Показатели транспортной обеспеченности и доступности отражают уровень транспортного обслуживания хозяйственных объектов и населения, зависят от протяженности сети путей сообщения, их пропускной и провозной способности, конфигурации размещения транспортных линий и других факторов. Очевидно, что эти показатели тем выше, чем более развита сеть путей сообщения. Различия в обеспечении путями сообщения отдельных стран и регионов характеризуются показателем густоты сети d, км/ км2, измеряемым отношением протяженности эксплуатационной длины сети L к площади территории S:

Однако при равной площади двух регионов потребность в транспорте будет больше у того региона, численность населения которого больше. Тогда густота сети, характеризующая транспортную обеспеченность населения:

где Р – численность населения.
Но при одинаковой численности населения потребность в перевозках может быть различной в зависимости от структуры производства, его размещения и количества производимой продукции.
Э. Энгель предложил формулу определения единого показателя густоты сети d, с учетом и площади, и численности населения:

Ю. И. Успенский модифицировал формулу Энгеля, введя в знаменатель, объем предъявляемых к перевозке грузов Q, тыс. т:

Если густоту сети рассматривают для всей сети, то физическую протяженность путей различных видов транспорта посредством переводных коэффициентов надо привести к условным сопоставимым длинам.
Л.И. Василевский предложил следующие коэффициенты приведения транспортных линий к 1 км железных дорог с учетом сопоставимых уровней их пропускной и провозной способности: для усовершенствованной автомагистрали — 0,45, для автодороги с обычным твердым покрытием — 0,15, для речного пути — 0,25, для магистрального газопровода — 0,30 и для нефтепровода среднего диаметра — 1.
Пользуясь формулой определения комплексной густоты сети d, можно, хотя и с большой степенью условности, сопоставить транспортную обеспеченность различных стран и регионов мира.






