в перианальной области, боли в животе, снижение аппетита, тошноту, нарушение сна, отмечается также ночное недержание мочи. Девочка со слов матери стала капризной, раздражительной. Заболела около 2-х недель назад.
Девочка активная, кожные покровы бледные, живот мягкий, слегка болезненный при пальпации вокруг пупка, вокруг ануса следы расчесов.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните матери необходимость соблюдения санэпидрежима и обучите ее методам профилактики энтеробиоза.
3. Продемонстрируйте взятие мазка на энтеробиоз.
Задача №5
|
|
Ребенок 13 лет страдает язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки, неоднократно находился на лечении в стационаре. Утром, собираясь в школу, заметил у себя темный дегтеобразный стул. Появилась слабость, головокружение, шум в ушах.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.
г) измерить АД;
д) при низком артериальном давлении ввести подкожно раствор кордиамина 1,3 мл по назначению врача.
3. Техника измерения АД согласно алгоритму выполнения манипуляции.