Тесты могут быть классифицированы по нескольким основаниям [16].
1. По процедуре:
а) стандартизированные:
• стандартизация процедуры и условий проведения тестирования, способов обработки и интерпретации результатов;
• стандартизация результатов, т. е. получение нормы, шкалы оценки, которая служит основанием для определения уровня овладения тем, что выясняет данный тест;
б) нестандартизированные (как по процедуре, так и по результатам).
Сфера применения нестандартизированных тестов весьма ограничена. Результаты, полученные с их помощью, малонадежны и требуют дальнейшего подтверждения. Требование стандартизации для педагогических тестов является обязательным.
2. По назначению:
а) общедиагностические (тесты личности, тесты общего интеллекта);
б) профессиональной пригодности (батареи общих классификационных тестов, классификационные тесты способностей и т. д.);
в) специальных способностей (технических, музыкальных и т. д.);
г) достижений (тесты, предназначенные для оценивания результатов, достигнутых в процессе обучения). Именно этот вид тестов может быть использован для оценки качества усвоения подхода к решению социально-педагогических задач.
3. По средствам, используемым в процессе тестирования:
а) бланковые (тесты, в которых используются тестовые тетради или бланки, где испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы: именно эти тесты наиболее эффективны при работе со студентами в областях социальной педагогики и решения социально-педагогических задач);
б) предметные (тесты, в которых необходимо манипулировать материальными объектами, а результативность зависит от скорости и правильности выполнения заданий);
в) аппаратурные (тесты с использованием устройств для изучения особенностей восприятия, внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов);
г) практические (тесты, предназначенные для лабораторно-практических работ, которые снабжены соответствующими инструкциями и имеют тестовое оснащение).
4. По количеству одновременно обследуемых людей:
а) индивидуальные;
б) групповые – наиболее отвечающие требованиям диагностической деятельности в рамках тематики настоящего пособия.
5. По форме ответа:
а) устные;
б) письменные: наиболее эффективны для работы со студентами, ориентированными на рекомендованный в настоящем пособии режим учебной деятельности «пиши, рисуй, рассказывай».
6. По ведущей ориентации:
а) скорости (тесты, содержащие простые задания, время выполнения которых ограничено);
б) мощности или результативности (тесты, включающие сложные задания, время выполнения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано);
в) смешанные (тесты, объединяющие в себе черты двух вышеназванных). Такие тесты наиболее применимы в рассматриваемом направлении образовательной деятельности.
7. По степени однородности задач:
а) гомогенные (тесты, имеющие одну шкалу, которые позволяют оценить одно свойство, качество личности или достижение и включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием);
б) гетерогенные или многоразмерные (тесты, имеющие несколько шкал и включающие задания, отличающиеся как по характеру, так и по содержанию).
Вне сомнений, для диагностики и контроля качества усвоения основ социальной педагогики и рассмотренного в настоящем пособии подхода к решению социально-педагогических задач наиболее надежные результаты должны давать гомогенные тесты.
8. По характеру действий:
а) вербальные (тесты, связанные с необходимостью речемыслительных действий) – осознанная деятельность, в том числе направленная на решение задач, может диагностироваться и контролироваться только в этом варианте; б) невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами: карточками, блоками, деталями и пр.).
9. По направленности, т. е. по тому, что именно предполагается изучать с помощью данного теста:
а) интеллекта (тесты, выявляющие особенности интеллекта);
б) личностные (тесты, с помощью которых изучаются особенности личности испытуемого);
в) тесты достижений, обученности, успешности и др. (тесты, предназначенные для оценивания результатов, достигнутых в процессе обучения).
10. По виду нормирования:
а) нормативно ориентированные (тесты, ориентированные на сопоставление индивидуальных баллов, рейтинговых показателей со статистическими нормами);
б) критериально ориентированные (тесты, предназначенные для определения уровня индивидуальных достижений испытуемого относительно некоторого заданного критерия: уровня знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определённого вида деятельности, например для решения социально-педагогических задач);
в) прогностические, ориентированные на успешность дальнейшей деятельности.
11. По характеру ответов на вопросы:
а) открытого типа – тесты, в которых представлены задания со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и вообще испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответы;
б) закрытого типа – тесты, в которых представлены задания с предписанными ответами, при этом испытуемому необходимо выбрать тот или иной из предложенных вариантов ответов:
• альтернативных ответов – испытуемый должен ответить «да» или «нет»;
• соответствия – испытуемому предлагается восстановить соответствие элементов двух списков;
• множественного выбора – испытуемому необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов;
• исключения лишнего – испытуемому необходимо устранить лишний элемент;
• аналогии – испытуемый должен выделить отношение аналогии между парами элементов (слов, свойств, качеств и т. д.);
• последовательности – испытуемый должен завершить некоторую последовательность элементов.
Естественно, что наиболее эффективен для рассматриваемого круга задач именно последний вид тестов: они позволяют определить структуру знаний, умений и навыков и направление возможного ее развития, а не репродуктивные результаты прецедентного характера.
12. По адекватности оценки результатов тестирования:
а) «объективные» (тесты, адекватность оценки результатов которых обусловлена тем, что в процессе обработки результатов тестирования не предусматривается использование их субъективных толкований тестирующим);
б) проективные (совокупность методик, разработанных в рамках проективного подхода в психологии, допускающая чрезвычайно большое разнообразие ответов и проявление определённой субъективности при их толковании тестирующим).
13. По степени реализации основной цели:
а) индивидуально-ориентированные (тесты, специально предназначенные для обследования определённого испытуемого);
б) узкоориентированные (тесты, направленные на выявление достижений учащихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем и т. д.);
в) широкоориентированные (тесты, позволяющие оценить эффективность процесса обучения по степени реализации одной из его основных целей, т. е. степени освоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса: в нашем случае – связанных с алгоритмом решения социально-педагогических задач).
14. По размерности:
а) одноразмерные (тесты, имеющие одну шкалу измерения, предназначенную для определения знаний в той или иной предметной области) – их очевидная направленность в рассматриваемом нами случае обеспечивает однозначность, адекватность и практическую применимость;
б) двухразмерные (тесты, имеющие две шкалы измерения, одна из которых предназначена для определения знаний в той или иной предметной области, а вторая – для определения способностей и элементов структуры интеллекта);
в) трехразмерные (тесты, имеющие три шкалы измерения, одна из которых предназначена для определения знаний в той или иной предметной области, вторая – для определения способностей и элементов структуры интеллекта, а третья – для определения умений и навыков в той или иной профессиональной деятельности);
Тесты, предназначенные для выявления уровня подготовленности студентов в области социальной педагогики и, в частности, решения социально-педагогических задач, можно классифицировать по большинству оснований, приведенных выше.
От вида теста существенным образом зависит, насколько проста и технологична обработка результатов тестирования.
Следует отметить, что один и тот же тест можно использовать в разных целях (контроль, обучение, прогнозирование, самообучение и др.).