Предложения по организации процесса дистанционного обучения детей, имеющих нарушения вследствие церебрального паралича и проблемы в овладении учебным материалом

 

1. Необходимо организовать и соблюдать ортопедический режим на уроке:

· следить за посадкой ребёнка на уроке - фиксация стоп, туловища, головы в специальном стуле;

· обязательно проводить физкультпаузу, которая может включать:

- зарядку для глаз (ниже приведены некоторые комплексы упражнений);

- упражнения на снятие мышечного напряжения (поскольку ребенок часто сидит за компьютером долго в одной позе): положение сидя – одной рукой поддерживаем шею ребёнка сзади, другой производим круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки; - надавливаем на плечи сидящему ребёнку и предлагаем ему подняться, при этом ребёнок сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, чувствуем сопротивление, удерживаем так 7-10 секунд и убираем руки. - Кладём руку на лоб ребёнка и просим его с силой лбом надавить на руку, чувствуем сопротивление, удерживаем так 5-10 секунд и просим ослабить давление. Аналогично выполняем упражнение, сначала кладя руку на затылок, а затем на левую и правую височную зону.

 

- упражнения на пространственную ориентировку на экране компьютера, в пространстве помещения (например, перемести курсор мыши в правый верхний угол экрана, наведи стрелку на необходимый объект; положи ручку справа от тетради, а карандаш справа от ручки); и временную ориентировку ( найди сегодняшнюю дату на календаре, определи день недели и т. д.).

Рекомендации по ортопедическому режиму можно получить у лечащего врача.

 

2. Использовать на уроках специальные вспомогательные средства (утяжелители, утяжелённые ручки, резинки для фиксации тетради на парте, специальное компьютерное оборудование).

 

3. Поскольку при детском церебральном параличе часто снижен запас сведений и представлений об окружающем мире вследствие вынужденной изоляции, длительной обездвиженности или трудностей передвижения, а также в связи с нарушением ряда сенсорных функций (зрения, слуха, мышечно-суставного чувства), что сказывается на восприятии в целом и ограничивает объём воспринимаемой информации, на уроке:

- разбираются, уточняются с ребёнком все новые изучаемые понятия, предметы, явления и действия. Ребёнок должен понимать их значение.

- осуществляется комплексная опора на работу всех сенсорных систем (слуховой, зрительной, тактильной). На занятиях используются средства наглядности (яркий картинный материал, по возможности реальные объёмные предметы).

 

4. В связи с частыми проблемами зрительно-моторной координации:

- при чтении можно помогать следить за строкой, выделяя её на экране ПК цветом или подставляя линейку;

 

5. Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь с напоминанием проглотить слюну. Это требуется для того, чтобы у ребёнка формировалась устойчивая привычка – самостоятельно контролировать слюнотечение.

 

6. Для детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения, при ответе на вопросы по теме урока, предусмотрен индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребёнку не давать развернутый речевой ответ. Темп и объем работы должны соответствовать возможностям ребёнка;

 

7. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребёнка и учитывать его во время занятий.

Детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость. Например, спастика и гиперкинезы могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке выполнить его. Поэтому у учителя и тьютора (родителя) должны быть:

· спокойный голос;

· четкая речь, необходимое число повторений, подчёркнутое артикулирование;

· правильно выстроенная короткая фраза.

 

8. В обучении с помощью дистанционных технологий используется индивидуально-дифференцированный подход:

· подача материала определёнными порциями с учётом сложности изучаемого материала (изучение темы растягивается во времени так, как это необходимо ребёнку).

· наличие постоянно действующих педагогических стимулов (похвала, создание игровой ситуации на уроке, смена деяельности);

· оказание дозированной помощи на разных этапах урока: организующая помощь, стимулирующая (похвала); выполнение задания по образцу; совместная деятельность учителя и ученика.

 

9. На дистанционном уроке совместно с ребёнком по возможности осуществляется предметно-практическая деятельность - использование в процессе обучения конкретных предметов. Например, на математике при изучении темы «Измерение длины отрезка» ребёнок выполняет практические задания по измерению множества предметов – длина и ширина стола, подоконника, тетради и др., которые доступны с учетом возможностей манипулятивной функции рук.

 

Уважаемые родители!

Очень важно заинтересованно отнестись к урокам обучения ребёнка работе на компьютере и в учебной оболочке электронного класса. Это позволит Вам помочь ребёнку выполнять учебные действия на начальном периоде обучения.

Не забудьте, что во время чатов должен быть выключен телевизор в комнате, обеспечена тишина и рабочая обстановка.

Старайтесь первое время наблюдать за работой ребёнка на компьютере, процессом обучения в целом и целевым использованием оборудования и Интернета. Это позволит избежать лишних проблем.

Активно участвуйте в выборе ребёнком предметных учебных курсов, постарайтесь помочь ему найти наиболее полезные для него курсы, отвечающие его способностям и интересам.

Если ребёнок встречается с техническими трудностями при работе с оборудованием, помогите ему справиться с этим, обратившись в техническую службу за консультацией.

Постоянно поддерживайте интерес ребёнка к обучению и мотивацию к изучению и познанию нового.

Обязательно контролируйте время работы ребёнка на компьютере.

Перерывы необходимо устраивать через каждые полчаса. Старайтесь снижать зрительную нагрузку ребёнка при работе с компьютером.

Необходимо ввести обязательные физкультминутки, которые помогут детям сохранить зрение. Перед гимнастикой нужно снимать очки, если ребенок ими пользуется. Ниже приведены примерные комплексы упражнений. Из них нужно выбирать только те упражнения, которые ребенок может сделать сам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: