С другой стороны, уровень сложности предлагаемых студентам задач определяется тем, какая часть деятельности, соответствующей поисковому этапу, в скрытой форме уже проделана при формулировании условия. Рассмотрим уровни сложности (модельности) социально-педагогических задач в том виде, в каком они традиционно предлагаются различными источниками.
Так, представление задачи в модельной форме, отражающей только существенные стороны проблемной ситуации без индивидуальных особенностей ее эмоционального восприятия участниками и наблюдателями, указание на уже намеченные причинно-следственные связи в сочетании с предложенными вариантами решений соответствуют самому простому уровню – уровню элементарных, т. е. наиболее «грубых», моделей.
В пособиях и задачниках, содержащих задачи этого уровня, обычно предполагается, что студенту остается только осуществить виртуальные действия в намеченных направлениях в соответствии со своими знаниями, умениями, навыками и личностными особенностями, в том числе собственным эмоциональным восприятием условия и процесса решения. За неимением лучшего такое представление имеет право на существование, однако следует понимать, что методика решения задач как таковая даже в этом случае элементарной модели не просматривается.
|
|
Следующий уровень сложности задач соответствует простым моделям проблемных ситуаций и представляет собой сочетание в их условиях элементов модельности и образной конкретики на уровне схематической зарисовки.
Можно только предположить, что студенту в этом случае предлагается «примерить на себя» проблемную ситуацию, принять участие в понятийном определении явлений, выявлении причинно-следственных связей.
Поиск решений при этом остается эвристическим и стимулируется вопросами эмоционального характера. Здесь в еще меньшей степени просматриваются четкий подход к решению задач и методика решения.
Это неудивительно: выше, в разделе 1 главы 1, уже было отмечено, что, поскольку мышление в принципе модельно, демонстративное отсутствие простых уровневых моделей блокирует установление причинно-следственных связей, т. е. законов и закономерностей.
Следовательно, становится невозможным осознанное решение задач в соответствии с рассмотренным алгоритмом.
Следующий уровень представлен усложненными моделями проблемных ситуаций. Здесь условия задач предлагаются в виде письма, интервью или описания конкретной ситуации, сделанного в документальном стиле, при этом практически отсутствуют готовые, выраженные элементы модельности в представлении проблемной ситуации.
|
|
Адекватные реальности причинно-следственные связи в готовом виде не просматриваются, а чаще – маскируются спецификой индивидуального восприятия. Этот уровень задач подразумевает эмоциональное заострение внимания студента на отражении определенных проблем в условии задачи. Ему предстоит их сформулировать понятийно, модельно и причинно-следственно.
Если к задачам этого уровня даются вспомогательные вопросы, то они обычно имеют выраженно описательную, эмоциональную форму, которая не предусматривает конкретных виртуальных действий субъекта решения задачи и, следовательно, не предполагает конкретного результата.
Очевидно, в таком случае при традиционных способах рассмотрения проблемных ситуаций вообще некорректно говорить о решении задачи.
Самый высокий уровень сложности – уровень сложных моделей – соответствует условию задачи, представленному в виде художественного описания ситуации. Здесь не выявлена проблема, не оформлены понятийно явления, не просматриваются очевидные модели, замаскированы причинно-следственные связи, вопросы предлагаются в стиле эмоциональной дискуссии, которая, как известно, является хорошим способом формулировки задачи, но никак не ее решения. Следовательно, применительно к этому уровню некорректно говорить не только о решении социально-педагогической задачи, но и о ее постановке.
В то же время задачи всех рассмотренных уровней значимы в социально-педагогическом отношении.
Поэтому для них необходимо добиваться именно решения, которое могло бы оказать педагогическую помощь в предлагаемой социальной ситуации. Это значит, что подход к решению задач должен оставаться единым при любом усложнении условий его реализации.