Виды тестового контроля

Виды и типы тестового контроля достаточно подробно рассмотрены в ряде научных работ [16, 17, 18]. Существование различных вариантов тестирования говорит об их востребованности. В то же время многообразие образовательного процесса в сочетании с его единством свидетельствует о необходимости системного подхода к различным видам и типам тестов [16].

Изучение любой учебной дисциплины (например социальной педагогики) или ее тематического блока, фрагмента (например решения задач по социальной педагогике) всегда начинается с вводного, подготовительного этапа.

Соответственно, необходим контроль образовательной деятельности студентов на этой важной ступени. Первым элементом в системе тестового контроля является пропедевтический контроль.

Он направлен на выявление уровня начальных знаний студентов по конкретной дисциплине и прогнозирование деятельности преподавателя и обучаемых. Это, в частности, содействует осмыслению студентами имеющихся у них представлений по данному курсу.

Обучение и самообучение студентов всегда связано с рассмотрением конкретных тем в рамках программы соответствующего предмета. Следовательно, второй этап системного контроля должен носить тематический характер.

Тематический контроль направлен на организацию и коррекцию процесса обучения и самообучения студентов в ходе рассмотрения определенных тем.

Изучение конкретных разделов носит периодический характер: тема открывается, развивается и завершается за обозначенный отрезок времени; далее следует период освоения другого раздела программы.

Этим обусловлена необходимость контроля не только хода учебного процесса, но и его результатов по мере завершения работы по теме. Речь идет о подведении итогов учебного процесса «за отчетный период». Это позволяет выявить «прирост» знаний студентов за данный отрезок времени и принять действенные меры в случае отрицательного результата.

Таким образом, периодический контроль позволяет проследить процесс продвижения студентов от незнания к знанию, от неполных знаний к более полным.

После завершения обучения в рамках всего курса данной дисциплины необходимы обобщение и систематизация приобретенных знаний.

Эти функции выполняет итоговый контроль. По его результатам можно судить, реально ли закончен процесс обучения соответствующей дисциплине на данном этапе образовательного процесса.

Нобелевский лауреат 1912 г. по физике Макс фон Лауэ в своей знаменитой «Автобиографии» отметил, что знание – это то, что остается, когда все остальное давно забыто. Следовательно, необходим контроль, направленный на выявление сохранившейся у студентов информации в области какой-либо отрасли научного знания по истечении определенного времени после изучения соответствующей дисциплины.

В общей системе этот вид тестового контроля определяется как резидуальный, или контроль остаточных знаний [16].

Рассмотренные виды контроля (пропедевтический, тематический, периодический, итоговый, резидуальный) непрерывно сменяют и взаимно дополняют друг друга в процессе обучения в соответствии со схемой, приведенной на рис. 1.

Каждый элемент системы тестового контроля является последующим для предыдущего и предыдущим для последующего.

Пропедевтический контроль, являясь первым на определенной стадии учебного процесса, для предыдущего «витка» обучения выступал в качестве резидуального.

Прогнозирование дальнейших учебных действий, результаты которых выявляются посредством тематического контроля, связано с предварительным определением уровня начальных знаний студентов в данной области научного знания.

Результаты тематического контроля дают возможность корректировать деятельность студентов и принимать меры, направленные на повышение качества процесса обучения. Эффективность и адекватность используемых дидактических методов наглядно отражают периодический контроль, который показывает динамику развития каждого студента.

Логическим завершением учебного процесса является итоговый контроль, направленный на систематизацию и обобщение всего учебного материала, на выявление уровня подготовленности студентов по конкретной дисциплине.

Заключительным этапом в системе контроля на определенной стадии процесса обучения выступает резидуальный контроль.

В образовательном процессе разрабатываются и используются различные виды педагогических тестов.

Предлагаемая ниже классификация достаточно детально представляет их.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: