Управление самостоятельной учебной деятельностью школьников средствами учебных курсов системы электронного дистанционного обучения

Использование технологий дистанционного обучения дает широкие возможности для управления самостоятельной учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнерство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля за самостоятельной учебной деятельностью (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ учащихся, взаимопомощь учащихся в форуме, создание электронного портфолио).

Ниже приведено в качестве примера краткое описание одного из профильных курсов в системе электронного дистанционного обучения ГОУ Центра образования «Технологии обучения» города Москвы (курс «Литература, 10 класс»).

Материалы курса:

- учебники, рекомендованные МО РФ;

- теоретико-литературные, литературно-критические материалы («бумажные» и цифровые варианты);

- справочные издания («бумажные» и цифровые варианты);

- система практикумов анализа художественного текста;

- система учебных обсуждений;

- дополнительные материалы (интернет-ресурсы о жизни и творчестве писателей, интернет-ресурсы по филологии и др.).

Основные формы учебной деятельности школьников:

- изучение материалов учебника (-ов);

- изучение теоретико-литературных, литературно-критических материалов;

- чтение художественных текстов;

- участие в учебных исследованиях;

- участие в учебных обсуждениях;

- участие в проектах.

Материалы курса разнесены по тематическим блокам, которые соответствуют изучаемым обзорным темам и изучаемым персоналиям.

Каждый тематический блок построен по двухуровневой схеме. Первый уровень — набор материалов и заданий, размещенных в рубриках «Источники для изучения», «Уроки внимательного чтения», «Практикум», «Исследование» и т. д. Материалы этого уровня могут быть использованы как полностью, так и частично, в различных логиках — в зависимости от модели обучения.

Второй уровень задается Путеводителем, который представляет собой пошаговое руководство для учащегося и ведет пользователя по материалам тематического блока в определенной логике. В Путеводителе указано рекомендуемое количество часов на изучение каждой темы в блоке, даны четкие указания о содержании самостоятельной работы учащегося. Выстроена система оценивания, система обязательных и дополнительных заданий.

Материалы курса включают следующие структурные элементы:

- учебник;

- глоссарий;

- библиотеки;

- источники для изучения;

- уроки внимательного чтения;

- практикумы;

- учебные исследования;

- дополнительные материалы;

- материалы для написания сочинения.

Учебник в курсе — своеобразное организующее начало. Использование учебника позволяет реализовать связь дистанционного курса с существующей практикой традиционного обучения.

Глоссарий — средство организации работы с терминами и с персоналиями. Глоссарий позволяет каждому учащемуся добавлять свои словарные статьи; учитель оценивает эту работу. Таким образом, глоссарий становится в курсе активным средством обучения, а не просто справочным источником. Добавление словарных статей возможно по различным сценариям: копирование статей из существующих «бумажных» словарей с корректным оформлением ссылок на источники; иллюстрирование словарных статей примерами; создание собственных словарных статей.

Библиотеки содержат все тексты изучаемых произведений в цифровом виде.

Источники для изучения содержат литературоведческую и критическую литературу в цифровом виде. Изучение источников способствует более осознанному восприятию учебного материала, существенно расширяет представления о литературном процессе и персоналиях, которые формируются при работе с учебником. Изучение источников завершается обсуждением в форуме. Вопросы в форуме — это своеобразный план изучения источников. Каждый учащийся имеет возможность отвечать на вопросы учителя, дополнять ответы одноклассников. Наиболее содержательные ответы учитель оценивает. Работа в форуме, учительские оценки и комментарии открыты для всех участников курса (принцип «все видят все»), что способствует созданию эффекта присутствия на уроке, соучастия в общем деле. Завершенные форумы являются материалом для повторения и обобщения изученного.

Уроки внимательного чтения содержат вопросы и задания, способствующие формированию навыка внимательного чтения художественных произведений. Обычно работа проводится в форуме (принцип «все видят все»), возможны индивидуальные задания.

Практикумы — система заданий по формированию умения анализировать художественный текст через призму различных задач (например, при анализе прозаического произведения: анализ эпизода, анализ роли сюжетообразующей детали, анализ литературного портрета). Практикумы представлены в виде форума (принцип «все видят все») или в виде элементов курса «Лекция» и «Задание» (для индивидуальной работы).

Учебные исследования — это система заданий, способствующих формированию навыков исследовательской работы (выявлению проблемы, выдвижению рабочей версии исследования, доказательства или опровержения рабочей версии исследования, выдвижению итоговой версии исследования, подведению итогов исследования). Исследования представлены в виде форума (принцип «все видят все»), а также в виде заданий (индивидуальная работа). При работе в форуме каждый учащийся имеет возможность выполнять задания учителя, дополнять сообщения одноклассников, участвовать в дискуссиях. Наиболее содержательные сообщения учитель оценивает. Завершенные форумы — материал для повторения и обобщения изученного.

Дополнительные материалы способствуют расширению кругозора учащихся, дают материал для факультативного изучения.

Материалы для написания сочинения представлены рекомендациями по написанию сочинения, темами сочинения, аналитическими блоками.

Проектная деятельность реализована в различных формах. Проект «Фонотека» предполагает создание фонотеки произведений русской литературы XIX века в исполнении самих учащихся и в актерском исполнении (используется элемент курса «Глоссарий»). Проект «Коллекция ссылок» предполагает создание систематизированной коллекции ссылок по различным направлениям: «Советую прочитать», «Антикнига», «Иллюстрации к произведениям», «Литературоведение в Интернете», «Сайты о жизни и творчестве писателей» (используется элемент курса «Форум»). Проект «Продолжение следует» предполагает творческое самовыражение учащихся в рамках различных жанров: стихотворения, рассказа, дневника, вопросов к самому себе, диалога с воображаемым собеседником. Использована технология блогов, позволяющая вести закрытые дневники и, по желанию, публиковать записи на сайте.

 

Разработка учебных планов в случае самостоятельного освоения учащимися базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в том же учреждении, где проходит очное обучение, включая широкое использование возможностей дистанционных технологий обучения.

Самостоятельное освоение учащимися базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения осуществляется на основе индивидуальных учебных планов. Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных учащимся для освоения из учебного плана образовательного учреждения (образовательной организации), составленного на основе федерального, регионального базисных учебных планов.

Механизм формирования индивидуальных учебных планов в случае самостоятельного освоения учащимися учебных курсов электронного дистанционного обучения предусматривает использование педагогическим коллективом целого набора инструментов:

1) диагностических — данных психолого-педагогической службы, входного предметного тестирования;

2) стратегических — индивидуального учебно-тематического планирования (ИУТП) с пояснительной запиской;

3) моделирующих — рецензирования как одного из видов взаимодействия учителя с учеником;

4) мониторинговых — диагностической карты и папки ученика;

5) тактических — взаимодействия учителя с методистом и психолого-педагогической службой.

Для определения образовательной траектории учителю необходимо провести диагностику предметных знаний, умений и навыков учащегося. Имея заключение о психофизиологических особенностях учащегося, его учебной мотивации, круге общения и пр., учитель проводит входное предметное тестирование. Основные задачи этого тестирования: знакомство с учеником, установление контакта и определение уровня знаний. Проведение входного тестирования дает самое общее представление об уровне знаний ученика, но учитель уже на этом этапе видит яркие личностные особенности учащегося, определяет широту его кругозора, круг интересов, оценивает развитие речи. Во время входного тестирования учителю важно понять, что и как ученик сможет делать в дальнейшем на очных и дистанционных уроках.

Проведение входного тестирования требует от учителя подготовленности и мобильности. Диагностика будет эффективной только в том случае, когда учитель ориентирован как на психофизиологические возможности учащегося, так и на проверку его реальных знаний по предмету.

Во время проведения входного тестирования может возникнуть ситуация, в которой окажется, что учащемуся сложно выполнить какое-то задание тем способом, который предлагает учитель. Поэтому учитель должен иметь диагностический материал в нескольких вариантах, чтобы оперативно провести диагностику, исходя из возможностей ученика, не упрощая содержание материала.

После диагностического этапа учитель приступает к разработке стратегии обучения. Данные, полученные на входном тестировании, и рекомендации психолого-педагогической службы по формированию индивидуального учебного плана используются для создания индивидуального учебно-тематического планирования.

Индивидуальное учебно-тематическое планирование носит «стратегический» характер, определяя перспективу изучения материала конкретным учеником на определённый период обучения. ИУТП имеет форму табличного планирования с пояснительной запиской. В таблице учитель распределяет поурочную нагрузку в соответствии с программой, намечает доступные ученику виды работы, контрольные мероприятия, проектную деятельность и пр. В графе «Примечание» указывает темы, необходимые для повторения, фиксирует данные, необходимые для корректировки ИУТП и пр.

Для удобства формирования и использования ИУТП в образовательном учреждении (образовательной организации) может быть разработан шаблон, использование которого упростит заполнение документа. Учитель выбирает нужное из набора предложенных формулировок и вносит в текст пояснительной записки необходимые дополнения. Шаблон может пополняться новыми формулировками.

Ниже представлена примерный шаблон ИУТП, который используется в Центре образования «Технологии обучения» и может быть рекомендован как основа для составления ИУТП другим образовательным учреждениям (образовательным организациям).

Предмет Русский язык / Литература

ФИО учащегося

ФИО учителя 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: