Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальном коррекционном образовательном учреждении

Оценка различий в глубине психоэмоциональной травматизации матери и отца ребенка отклонениями в развитии.

В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные переживания родителей детей с отклонениями, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную аномалию детского развития. Выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей.

Психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии ребенка, более глубока, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических отклонений. В норме рассматривается психоэмоциональное состояние именно этой категории родителей. Родители, имеющие сенсорные, двигательные, а тем более интеллектуальные отклонения, легче адаптируются к проблемам ребенка, нарушения развития ребенка родителей практически не травмируют вследствие идентификации дефекта ребенка со своим собственным, что их сознание воспринимает как норму. Выявлены некоторые особенности влияния нарушений развития детей на родителей.

Умственно отсталые дети: нарушения психического здоровья у детей с УО характеризуются тотальным недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, тотальным недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения (T. A. Власова, Г. М. Дульнев, М. С. Певзнер, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф).

Для детей с УО характерны недифференцированность процессов восприятия и внимания, несформированность мыслительных и счетных операций, узкий объем механической памяти, скудость мнемических образов, затрудненность произвольность психических процессов, комплексные, системные недостатки речевого развития, несформированность речевой деятельности и трудности речевого высказывания (M.Ф. Гнездилов, А.К. Аксенова, Петрова В. Г., В. В. Воронкова). У детей с тяжелой степенью УО наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, немотивированный страх, низкая способность к контролю своего поведения, низкие социально-адаптивные возможности, психофизические нарушения процессов познания, эмоции, воли, личности.

Внутрисемейная атмосфера, межличностные социальных контакты и переживания родителей умственно отсталых детей изучены мало, выявлены лишь некоторые аспекты отношений. Глубокие эмоциональные переживания родителей и близких вызываются недостаточностью интеллектуальной деятельности детей с УО. Тяжесть патогенного воздействия на психику родителей зависит от таких характеристик умственной отсталости ребенка, как стойкость (необратимость), длительность (в течение всей жизни), степень выраженности (тяжесть, глубина поражения) и характер интеллектуального дефекта. Интеллектуальный (ведущий) дефект ребенка угнетающим образом действует на психику родителей потому, что данная аномалия, несмотря на имеющийся потенциал развития в целом, исключает возможность полного выздоровления ребенка, его успешной социально-трудовой адаптации и самостоятельной полноценной жизни в социуме (Р. Ф. Майрамян, 1976; В. В. Ткачева, 1999) [15, 16, 34, 35].

Рождение ребенка с интеллектуальным дефектом дестабилизирует психологическое состояние родителей потому, что в бытовом сознании этот факт воспринимается как признак чужеродности: "Он не такой, как все. Он не похож на нас, значит - он чужой". Окружающие начинают выискивать отклонения от нормы у родителей, воспринимать их как психически больных либо как алкоголиков, наркоманов и т.д. Родители умственно отсталых детей чрезвычайно боятся и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку, используя все возможности для его изменения на другой, более приемлемый и "щадящий". Умственно отсталый ребенок воспринимается как близкими, так и в обществе негативно, с насмешкой, брезгливостью, избирательной жалостью. Даже в среде специалистов термины "умственная отсталость", "олигофрения", "дебильность" используются для негативных, унизительных характеристик детей и их близких (олигофрен, дебил в быту означает дурак).

Другие отклонения в развитии не вызывают такого негатива социума, стереотип негативного восприятия умственно отсталого человека очень устойчив (B. B. Юртайкин, О. Г. Комарова, 1996), т.е. умственно отсталый ребенок воспринимает ся различными социальными группами, в том числе и родителями, негативно.

Этим и объясняется глубина переживаний родителей, интеллектуальный дефект детей грубо травмирует их психику. Родители демонстрируют пассивную социальную позицию, стремятся быть "в тени", избегают декларировать проблемы ребенка, особенно связанные с его интеллектуальным дефектом. Сознание родителей травмирует осознание того, что их ребенок никогда не сможет стать полноценным человеком, что его будущее обречено, несмотря на их титанические усилия. Отношение матерей к умственно отсталым детям крайне противоречиво. С одной стороны - жалость, несостоятельность детей заставляет матерей их опекать и контролировать. С другой стороны, у матерей умственно отсталых детей проявляются усталость, раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать его интересы из-за их примитивности. Эмоциональное состояние матерей детей с УО характерно депрессией, чувством вины, горя, стыда и страдания (Р. Ф. Майрамян, 1974, 1976) [15, 16]. Среди родителей детей с УО высок процент лиц, имеющих интеллектуальные нарушения. Это значительно снижает возможности семьи по созданию реабилитационных условий для оптимального развития умственно отсталого ребенка.

Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальном коррекционном образовательном учреждении.

Семья играет главную роль в воспитании и обучении ребенка. Семья в лице ее членов воздействует на ребенка постоянно и поэтому столь важно, чтобы это воздействие было благоприятным и позитивно влияло на развитие ребенка. Чем младше ребенок и чем ярче выражены у него нарушения, тем сильнее влияние его семьи. Родители несут полную ответственность за всестороннее развитие ребенка с отклонениями в развитии. Раскрытие его интеллектуального и личностного потенциала целиком зависит от тех условий (социальной ситуации развития), которые создают для этого его близкие. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется с ним его успеху и сопереживает ему при неудаче, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случае неуспеха. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность и творческий потенциал.

Родительские позиции детей с отклонениями в развитии часто демонстрируют либо полное незнание особенностей своего ребенка, либо противоречия в выборе воспитательных средств. Это обуславливает необходимость включения родителей в спектр мероприятий, которые проводит специальное учреждение для семей учащихся.

Основными задачами в работе являются следующие:

- привлечение всех родителей к взаимодействию со специалистами учреждения; формирование у родителей мотивации к тесным контактам с педагогами, психологами с целью получения наиболее полной информации о ребенке;

— повышение психолого-педагогической грамотности родителей, сообщение им информации о том, как заниматься с ребенком дома и как его развивать вне стен школы;

— вовлечение родителей в коррекционно-развивающую, реабилитационную и досуговую работу с детьми.

Формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству. Исследование уровня родительской мотивации позволило выделить основные принципы организации работы с данной категорией родителей:

 

• дифференцированная помощь, учитывающая уровни родительской мотивации и базовый уровень дефектологических представлений и знаний;

 

• наличие обратной связи со стороны родителей;

 

• приоритет той или иной формы работы в различные периоды коррекционного обучения.

 

Наибольшие трудности в плане организации сотрудничества вызывают родители с низким уровнем мотивации. Самыми продуктивными формами работы с такими семьями зарекомендовали себя индивидуальные формы воздействия, в частности индивидуальное консультирование.

 

Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов. На каждом этапе реализуются собственные задачи и используются соответствующие приемы.

 

Задача первого этапа - создать доверительные, откровенные отношения с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. С этой целью используется такая форма индивидуального консультирования, как беседа. Содержание беседы определяется задачами этапа.

 

В ходе краткой первичной беседы исключаются прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уместно лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке, включая результаты его обследования, но и тогда требует облечения в особую форму. При первых же встречах любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и закроет путь для откровенного обсуждения всех сторон проблемы их ребенка.

 

Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе преследуется несколько целей:

 

• подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза;

 

• разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта и объяснение необходимости участия родителей в общей системе коррекционной работы;

 

• обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;

 

• планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамики продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздействия.

 

Методически оправдано каждое утверждение о несостоятельности ребенка в том или ином виде психической деятельности подкреплять конкретными фактами демонстрационного характера, ярко отражающими особенности нарушений развития ребенка.

 

В ходе коррекционной работы с детьми в условиях специализированного дошкольного учреждения индивидуальное консультирование родителей не теряет своей значимости на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.

 

На этапе собственно коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования.

 

Основными задачами на данном этапе выступают:

 

1) формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний и представлений;

 

2) привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком в качестве активных участников коррекционного процесса.

 

Среди форм индивидуального воздействия на этом этапе наиболее эффективными оказались следующие:

 

1) совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

 

2) анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;

 

3) индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика).

 

Важным условием работы с родителями, дети которых имеют отклонения в развитии, является формирование у них адекватной оценки психического состояния своих детей в плане готовности к школьному обучению. Индивидуальная работа на этом этапе носит консультативно-рекомендательный характер с ориентацией на соответствующую уровню развития ребенка форму обучения. Своевременное разъяснение родителям положения о том, что преодоление или компенсация имеющихся трудностей не должны осуществляться за счет возрастно-специфических интересов и потребностей ребенка, может способствовать предупреждению распространенных педагогических ошибок, имеющих неблагоприятные последствия для ребенка (например, сосредоточение всех усилий дошкольника на обучении чтению и письму в ущерб игровой деятельности). Наибольшее значение это положение приобретает в работе с родителями со вторым типом низкой мотивации. Крайне важно сформировать у родителей правильное представление о критериях готовности к школьному обучению, ориентируя их на формирование психологической готовности к школе.

 

Индивидуальное консультирование родителей со средним и высоким уровнем мотивации может осуществляться по тем же принципам, но при некотором реструктурировании этапов с учетом уровня мотивации.

 

Наряду с индивидуальными формами желательной является групповая форма работы с родителями.

 

Руководство родительскими группами ставит своей целью улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений.

 

Выбор групповых форм воздействия определялся рядом общих принципов организации этого вида работы, включавшим:

 

• учет степени готовности к сотрудничеству при определении сроков начала работы в родительской группе;

 

• учет уровня родительской мотивации при выборе вариативных форм групповой работы;

 

• возможность работы с родительскими группами, разноуровневыми в плане родительской мотивации.

 

Исходя из этих принципов, сроки начала работы с родительскими группами (однородными по составу) вариативны и определяются степенью готовности к сотрудничеству. Так, групповая работа с родителями с низкой мотивацией может быть рекомендована со второй половины учебного года, так как изменение их внутренней позиции, осознание их участия в коррекционном процессе происходит только тогда, когда ребенок демонстрирует определенные успехи в результате направленной систематической работы с ним. Это происходит не раньше чем через полгода, учитывая длительность адаптационного периода таких детей.

 

При условии готовности к взаимодействию работа с родительскими группами начинается с начала учебного года.

 

В работе с каждой группой родителей реализуются собственные цели и задачи, которые и определяют тематику и формы работы. Основными задачами групповой работы с родителями с низким уровнем мотивации выступают:

 

• активное привлечение родителей к реализации целей коррекции через формирование у них адекватной оценки психического развития своего ребенка;

 

• изменение родительской позиции и отношения к ребенку и вооружение родителей соответствующими способами коммуникации;

 

• обучение родителей элементарным приемам дефектологической практики с целью повышения их компетентности при оказании действенной помощи их детям.

 

Эти задачи наиболее продуктивно реализуются в следующих формах работы: тематические консультации; семинары-практикумы; групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми.

 

Нами предложен ряд групповых тематических консультаций на учебный год:

 

• причины отставания ребенка в развитии;

 

• особенности психофизического развития дошкольника;

 

• проблемы развития речи и некоторые рекомендации в помощь родителям;

 

• формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;

 

• нарушение поведения детей дошкольного возраста и возможности его коррекции;

 

• эмоциональное развитие дошкольников;

 

• психология семейных отношений;

 

• профилактика детских неврозов;

 

• готовность ребенка к школе.

 

Активные формы работы представлены семинарами-практикумами при действенном участии родителей. Тематика семинаров-практикумов взаимосвязана с таковой групповых консультаций и способствует овладению более широким кругом знаний по проблеме, а также необходимыми практическими навыками:

 

1) внимательное отношение (навыки наблюдения за развитием ребенка);

 

2) значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения;

 

3) помощь пальцев в разговоре (пальчиковая гимнастика);

 

4) развивающие игры в коррекционной работе с детьми;

 

5) грамматика общения;

 

6) коррекция эмоциональной сферы средствами психогимнастики;

 

7) психологический практикум по профилактике детских неврозов;

 

8) формирование графических навыков у детей с целью подготовки руки к письму;

 

9) формирование пространственных представлений у детей средствами изодеятельности.

 

Такой вид работы, как групповые собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми, способствует формированию у родителей адекватной оценки психического развития их детей.

 

Для групповой работы с родителями с более высоким уровнем мотивации дополнительно может быть предложена следующая тематика консультаций:

 

1) ознакомление с окружающим и развитие речи;

 

2) значение развития мелкой моторики рук для развития речи детей;

 

3) обучение детей сравнению предметов и сравнительному их описанию как путь развития мышления;

 

4) половозрастная идентификация как фактор психического развития ребенка;

 

5) проблема подготовки к школе. Предлагаются также соответствующие семинары-практикумы:

 

• развитие пространственных и временных представлений у детей в период подготовки их к школе;

 

• обучение детей связной речи с использованием графических схем;

 

• пальчиковый театр на руках детей и родителей;

 

• формирование половозрастной идентификации у детей дошкольного возраста;

 

• обучение детей чтению через овладение звуко-буквенным анализом слова. Состав родительских групп может быть как однородным в плане родительской мотивации, так и разнородным, когда в работе группы родителей с низким уровнем мотивации участвуют таковые с высоким уровнем, выполняя роль интегрирующего звена между участниками коррекционного взаимодействия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: