Вооруженные силы и боевые средства запорожских казаков

 

Вся масса запорожского низового товарищества, средним числом 10 000–12 000 человек, разделялась на три рода войска: пехоту, конницу и артиллерию. Что такое деление действительно существовало, это подтверждается источниками времени запорожских казаков. Так, Боплан, говоря о вооруженных силах Украины накануне восстания Богдана Хмельницкого, сообщает, что у запорожцев было около 5000–6000 казаков пехоты[916]. Григорий Грабянка, говоря о боевых средствах казаков, свидетельствует, что запорожцы имели как пехоту, так и конницу[917]. Самуил Величко, рассказывая о прибытии Богдана Хмельницкого из Крыма в Сечь, передает, что на Запорожье собрано было 10 000 человек пехоты[918]. Историк прошлого века Симоновский указывает также на существование у запорожцев пехоты и определяет число ее одинаково с показанием Боплана[919]. Запорожская пехота выполняла троякое назначение у низовых казаков: часть ее составляла гарнизон Сечи, так как мы видим, что во время прибытия Хмельницкого в Сечь там было 300 человек гарнизона; часть занимала посты на Днепре (на лодках) и составляла собой линейную стражу; часть или вела, в боевое время, войны с турками, татарами и ляхами, или же, в мирное время, занималась рыбной и звериной ловлей. Полагают, однако, что в запорожском войске только бедные люди служили в пехоте, зажиточные же люди, или люди, внезапно одобычившиеся на войне конями, всегда переходили в конницу[920].

О существовании конницы у запорожских казаков также имеются указания в источниках запорожской истории прошлых веков. В частности, из летописи Самуила Величко мы узнаем, что каждый «исправный» казак имел у себя по 2 лошади, а когда запорожцы возвращались с победы, например, на Желтых Водах и в Корсуни, то некоторые из них имели даже по 5 коней[921]. По словам вице-адмирала Корнелия Крюйса, писавшего о запорожцах в 1699 году, запорожские казаки по преимуществу представляли собой конное войско, потому что всегда имели дело с татарами, которые «все были ездоки на конях»[922]. В народных думах и песнях казак без коня почти немыслим: казак и конь так же неразлучны между собой, как любящие друг друга молодые муж и жена. Лучшие кони у запорожцев частью разводились на их собственных степях, частью добывались у татар; выдержка, быстрота и порода запорожских коней известны были в Польше, России и даже в Западной Европе[923]; самый характер местности, на которой действовали запорожцы, делал их по преимуществу конным войском, – это ровная открытая степь, на которой конь столь же необходим, как лодка на реке: только верхом на коне можно было догнать такого неуловимого и вездесущего наездника, каким был татарин, в особенности буджак.

Артиллерия также несомненно была у запорожских казаков; по словам Боплана, в Сечи было всегда множество орудий, хранившихся запорожцами в наиболее скрытых местах[924]. По точному указанию Величко, в Сечи постоянно было 50 орудий; оттого Богдан Хмельницкий, выступая из Сечи против поляков в 1648 году, получил от запорожцев 3 полевых орудия с необходимым для них запасом пороха и пуль[925]. По словам историка Скальковского, ни один запорожский конный отряд не выступал в поход без артиллерии. В Сечи были особые войсковые чины, так называемые пушкари, которые заведовали войсковой артиллерией, а для самой артиллерии имелось особое помещение, пушкария. Конечно, воюя с быстрым и неутомимым врагом, главным образом татарами, запорожские казаки должны были иметь всегда легкую и подвижную артиллерию: оттого мы и видим, что сохранившиеся до нашего времени так называемые запорожские арматы редко имеют более 6–7 пудов[926].

Разделяясь на пехоту, конницу и артиллерию, запорожцы, однако, не настолько специализировались, чтобы пехотинец был силен только пешим, а конник – только верхом на коне. У запорожцев часто практиковалось и спешивание конницы, и действие пехоты при орудиях («водных арматках»), и действие конников в пешем строю[927]. Впрочем, такие же приемы практиковались и у поляков того времени; так, в битвах Богдана Хмельницкого часто встречаем спешенную конницу как у казаков, так и у поляков[928].

Все имевшееся в обиходе у запорожских казаков огнестрельное и холодное оружие было частью собственного изделия, частью не собственного. Холодное ручное оружие чаще всего приготовлялось в Сечи, где жили для той цели искусные ружейные мастера; но собственное ручное оружие не исключало и привозного; так, в имеющихся у нас частных коллекциях запорожских древностей находится множество ручного оружия восточного производства, точно так же есть и производства русского в Туле, с клеймом императрицы Екатерины II. По данным многих писателей прошлых веков, каждый запорожец, идя в поход, брал с собой 5 или 6 ружей. Отсюда, если допустить в походном запорожском отряде средним числом 6000 и наибольшим числом 15 000 казаков, то получим количество ружей в 25 000 и 90 000. Немалое число было у запорожцев и передвижных орудий. Так, если запорожцы выступали в морской поход в среднем числе на 60 и в наибольшем на 300 чайках, и если каждая чайка вооружена была 4–6 фальконетами, то получим от 200 до 1800 железных передвижных фальконетов. Впрочем, нужно знать и то, что некоторая часть вооружения присылалась казакам нарочно из Украины в Запорожье, ввиду общих походов гетманских и запорожских казаков против врага.

Порох запорожцы также частью приготовляли сами в Сечи, большей же частью получали его в виде царского жалованья, или же покупали у гетманцев, поляков и турок: привозной порох выше ценился у казаков, нежели собственный, потому что он был лучшего производства сравнительно с сечевым.

Орудия, то есть пушки и мортиры, были у запорожских казаков исключительно привозные, потому что собственного производства артиллерии, как кажется, у них совсем не было[929]. Пушки получались казаками частью в виде особой милости, от польских королей, например Сигизмунда I, Стефана Батория; частью в виде подарков от украинских гетманов, например Богдана Хмельницкого, приславшего в Сечь вместо взятых там трех пушек шесть; частью от русских царей, например Алексея Михайловича, а большей частью добывались на войне у поляков, татар и турок. На этот счет имеется несколько исторических указаний. Так, в 1556 году известный гетман, князь Димитрий Вишневецкий, взяв турецкий город Ислам-Кермень, захватил в нем оружия и перевез на остров Хортицу[930]. Когда запорожцы выходили на своих чайках в открытое море и схватывались с турецкими галерами, то они всегда старались суда пустить на дно моря, а орудия захватить на свои чайки[931]; таким способом однажды запорожцы перевезли в Сечь более 100 медных орудий[932].

Самый состав запорожского войска делился на полки и сотни; такое деление, как свидетельствуют источники, существовало уже в начале XVI столетия. Так, известный предводитель днепровских казаков, Евстафий Дашкович, не раз командовал полком, состоявшим из 3–4 сотен[933]. В XVII веке число казаков в полку определялось в 500 человек[934]; а в XVIII веке, во время Русско-турецких войн, двухтысячная команда запорожских казаков, бывшая в авангарде генерала Зорича, делилась на четыре части, с особым полковником над каждой[935].

Тактической единицей войска, по точному расчету Коховского, была сотня, как самая подходящая единица для мелких схваток с татарами, главнейшими врагами казаков. Такое соображение выводится главным образом на основании цифровых данных об охране запорожских границ: в 1767 году границу низовых вольностей охраняли 8644 человека простых, кроме старшин, казаков; эти 8644 человека разделялись на 20 постов; отсюда в каждом посту считалось средним числом 180 человек; три раза взятая вместе эта цифра, то есть 540 человек, составляла один полк. Впрочем, по справедливому замечанию того же Коховского[936], самая сотня заключала в себе гораздо больше ее настоящего значения: так, в летописи Самуила Величко он находит указание, что в некоторых сотнях гетмана Богдана Хмельницкого было по 1000 человек.

Общераспространенным средством у запорожских казаков для защиты от неприятелей во время степных походов был так называемый табор. Табором двигались запорожцы, когда преследовали врага в открытой степи; табором выходили они на бой и табором защищались от напора неприятелей. На казацком языке табором назывался четырехугольный или круглый ряд возов, известным образом установленных для охраны войска, заключавшегося вовнутрь укрепления; у немцев этот способ защиты назывался вагенбургом. Чтобы сделать табор, казаки ставили несколько возов в ряд, смыкали их, колесо с колесом, железными цепями, поднимали вверх, наподобие копий, оглобли, делали внутри, между возами, долки, то есть глубокие ложбины, по углам ставили орудия и, заключив в таком укреплении пехоту, а иногда и конницу, отстреливались из него стойко и мужественно, точно из сильнейшей крепости. Иногда вокруг табора запорожцы делали еще канавы, валы и волчьи ямы, взбирались на самые валы и оттуда метко поражали своих врагов[937]. В устройстве подобных таборов запорожские казаки, по свидетельству современника, были положительно превосходные мастера[938]. Уцелевшие до нашего времени запорожские укрепления хотя весьма часто отличаются неправильным характером построения, зато изобличают громадное уменье казаков приспосабливаться к условиям местности, как это, впрочем, всегда бывает там, где предоставляется большая самостоятельность единицам, чем массам. Чтобы сделать свои походные возы более подвижными на случай внезапного отступления, запорожцы приделывали к ним спереди и сзади по одному «вийю», в которое могли впрягать лошадей с одной или другой стороны и потом бежать от врагов в ту или другую сторону, не поворачивая возов[939]. По словам Боплана, для татар запорожские казаки в таборе совсем были непобедимы: он видел, что 500 крымцев не были в состоянии одолеть 50 казаков, заключившихся в таборе. Малодоступны они были в таборе и полякам. «Дивился не один инженер трудам и изобретательности грубого хлопа, – говорит хронист Симон Окольский. – Хотя бы коронное войско и проникло за казацкие рвы, валы, привалки и дубовые частоколы, но еще больших сил нужно было бы на то, чтобы взять казаков приступом внутри их окопов»[940].

В походах запорожцы редко прибегали к осаде городов, потому что осада крепостей была не по ним, а открытые схватки составляли славу военных подвигов казаков. Из двух родов битв, конной и пешей, запорожцы искуснее были в последней: если бы конные казаки, по замечанию очевидца, отличались таким же искусством, как пешие в таборе, то они были бы непобедимы, так как сотня их в таборе не боялась ни тысячи ляхов, ни нескольких тысяч татар[941].

Став лицом к лицу с неприятелем, запорожские казаки, по обыкновению, не сразу вступали с ним в бой: устроивши табор, окопавшись и заключившись в него, казаки сперва открывали общую канонаду по неприятельскому лагерю, причем стрельцы, стоявшие в задних рядах, беспрестанно заряжали ружья и подавали их стоявшим в передних рядах, а эти постоянно принимали ружья и беспрерывно из них стреляли в неприятеля. Выпустив несколько зарядов и обстреляв врага со всех сторон, казаки вслед за тем высылали из своего табора самых смелых, ловких и острых на язык всадников для так называемых «герцов», иначе «греча», или с татарского «танца», то есть отдельных поединков, удалых схваток и наезднических перестрелок. Кружась на своих конях перед неприятелем, издеваясь над ним, подзадоривая к битве, пуская по адресу его едкие слова, казаки помахивали в воздухе своими кривыми саблями, пускали в неприятельский стан пули и потом как молния бросались в табор. Герцы давали возможность казакам высмотреть силы и положение неприятеля, но не открывали еще настоящей битвы, – это была только прелюдия к настоящей ломовой битве. Если верить историку военного искусства у поляков и казаков, Зеделлеру, и историку Малой России, Маркевичу, запорожцам известны были очень сложные боевые приемы: лава, или развернутый строй, то есть строй во фронт; битовой, или трехшеренговый при обороне строй; триангула, то есть треугольник, или острой колонны строй; сакма, или соганный ход, то есть в колонну марш. Битву смешанного характера, своих и чужих, они называли галасом; битву отдельными, каждый по своему усмотрению, отрядами, называли разгордияшем; условный лозунг, для отличия своих от чужих, называли гаслом[942]; кроме того, партизанская война известна у них была под именем загонов.

Подзадорив нетерпеливых и заносчивых врагов отдельными схватками, казаки внезапно прекращали герцы, составляли общий план атаки и открывали ломовую битву. Предварительно, чтобы напугать неприятельскую конницу и нанести ей тот или иной вред, запорожские казаки, выбрав темную ночь, подкрадывались к неприятелям и пускали между ними ракеты, дававшие сразу по шесть выстрелов и называвшиеся «шутихами большого калибра»; эти ракеты перескакивали с большим шумом с одного места на другое, пугали неприятельских лошадей и приводили в замешательство всадников[943].

В настоящей ломовой битве запорожские казаки предпочитали атаку с флангов и с тыла. С этой целью они разделяли всю численность своего войска на четыре части: одну оставляли в таборе, другую посылали в тыл, а третью и четвертую – на оба фланга. Бой открывали одновременно со всех четырех сторон, и если высланные части действовали согласно с главными силами, а враги вовремя не обнаруживали казацкой хитрости, то весьма часто, если не в большинстве случаев, исход битвы был в пользу запорожцев. Такова была битва казаков с поляками у Желтых Вод и Княжего Байрака, разыгранная ими по всем правилам собственного военного искусства и уложившая на месте почти всех ляхов до единого.

Одновременно с действием в тыл и в оба фланга неприятельского лагеря казаки направляли свои силы и против фронта его: здесь действовала казацкая артиллерия. Громя беспрерывно в течение нескольких часов против табора врагов, казаки под конец разрывали его передние ряды, тот же час прекращали пальбу из пушек и направляли, с ручным оружием, в неприятельский стан свою пехоту, между тем конницу выдвигали против вражеской кавалерии. Поражая конных и пеших врагов, казаки в это же время все усилия свои направляли на то, чтобы перебить у неприятелей обозных лошадей, тем прекратить им путь к отступлению и захватить в свои руки все их продовольственные запасы. Если это удавалось казакам, то исход сражения был в их руках.

Успехи запорожцев на войне, помимо личной храбрости их и постоянного занятия военным делом, объясняются в значительной степени и знанием в совершенстве той местности, среди которой они подвизались и действовали против врагов; что знанию местности запорожцы придавали большое значение, это видно из слов польского хрониста Симона Окольского, который говорит, что в старину за знание степных мест казаки получали в награду полковничество или другое какое-либо старшинство[944]. Несмотря на весь страх диких, безбрежных и безлюдных степей, в которых, «словно в сухом море, не было ни дороги, ни тропы, ни следу», запорожцы знали свои вольности как собственную пазуху: днем путь правили они по солнцу, по высоким могилам, по «кряжам земляным», по большим балкам, скрутням травы, одиноко торчащим среди степи деревьям, ночью «ухом да слухом» по течению рек, расположению известных звезд, например Воза, то есть Большой Медведицы, Волосожара, то есть Плеяды, Иерусалим-дороги, то есть Млечного Пути[945]; наконец, по направлению ветра, носившего у казаков, смотря по месту, откуда он дул, названия «москаля», «бусурмена», «донца» или «ляха». Скрываясь, будто звери, по тернам и камышам, умея выть волком, выкрикивать перепелом, питаясь всем, что только попадалось на пути, запорожские казаки зорко высматривали врагов, внезапно нападали на них и с малыми силами разбивали и побеждали множество неприятелей[946].

Достойно внимания насчет характера казацких войн замечание генерал-лейтенанта Всеволода Коховского. Он обращает внимание в военных приемах казаков на то обстоятельство, что они старались действовать на моральную сторону неприятелей, именно: казаки всегда скрывали часть своих сил и потом неожиданным появлением их приводили в изумление неприятелей. Действительно, не только поразить, а даже напугать, задать страха врагу уже поставлялось в подвиг «доброму» запорожцу. Тот же генерал-лейтенант Коховский отмечает и слабую сторону запорожских казаков как воинов – несогласие, вражду и даже предательство, в случае неудачи в военных действиях на неприятелей.

В бою с неприятелями, и правильным строем и отдельными массами, запорожские казаки выказывали изумительную стойкость и мужество, и если двадцать раз были побеждены неприятелем, то все-таки двадцать первый раз шли с новыми силами на своих врагов. «Это – гидра Украины, у которой вместо одной отрубленной головы вырастало несколько новых», – говорили о них поляки. Запорожцы не дорожили своими головами, зная лишь одно, что «раз родила мате, раз и умираты»; не о голове думал казак, когда шел на войну, а о своей милой родине, которую до страсти любил, и о вере предков, которой свято предан был; он думал и о том, чтобы не запятнать казацкой славы, доброго имени «лыцаря». Да и к чему дорожить головой, коли

 

Не сегодня, так завтра поляже вона,

Як у степу од витру трава,

А слава не вмре, не поляже,

Всему свиту лыцарство казацьке розскаже,

Та казацькая слава,

Що по всему свиту дивом стала,

Що по всему свиту степом розляглась-простяглась,

Та по всему свиту луговом гомином роздалась,

Туреччины та татарщини добрым лыхом знати далась,

Тай ляхам-ворогам на спыс отдалась.

 

Не страшна была запорожцам смерть на войне еще и потому, что страшнее ее были муки, которым подвергали пленных бессердечные ляхи и свирепые турки, то есть сажание на кол, сдирание кожи с живых, вешание за ребра на крюк, каторжные работы на галерах и т. п.

На войне казаки не были милостивы. Они не щадили ни врага, ни его жен, ни его детей и в ожесточении придумывали самые свирепые казни им: втыкали вовнутрь раскаленное железо, сажали голыми на горячие сковороды, засыпали жару за голенища сапог, душили досками детей[947], жгли католические костелы, протыкали копьями, рубили топорами и простреливали пулями фрески, топтали ногами святыню, секли перед алтарями ксендзов или монахов, заводили в костелы лошадей и т. п.[948] И со своей точки зрения, и с точки зрения своего времени они были правы: на врагов Христовой православной веры они смотрели как на самых нечистых животных – «жид, лях та собака – вира одинака», потому и беспощадны были к ним; к тому же в те времена везде и повсюду с понятием войны соединялось понятие о грабежах, насилиях и поголовном истреблении врагов. Таким образом, в этом отношении запорожские казаки были только усердными детьми своего века.

Во время сражения запорожцы незнатных убивали, знатных старались хватать в плен, за что получали потом известный выкуп; лошадей, рогатый скот, овец и верблюдов угоняли в свой табор; оружие, платье, деньги брали в добычу.

Отступали с поля битвы запорожцы редко; но если отступали, то делали это в большом порядке и, благодаря своим легким и подвижным коням, необыкновенно быстро. Чтобы пресечь за собой погоню, казаки нередко прибегали к степным пожарам: выждав удобное время, когда ветер подует врагу в лицо, они поднимали такой «пал», от которого и люди, и лошади, точно мухи от холода, падали в степи.

После походов запорожцы возвращались в Сечь и прежде всего приносили здесь благодарственное молебствие «Господу Вседержителю и Пресвятой Богородице»; затем делали приказ своим священникам служить сорокоусты по убиенным казакам, раненых помещали в «шпитали», существовавшие у них при монастырях и приходских церквах[949], и отдавали их на излечение цирюльникам, заменявшим в Сечи докторов, всегда определяя лекарям известную плату из общего войскового скарба[950]; наконец, после всего этого, разделяли захваченную добычу сперва на две большие партии – одну для Божьих храмов, другую для себя, потом делили между собой и после дележа или скрывали ее на островах и в руслах рек, отведя предварительно течение воды в сторону[951], или продавали купцам и мелким торговцам, или прогуливали корчмарям и шинкарям. Пленных, захваченных на войне, или отсылали в города Малороссии и Великороссии, или же за известный выкуп отпускали на родину[952]; подвиги же, выказанные на войне, предоставляли воспевать своим кобзарям, бандуристам и лирникам: «Вот это, бывало, как провоевали, так и песню сложили, – побьют ли турка, пошарпают ли ляха, сейчас же и песню сложат на тот случай»[953].

 

Глава 20


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: