Рис. 1. Циклическая последовательность использования видов тестового контроля при изучении конкретных тем

 

Тесты могут быть классифицированы по нескольким основаниям [16].

1. По процедуре:

а) стандартизированные:

• стандартизация процедуры и условий проведения тестирования, способов обработки и интерпретации результатов;

• стандартизация результатов, т. е. получение нормы, шкалы оценки, которая служит основанием для определения уровня овладения тем, что выясняет данный тест;

б) нестандартизированные (как по процедуре, так и по результатам).

Сфера применения нестандартизированных тестов весьма ограничена. Результаты, полученные с их помощью, малонадежны и требуют дальнейшего подтверждения. Требование стандартизации для педагогических тестов является обязательным.

2. По назначению:

а) общедиагностические (тесты личности, тесты общего интеллекта);

б) профессиональной пригодности (батареи общих классификационных тестов, классификационные тесты способностей и т. д.);

в) специальных способностей (технических, музыкальных и т. д.);

г) достижений (тесты, предназначенные для оценивания результатов, достигнутых в процессе обучения). Именно этот вид тестов может быть использован для оценки качества усвоения подхода к решению социально-педагогических задач.

3. По средствам, используемым в процессе тестирования:

а) бланковые (тесты, в которых используются тестовые тетради или бланки, где испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы: именно эти тесты наиболее эффективны при работе со студентами в областях социальной педагогики и решения социально-педагогических задач);

б) предметные (тесты, в которых необходимо манипулировать материальными объектами, а результативность зависит от скорости и правильности выполнения заданий);

в) аппаратурные (тесты с использованием устройств для изучения особенностей восприятия, внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов);

г) практические (тесты, предназначенные для лабораторно-практических работ, которые снабжены соответствующими инструкциями и имеют тестовое оснащение).

4. По количеству одновременно обследуемых людей:

а) индивидуальные;

б) групповые – наиболее отвечающие требованиям диагностической деятельности в рамках тематики настоящего пособия.

5. По форме ответа:

а) устные;

б) письменные: наиболее эффективны для работы со студентами, ориентированными на рекомендованный в настоящем пособии режим учебной деятельности «пиши, рисуй, рассказывай».

6. По ведущей ориентации:

а) скорости (тесты, содержащие простые задания, время выполнения которых ограничено);

б) мощности или результативности (тесты, включающие сложные задания, время выполнения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано);

в) смешанные (тесты, объединяющие в себе черты двух вышеназванных). Такие тесты наиболее применимы в рассматриваемом направлении образовательной деятельности.

7. По степени однородности задач:

а) гомогенные (тесты, имеющие одну шкалу, которые позволяют оценить одно свойство, качество личности или достижение и включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием);

б) гетерогенные или многоразмерные (тесты, имеющие несколько шкал и включающие задания, отличающиеся как по характеру, так и по содержанию).

Вне сомнений, для диагностики и контроля качества усвоения основ социальной педагогики и рассмотренного в настоящем пособии подхода к решению социально-педагогических задач наиболее надежные результаты должны давать гомогенные тесты.

8. По характеру действий:

а) вербальные (тесты, связанные с необходимостью речемыслительных действий) – осознанная деятельность, в том числе направленная на решение задач, может диагностироваться и контролироваться только в этом варианте; б) невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами: карточками, блоками, деталями и пр.).

9. По направленности, т. е. по тому, что именно предполагается изучать с помощью данного теста:

а) интеллекта (тесты, выявляющие особенности интеллекта);

б) личностные (тесты, с помощью которых изучаются особенности личности испытуемого);

в) тесты достижений, обученности, успешности и др. (тесты, предназначенные для оценивания результатов, достигнутых в процессе обучения).

10. По виду нормирования:

а) нормативно ориентированные (тесты, ориентированные на сопоставление индивидуальных баллов, рейтинговых показателей со статистическими нормами);

б) критериально ориентированные (тесты, предназначенные для определения уровня индивидуальных достижений испытуемого относительно некоторого заданного критерия: уровня знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определённого вида деятельности, например для решения социально-педагогических задач);

в) прогностические, ориентированные на успешность дальнейшей деятельности.

11. По характеру ответов на вопросы:

а) открытого типа – тесты, в которых представлены задания со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и вообще испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответы;

б) закрытого типа – тесты, в которых представлены задания с предписанными ответами, при этом испытуемому необходимо выбрать тот или иной из предложенных вариантов ответов:

• альтернативных ответов – испытуемый должен ответить «да» или «нет»;

• соответствия – испытуемому предлагается восстановить соответствие элементов двух списков;

• множественного выбора – испытуемому необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов;

• исключения лишнего – испытуемому необходимо устранить лишний элемент;

• аналогии – испытуемый должен выделить отношение аналогии между парами элементов (слов, свойств, качеств и т. д.);

• последовательности – испытуемый должен завершить некоторую последовательность элементов.

Естественно, что наиболее эффективен для рассматриваемого круга задач именно последний вид тестов: они позволяют определить структуру знаний, умений и навыков и направление возможного ее развития, а не репродуктивные результаты прецедентного характера.

12. По адекватности оценки результатов тестирования:

а) «объективные» (тесты, адекватность оценки результатов которых обусловлена тем, что в процессе обработки результатов тестирования не предусматривается использование их субъективных толкований тестирующим);

б) проективные (совокупность методик, разработанных в рамках проективного подхода в психологии, допускающая чрезвычайно большое разнообразие ответов и проявление определённой субъективности при их толковании тестирующим).

13. По степени реализации основной цели:

а) индивидуально-ориентированные (тесты, специально предназначенные для обследования определённого испытуемого);

б) узкоориентированные (тесты, направленные на выявление достижений учащихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем и т. д.);

в) широкоориентированные (тесты, позволяющие оценить эффективность процесса обучения по степени реализации одной из его основных целей, т. е. степени освоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса: в нашем случае – связанных с алгоритмом решения социально-педагогических задач).

14. По размерности:

а) одноразмерные (тесты, имеющие одну шкалу измерения, предназначенную для определения знаний в той или иной предметной области) – их очевидная направленность в рассматриваемом нами случае обеспечивает однозначность, адекватность и практическую применимость;

б) двухразмерные (тесты, имеющие две шкалы измерения, одна из которых предназначена для определения знаний в той или иной предметной области, а вторая – для определения способностей и элементов структуры интеллекта);

в) трехразмерные (тесты, имеющие три шкалы измерения, одна из которых предназначена для определения знаний в той или иной предметной области, вторая – для определения способностей и элементов структуры интеллекта, а третья – для определения умений и навыков в той или иной профессиональной деятельности);

Тесты, предназначенные для выявления уровня подготовленности студентов в области социальной педагогики и, в частности, решения социально-педагогических задач, можно классифицировать по большинству оснований, приведенных выше.

От вида теста существенным образом зависит, насколько проста и технологична обработка результатов тестирования.

Следует отметить, что один и тот же тест можно использовать в разных целях (контроль, обучение, прогнозирование, самообучение и др.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: