· Информационное: программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание; программа «Изобразительное искусство 4 класс», автор И. А. Грошенков, издательство «Просвещение» Москва, 2010 год,
· Медеоресурсы: презентации
Трудовое обучение
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии:
с государственной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание; программа «Трудовое обучение 4 класс», автор С. Л. Мирский, издательство «Просвещение» Москва, 2010 год,
|
|
Статус документа
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предполагает собственный подход в структурировании учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний, умений, навыков. В течение года возможно изменение в количестве часов в зависимости от усвоения темы обучающимися. С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе включает 3 блока: работа с бумагой и картоном; с тканью; с пластическими материалами (пластилин и соленое тесто).
Цели обучения
Способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Задачи
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
· выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
· воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
· обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.
|
|
В программе определён обязательный базовый уровень знаний.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Знания: знать правила безопасной работы с клеем, ножницами, при работе с тканью
Умения: Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Учебно-тематический план
1 час в неделю
№ | Блок | Содержание | Кол-во часов | Знания и умения |
1 | Работа с бумагой и картоном | Аппликации, объёмные игрушки, пакеты и конверты, ёлочные украшения | 14 ч | Уметь выполнять разметку заготовок по заданным размерам и шаблонам, знать правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание. |
2 | Работа с тканью | Салфетки-прихватки, подушечки для игл, ремонт одежды, мягкие игрушки, | 14 ч | Знать и соблюдать правила безопасной работы при ручном шитье, Вдевание нитки в иглу, завязывание узла, обработка срезов, пришивание деталей |
4 | Работа с пластическим материалом | Изделия из пластилина, изделия из солёного теста. | 6 ч | Уметь анализировать рисунк, предметный образец. Уметь подготавливать пластилин к работе. Выполнять уменьшенные модели кирпичей по заданным размерам. Лепить модели посуды, овощей, фруктов. Подбирать цветовые решения изделий. Уметь приготавливать солёное тесто. Определять его готовность, знать способы отделки и украшения изделий. |
Всего | 34 ч |
Тематическое планирование уроков трудового обучения
№ п/п | Тема урока | Содержание | Тип урока | Средство обучения | Кол-во часов | Дата | |||
По плану | По факту | ||||||||
Первая четверть – 7 часов | |||||||||
1 | Вводное занятие по теме «Работа с бумагой» | значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока; демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; знакомство с общими правилами безопасности. | Изучение нового материала | Презентация, коллекция вида бумаг | 1 | ||||
2-3 | Аппликация — орнамент (коврик). | Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия. | Комбинированный урок | Образец, измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, клей, цветная бумага. | 2 | ||||
4-5 | Предметная аппликация: дом | Комбинированный урок | 2 | ||||||
6-7 | Модель парашюта. | Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток. Опробование парашюта в действии. | Комбинированный урок | Образец, бумага, картон, нитки, груз (для парашюта), ножницы, цветные карандаши. | 2 | ||||
Вторая четверть – 7 часов
| |||||||||
8-9 | Макет комнаты. | Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. | Картон, клей, цветная бумага, ножницы | 2 | |||||
10 | Гирлянды | Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам. Приемы экономии материала при разметке. Сборка и склеивание изделий. Выполнение работ с пооперационным разделением труда. Контроль и учет выполненной работы в течение занятия | Образец, ножницы, кисти для клея, клей, цветная бумага, картон | 1 | |||||
11-12 | Снежинки | 2 | |||||||
13-14 | Чемоданчики для новогодних подарков. | 2 | |||||||
Третья четверть – 11 часов | |||||||||
15 | Вводное занятие по теме «Работа с тканью» | значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока; демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; знакомство с общими правилами безопасности. | Изучение нового материала | Презентация, коллекция вида ткани | 1 | ||||
16 | Изделие: макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги. | Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. | Комбинированный урок | Образец, ткань, ножницы, клей, кисти для клея. | 1 | ||||
17-18 | Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев ткани | Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. | Комбинированный урок
| Образец, ткань, ножницы, нитки, иголка.
| 2 | ||||
2 | |||||||||
19-20 | Подушечка для игл. | Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. | Комбинированный урок | Образец, ткань, ножницы, нитки, иголка. | 2 | ||||
21 | Пришивание пуговиц. | Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки. | Комбинированный урок | Образец, ткань, ножницы, нитки, иголка, пуговицы. | 1 | ||||
22-23 | Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. | Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. | Комбинированный урок | Образец, ткань, ножницы, нитки, иголка. | 2 | ||||
24-25 | Мягкая игрушка: рыбка | Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий. | Комбинированный урок | Образец, ткань, ножницы, нитки, иголка. | 2 | ||||
Четвёртая четверть – 9 часов
| |||||||||
26-28 | Мягкая игрушка: заяц. | Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий. | Комбинированный урок | Образец, ткань, ножницы, нитки, иголка. | 3 | ||||
29 | Вводное занятие по блоку «Работа с пластическими материалами» | значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока; демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; знакомство с общими правилами безопасности. | Изучение нового материала | Презентация, виды пластического материала | 1 | ||||
30 | Изделия из пластилина: геометрические тела. | Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Выполнение уменьшенных моделей кирпичей по заданным размерам. | Комбинированный урок | Пластилин, предметный образец | 1 | ||||
31 | Изделия из пластилина: посуда. | Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Лепка моделей посуды. Подбор цветового решения изделия. | Комбинированный урок | Пластилин, предметный образец | 1 | ||||
32-34 | Изделия из солёного теста: фигурки животных, птиц, растения. | Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка теста к работе. Лепка моделей животных и растений. Подбор цветового решения изделия. | Комбинированный урок | Солёное тесто, предметный образец | 3 |