Основы транспортного процесса

ТЕМА 3 ТРАНСПОРТНЫЕ ПУТИ ВСЕХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

Место и роль транспорта в коммерческой деятельности

 

При изучении данной темы студенты должны сформировать представление о месте транспортного обслуживания в коммерческой деятельности и в современной рыночной экономике.

В системе экономических знаний транспортные системы являются отраслью материального производства. Транспорт играет ключевую роль и обеспечивает потребности всех этапов производственной и коммерческой деятельности.

Транспорт компенсирует пространственно-временной разрыв между процессами генерации и потребления товарно- материальных ценностей в экономике и является связующим звеном между основными коммерческими процессами производства и торговли. В самом общем смысле транспорт – это средство доставки полезной нагрузки (каких-либо объектов или субъектов) до пункта назначения. Существенное значение транспорта в экономике обусловлено тем, что в настоящее время от 20% до 80% себестоимости товара составляют затраты на транспортировку в цепях поставок.

Принято выделять следующие функции транспорта:

- в экономике транспорт обеспечивает нужды производства и торговли в обеспечении сырьем и материалами и распределении готовой продукции;

- в социальной сфере транспорт позволяет людям совершать деловые и бытовые поездки, а также на отдых;

- в культурной, научной и образовательной сферах транспорт, доставляя предметы искусства, живописи, литературы, обеспечивает национальный и международный культурный обмен;

- в политической сфере транспорт объединяет города, регионы, страны и мир в единую транспортную систему;

- в военном деле транспорт обеспечивает снабжение армии и флота, переброску войск и техники.

Основными задачами транспортной логистической инфраструктуры являеются:

- разработка оптимальных маршрутов движения транспорта;

- подбор необходимых транспортных средств, исходя из технико-экономических особенностей их применения;

- определение способа доставки;

- выбор типа грузовых единиц;

- правильное и четкое оформление транспортной документации в соответствии с требованиями международных и национальных стандартов;

- эффективное использование последних достижений в области информационных технологий и средств связи и обмена данными при управлении доставкой грузов;

- обеспечение взаимодействия всех субъектов перевозочного процесса для планомерного и бесперебойного продвижения транспортных потоков в цепях поставок.

Транспортные системы, являясь одним из ключевым элементов логистической инфраструктуры, обладают следующими особенностями:

1) любым транспортным системам присуще наличие материальной основы, которая состоит из подвижного состава различных видов транспорта, погрузо-разгрузочных и складских машин, механизмов и оборудования, транспортной сети путей сообщения, зданий и сооружений транспортной инфраструктуры, терминального хозяйства и т.п.;

2) в транспортных системах обязательно должна присутствовать единая согласованная между субъектами цепи поставки технология доставки грузов от грузоотправителя грузополучателю;

3) звенья транспортной системы должны подчиняться принципу экономического, организационного, коммерческо-правового единства;

4) в работе транспортных систем необходимо широко внедрять механизацию и автоматизацию основных процессов грузопереработки, ликвидировать тяжелый ручной труд;

5) критерием экономической эффективности функционирования транспортных систем должно являться снижение общих транспортных издержек на доставку груза.

 

Основы транспортного процесса

В основе функционирования транспорта лежит транспортный процесс. На практике как синоним используется термин «перевозочный процесс». Однако последний является более узким понятием, так его употребление правомерно только для конкретной перевозочной ситуации, связанной непосредственно с доставкой грузов или пассажиров из пункта отправления в пункты назначения. Поэтому, можно считать, что совокупность всех перевозочных процессов в рамках определенного времени и территориального пространства составляет содержание общего транспортного процесса.

Транспортный процесс состоит из трех основных элементов: погрузки, движения и разгрузки.

Погрузка включает в себя подачу транспортных средств к нужному месту,организацию фронта работ, накопление, формирование и сортировку груза, оформление документов, сопровождающих перевозку.

Движение является основной функцией транспорта.Усложнившееся движениетранспортного потока требует большего внимания и от составителей маршрутов, и от исполнителей (водителей, машинистов, капитанов) для сокращения времени в пути и гарантированной безопасности перевозки грузов или пассажиров.

Разгрузка —это подача транспортного средства в зону работ,расформированиеи сортировка груза, оформление документов на прибывший груз.

Осуществление транспортного процесса сопровождается большим потоком информации, включающим в себя: путевой лист на транспортное средство с указанием груза, маршрута; товарно-транспортные накладные на груз; информацию по организации движения на маршруте, оперативную информацию при сбойных ситуациях и т.д.

Влияние случайностей делает производственный процесс на транспорте неустойчивым и заранее трудно прогнозируемым. Например, сильный ливень может значительно снизить запланированную скорость движения транспортного средства, вплоть до его остановки.

Особенность транспорта состоит в том, что производственный процесс на транспорте — это процесс перемещения грузов и пассажиров, который и является продукцией транспорта. Транспорт продолжает и завершает процесс производства продукции до момента доставки ее в сферу потребления. Процесс производства продукции считается завершенным лишь тогда, когда продукция доставлена в сферу потребления, и соответственно процесс производства транспортной продукции прекращается сразу после того, как груз (пассажир) доставлен в нужное место. Этим обусловлена одна из самых больших проблем транспортной отрасли — невозможность создания запаса «продукции транспорта».

Без запаса, который снимает часть риска сбоя (по разным причинам) при доставке груза или пассажира, практически работать нельзя, поэтому этот запас создается путем дополнительных резервных транспортных средств. Например, при перевозках пассажиров в транспортном предприятии всегда существуют 1-3 резервных единицы подвижного состава, готовых при выходе с линии транспортного средства заменить его в кратчайшие сроки.

Для оценки уровня организации транспортного процесса используют ряд показателей, анализ которых может быть использован для совершенствования организации этого процесса: время на маршруте, оборот подвижного состава, время оборота, интервал и частота движения и др. Организация транспортного процесса фактически направлена на выбор оптимального варианта, дающего наилучшие возможности повышения производительности, скорости доставки грузов и пассажиров.




double arrow
Сейчас читают про: