До конца XX в. понятие «транспортная услуга» не применялось при организации и управлении транспортом. Под транспорт ной услугой понималась непосредственно перевозка, измеряемая такими валовыми показателями, как объем погрузки и выгрузки, грузооборот и т.п. Однако такой способ оценки учитывал лишь количественный аспект работы транспорта. В условиях рыночной экономики в понятие «услуга» помимо объемов выполнения необходимо включать и уровень качества и сервиса, сопровождающего осуществление услуги.
Транспортная услуга – отдельная операция или группа операций, непосредственно направленная на удовлетворение определенной потребности клиента в перевозке и характеризующаяся наличием необходимого технологического, экономического, информационного и правового обеспечения. Таким образом, транспортное обслуживание является результатом взаимодействия исполнителя (перевозчика) и потребителя (грузовладельца). Такая услуга связана с организацией процесса отправления и получения груза, выполнением других работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором перевозки.
|
|
Транспортная услуга как таковая относится к сфере материального производства. Не преобразовывая непосредственно сырье и материалы, транспорт создает потребительную стоимость. Транспортная услуга является конечным процессом материального производства и одновременно начальным этапом производственного или конечного потребления.
В настоящее время под транспортной услугой понимается непосредственно перемещение грузов в пространстве, а также любая операция, не являющаяся движенческой, но обеспечивающая его подготовку и осуществление, а именно: упаковка и маркировка грузов, их пакетирование, промежуточное хранение, предоставление грузовладельцу необходимой информации и т.п.
Таким образом, основной вид транспортной услуги - это перевозка грузов, но, как правило, она сопровождается предоставлением целого комплекса дополнительных услуг.
К основным транспортным услугам относятся:
· перевозка различных грузов;
· погрузочно-разгрузочные операции (погрузка, выгрузка, перегрузка и т.д.);
· хранение грузов;
· подготовка транспортных средств к перевозке грузов;
· предоставление перевозочных средств на условиях аренды, проката;
· транспортно-экспедиционные и дополнительные операции, выполняемые при перевозке грузов, по обслуживанию предприятий и организаций;
· перегон новых и отремонтированных перевозочных средств.
Все виды материальных услуг могут выполняться только при обеспечении нематериальных услуг, которые сопутствуют физическому распределению. К ним можно отнести маркетинговые, коммерческие, информационные услуги, услуги страхования и др. Большое число факторов, влияющих на вид и специализацию транспортной услуги, позволяет систематизировать услуги в три большие группы:
|
|
1) по признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий различают:
- перевозочные услуги;
- неперевозочные услуги;
2) по виду потребителя, которому предоставляется услуга:
- внешние услуги предоставляются нетранспортным предприятиям и организациям;
- внутренние услуги предоставляются другим предприятиям и организациям транспортных отраслей;
3) по характеру услуги:
- технологические;
- коммерческие;
- информационные и др.
В силу того, что транспорт, являясь сферой материального производства, не производит вещественной продукции как таковой, транспортная услуга имеет ряд специфических особенностей:
· транспортная услуга является продолжением процесса производства в сфере обращения; процесс производства заканчивается в момент передачи продукции ее потребителю. Сама по себе транспортная услуга существовать не может, она обязательно обеспечивает коммерческую деятельность нетранспортных предприятий;
· услуга не может существовать вне процесса ее производства, а значит, нельзя сформировать запасы услуги;
· предоставление услуги – это продажа процесса труда, а значит, качество услуги – это качество ее выполнения, т.е. качество труда;
· потребительная стоимость услуги возникает при строгом соблюдении временных ограничений, направления движения товара и других условий, что сужает возможность ее конкурентной замены;
· спрос на услуги подвержен резким колебаниям в зависимости от временных и пространственных параметров, транспорт не имеет ресурсов, позволяющих сглаживать неравномерности спроса.