1. В чем заключается предметное содержание основ социальной педагогики?
2. Что такое тестовые задания открытого и закрытого типа?
3. Что такое учебный элемент?
4. Что такое логические структуры применительно к подходу, принятому в настоящем пособии?
5. Из каких необходимых частей состоит тестовое задание?
6. Перечислите виды тестовых заданий закрытого типа.
Тестовый контроль при изучении основ социальной педагогики
Специфика социальной педагогики состоит в том, что она, с одной стороны, имеет формальные признаки науки, а с другой – является видом практической деятельности [5, 23].
Наука отличается от других форм общественного сознания наличием понятийно наполненного языка, с помощью которого она устанавливает необходимые, существенные, устойчивые и воспроизводимые причинно-следственные связи между явлениями – законы, адекватно описывающие мир и позволяющие людям взаимодействовать с ним, изменять его.
Практическая же деятельность социального педагога и социального работника направлена на разрешение проблемных ситуаций [10, 14, 19], т. е. задач. Если они решаются на основании закона, то решение неотвратимо и успешно. Если же – на основании догадок, озарений или гадания на кофейной гуще, то все действия обречены на провал. Поэтому для успешности практической деятельности необходимо усвоение ее научных основ.
|
|
В рассматриваемом случае это понятийный аппарат социальной педагогики и принципы ее как науки, т. е. законы, по которым она развивается и действует.
В первой главе настоящего пособия было показано, что и введение определений понятий, и установление законов – принципиально и жестко формализованные алгоритмические процедуры. «Усвоение» прецедентов не имеет смысла. С этой точки зрения бессмыслен лексический оборот «усвоение понятия». Его можно только определить (ввести). Точно так же нельзя «усвоить» закон – его можно только установить, например в варианте виртуального сотрудничества с автором (Ньютоном, Менделеевым, Менделем).
Усвоить можно только подходы – к введению определений понятий и установлению законов. Это должно выражаться в осознанном действии по соответствующему алгоритму, знании содержания и последовательности шагов, направленных на достижение поставленной цели. В таком случае тестовый контроль должен быть направлен на выявление качества усвоения подхода.
Рассмотрим ряд примеров использования тестовых заданий при изучении студентами основ социальной педагогики.
Социальная педагогика является не только наукой и сферой практической деятельности, но и культурным феноменом. В связи с этим студенты должны иметь четкое представление о том, что такое культура. Достижение данной цели существенно затруднено традиционной зауженностью и шаблонностью дефиниций, сводящих в обыденном сознании культуру к народному творчеству и ремеслам, а также к литературе и искусству.
|
|
В этой ситуации в рамках пропедевтического контроля перед рассмотрением темы, связанной с представлениями о культуре, возможно использование следующего тестового задания на опознание (на утверждение или альтернативу, табл. 2).
Таблица 2