Сущность тестового контроля

Контроль может быть определен как контрольно-оценочная деятельность [17, 18]. Контрольно-оценочный акт по своей структуре состоит из ряда элементов: цель; объект контроля, оценки и коррекции; эталон, с которым сравнивается объект; результат контроля; критерий оценки; оценка в форме развёрнутой характеристики контроля с точки зрения выбранного критерия; отметка; средства коррекции; результат коррекции как новый объект контрольно-оценочной деятельности [16].

Контрольно-оценочные акты могут быть внешними (осуществляемыми педагогом) и внутренними (осуществляемыми обучаемыми).

В свою очередь внешние акты подразделяются на констатирующие, проверяющие и диагностические. Констатирующие фиксируют факт выполнения задания или наличие какого-либо качества личности на основе бинарной оценки типа «есть – нет». Проверяющие осуществляются путем сопоставления с эталоном, а также пооперационно, пошагово, путем сопоставления действий обучаемого с жестко фиксированным алгоритмом их выполнения.

Второй вариант представляет для нас наиболее существенный интерес, поскольку выше было показано, что только диагностика усвоения подхода, а именно алгоритма и его реализации, имеет смысл при формировании умений и навыков, в частности, решения учебных социально-педагогических задач студентами.

Проверка знаний, умений и навыков – процесс получения информации с целью выяснения интеллектуального состояния проверяемой системы и ее коррекция в случае отклонения от предполагаемого развития.

В практике вузов в настоящее время применяются разнообразные виды, формы и методы контроля знаний, умений и навыков, заимствованные из опыта общеобразовательной школы. Их использование основано на традиционно сложившихся в дидактике представлениях о контроле как о внешней деятельности.

Известный советский педагог и психолог П.П. Блонский впервые показал существование взаимосвязи между усвоением знаний и самоконтролем, который можно определить как качество личности, связанное с проявлением ею активности и самостоятельности, как структурный элемент самовоспитания. Следовательно, у студента должен быть достаточно адекватный инструмент самоконтроля усвоения профессионально значимых подходов.

Н.Н. Нохрина [16] полагает, что в понятийно-терминологическом аппарате диагностики подготовленности студентов с понятием «диагностирование» генетически связан термин «тестирование». Его можно определить как целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях и позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса.

Для современной психологии термин «объективный» является весьма спорным и нежелательным в употреблении. Действительно, если вдуматься в эту проблему, то представление об «объективности» не имеет смысла. Однако термин «адекватный», т. е. соответствующий происходящему, наблюдаемому, вполне удачен, и впоследствии мы постараемся использовать именно его.

Ряд авторов педагогическое тестирование отождествляют с понятием «тестовый контроль», в основе которого лежат тесты – специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствии) у обучаемых определённых знаний, умений и навыков.

По-видимому, под тестированием следует понимать адекватный метод контроля и/или самоконтроля результатов обучения студентов на определенном этапе образовательного процесса, при котором используются стандартизированные процедуры, опирающиеся на специально для этого созданные материалы – педагогические тесты.

Можно выделить три основных принципа тестирования:

1) применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых;

2) статистическая обработка результатов;

3) выделение эталонов оценки.

Уместно привести определение теста, соответствующее образовательному процессу и суммирующие представления многих современных авторов:

Тест – это педагогический инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества и свойства на основе использования статистических методов.

Принципиальным здесь представляется то, что использование педагогических тестов может быть направлено на выявление качества усвоения студентами алгоритмизированных подходов к познавательной деятельности (именно они, строго говоря, являются знанием), умений и навыков.

Процедура измерения может осуществляться на различных этапах процесса обучения. Это отличает педагогические тесты от близких им по структуре тестов интеллекта.

Последние предназначены для выявления уровня овладения испытуемыми разнообразными знаниями и умениями, осваиваемыми ими в процессе обретения жизненного опыта в целом.

Педагогические тесты как инструмент оценивания имеют значительные отличия и от контрольных работ.

Во-первых, тесты – более качественный и адекватный способ оценивания.

Во-вторых, их показатели ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, а не на констатацию наличия у студентов определённой совокупности формально усвоенных знаний, умений и навыков.

Структурными компонентами теста являются: тестовое задание – задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения; к ней, помимо содержания, предъявляются требования тестовой формы и эталон – образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня качества знаний и умений с планируемым.

Под задачей здесь понимается сформулированное для испытуемого задание по достижению определённой цели в известных условиях ранее изученными методами деятельности [16].

Последнее положение еще раз подтверждает высказанное ранее утверждение, что при диагностике качества усвоения анализироваться должен метод, а не результат, носящий прецедентный характер.

Именно это позволяет рассматривать тестирование в качестве оптимального варианта выявления состояния подготовки студентов в данной области образовательной деятельности.

Итак, в соответствии с направленностью настоящего пособия, далее под педагогическим тестом, определяющим состояние и результаты подготовки студентов в области решения социально-педагогических задач, понимается совокупность определенного числа заданий различного уровня трудности, расположенных с учетом системообразующих связей, позволяющих на основе статистических методов, объективно и надёжно оценить подготовленность обучаемых.

Целью настоящего пособия не является предложение конкретной совокупности таких заданий. Здесь приводится лишь базовая информация о сущности, видах и методике тестового контроля, а также рассматриваются его возможности при изучении основ социальной педагогики и социально-педагогической деятельности, в частности, выражающейся в решении социально-педагогических задач.

Сказанное не исключает возможности приведения примеров тестов и тестовых заданий, связанных с тематикой настоящего пособия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: