Операции планирования

Лекция 3.1.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Операции планирования.

Технические действия и функции обучающихся и обучающих на этапе планирования.

 

Операции планирования.

Важнейшим этапом любого процесса обучения является планирование. При обучении невзрослых этот этап сводится до минимума: практически для учителя он заключается в подготовке к конкретному уроку. Главной задачей любого обучающего невзрослых является передача учащимся стандартного учебного материала для того, чтобы эти учащиеся овладели (в меру своих сил и способностей) приблизительно одинаковым объемом содержания обучения и тем самым достигли примерно одинакового уровня подготовки, необходимого им для вступления во «взрослую» жизнь. Вследствие отсутствия жизненного опыта, определенного уровня самосознания невзрослые обучающиеся не могут активно участвовать в организации процесса обучения, в его планировании.

Принципиальное отличие планирования процесса обучения взрослых заключается в том, что все операции данного этапа осуществляются при активном участии каждого обучающегося. При обучении взрослых неприемлем стандартный подход, планировать процесс обучения необходимо для каждого обучающегося индивидуально. Взрослый человек обладает всеми необходимыми качествами (уровнем самосознания, жизненным опытом, определенным уровнем предварительной предшествующей подготовки, ответственным отношением к своей деятельности), чтобы на равных с обучающим участвовать в организации процесса обучения.

На этапе планирования процесса обучения достигаются следующие цели.

А) Осмысление процесса обучения его участниками, формирование четкого представления о нем в целом, его этапах, элементах, процедурах.

Б) Повышение меры ответственности обучающихся и обучающих за организацию, реализацию и результаты процесса обучения.

В) Повышение уровня мотивации обучения взрослого обучающегося.

При планировании процесса обучения выполняются следующие операции:

1 этап. Планирование процесса обучения начинается с определения целей обучения. Целью обучения каждого конкретного обучающегося является удовлетворение его образовательных потребностей, овладение теми знаниями, навыками, умениями, личностными качествами и ценностными ориентациями, которых ему не достает для достижения определенного уровня компетентности.

Известный исследователь проблем образования взрослых М.Ш.Ноулз выделяет шесть типологических целей: а) получение новых знаний, новой информации; б) овладение информацией на новом уровне; в) приобретение навыков и умений в использовании информации; г) выработка убеждений и ценностных ориентаций; д) выработка новых личностных качеств; е) удовлетворение познавательных интересов.

2 этап. Разработка системы задач обучения.

3 этап. Отбор содержания обучения в соответствии с определенными целями и задачами и его структурирование. Андрагогическая модель обучения предусматривает возможность создания нестандартного, индивидуального содержания обучения с учетом жизненного опыта, уровня предшествующей подготовки, социально-психологических особенностей обучающихся. Отобранное содержание обучения взрослых может быть структурировано разными способами: разделено на междисциплинарные, проблемные блоки, либо модули, компетентности или зачетные единицы.

4 этап. Определение временных затрат на изучение вычлененных учебных блоков. В мировой практике на изучение блока отводится от 15 до 60 часов в семестр аудиторных занятий и не менее часа самостоятельной работы обучающихся. Таким образом, модуль (или зачетная единица) должен составлять от 30 до 120 часов в семестр. При краткосрочных курсах обучения допустимо от 16 до 36 часов. Следующая операция — определение стратегии обучения, то есть, выработка системы этапов обучения, предусматривающей определенное чередование теоретического, практического, экспериментального обучения, практик, стажировок и т.п. Далее следует запланировать, какие виды, источники, средства, формы и методы обучения необходимо использовать при овладении тем или иным содержательным блоком (модулем). Они должны быть адекватны для достижения конкретных целей и задач.

5 этап. Выбор вида обучения. По способу организации индивидуальной работы обучающихся обучение подразделяется на институциональное, групповое и индивидуальное (самостоятельное), а по основному способу взаимодействия обучающегося и обучающего — на очное, заочное, очно-заочное и дистантционное.

6 этап. Определение источников и средств обучения. К источникам обучения относятся все носители знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций. В первую очередь, это люди – учителя, преподаватели, консультанты, руководители кружков и секций, работники народных университетов, работники библиотек и музеев, кураторы. Во-вторых, источниками обучения являются печатные материалы: учебники, учебные и методические пособия, хрестоматии, курсы лекций, научно-популярные книги и брошюры, монографии и сборники научных трудов, словари, справочники, периодические издания (журналы и газеты). К источникам обучения также относятся грампластинки, аудио- и видеокассеты, компьютерные программы и диски. Это также специальные учебные и научно-популярные теле- и радиопередачи, учебные и неучебные фильмы, фоно- и видеозаписи. Кроме того, это современные средства телефонной связи, электронной почты, интернет. В последнее десятилетие очень популярными становятся ЭОРы – электронные образовательные ресурсы. Андрагоги рекомендуют иметь возможность использовать различные источники и средства обучения для повышения его эффективности.

7 этап. Выбор адекватных методов обучения. Крупнейшие отечественные ученые-педагоги И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин определяют метод обучения как «систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения». Чаще всего метод обучения определяется как способ организации деятельности активных участников процесса обучения по передаче и приобретению знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций.

В традиционной педагогике обучения невзрослых распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний: словесные методы, наглядные методы и практические методы. Крупнейший ученый-педагог Ю.К.Бабанский выделяет три группы методов: методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля эффективности обучения: В ХХI веке широкое распространение получили проблемный, программированный, интерактивный, проектный, исследовательский и другие методы обучения.

8 этап. Определение основных этапов контроля за овладением программой обучения. При этом важно определить критерии, формы, методы и процедуры оценивания достижений обучающихся в овладении учебным материалом. Андрагогическая модель обучения рекомендует при оценивании достижений обучающихся выявлять реальный уровень и объем овладения учебным материалом, определять неусвоенные части материала и добиваться их усвоения для достижения поставленных целей обучения. Критерии оценивания должны быть определены совместно обучающим и обучающимся. Это нелегкая задача: легче определить ЗУНы, сложно – развитие личностных качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: