Ресурсное обеспечение

· Информационное: программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание; программа «Изобразительное искусство 4 класс», автор И. А. Грошенков, издательство «Просвещение» Москва, 2010 год,

· Медеоресурсы: презентации

 



Трудовое обучение

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии:

с государственной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание; программа «Трудовое обучение 4 класс», автор С. Л. Мирский, издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, 

 

Статус документа

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предполагает собственный подход в структурировании учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний, умений, навыков. В течение года возможно изменение в количестве часов в зависимости от усвоения темы обучающимися. С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе включает 3 блока: работа с бумагой и картоном; с тканью; с пластическими материалами (пластилин и соленое тесто).

 

Цели обучения

Способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

 

Задачи

На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:

· выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;

· воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;

· обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.

 

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

В программе определён обязательный базовый уровень знаний.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Знания: знать правила безопасной работы с клеем, ножницами, при работе с тканью

 

Умения: Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов.

 

  Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Учебно-тематический план

1 час в неделю

Блок Содержание Кол-во часов Знания и умения
1 Работа с бумагой и картоном Аппликации, объёмные игрушки, пакеты и конверты, ёлочные украшения 14 ч Уметь выполнять разметку заготовок по заданным размерам и шаблонам, знать правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание.
2 Работа с тканью Салфетки-прихватки, подушечки для игл, ремонт одежды, мягкие игрушки, 14 ч Знать и соблюдать правила безопасной работы при ручном шитье, Вдевание нитки в иглу, завязывание узла, обработка срезов, пришивание деталей
4 Работа с пластическим материалом Изделия из пластилина, изделия из солёного теста. 6 ч Уметь анализировать рисунк, предметный образец. Уметь подготавливать пластилин к работе. Выполнять уменьшенные модели кирпичей по заданным размерам. Лепить модели посуды, овощей, фруктов. Подбирать цветовые решения изделий. Уметь приготавливать солёное тесто. Определять его готовность, знать способы отделки и украшения изделий.
Всего     34 ч  

 


Тематическое планирование уроков трудового обучения

№ п/п

Тема урока

Содержание

Тип урока

Средство обучения

Кол-во часов

Дата

По плану По  факту

Первая четверть – 7 часов

1 Вводное занятие по теме «Работа с бумагой» значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока; демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; знакомство с общими правилами     безопасности. Изучение нового материала Презентация, коллекция вида бумаг 1    
2-3 Аппликация — орнамент (коврик).

Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия.

Комбинированный урок

Образец, измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, клей, цветная бумага.

2    
4-5 Предметная аппликация: дом Комбинированный урок   2    
6-7 Модель парашюта. Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток. Опробование парашюта в действии. Комбинированный урок  Образец, бумага, картон, нитки, груз (для парашюта), ножницы, цветные карандаши. 2    

Вторая четверть – 7 часов

8-9 Макет комнаты. Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием.   Картон, клей, цветная бумага, ножницы 2    
10 Гирлянды

Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам. Приемы экономии материала при разметке. Сборка и склеивание изделий. Выполнение работ с пооперационным разделением труда. Контроль и учет выполненной работы в течение занятия

 

Образец, ножницы, кисти для клея, клей, цветная бумага, картон

1    
11-12 Снежинки   2    
13-14 Чемоданчики для новогодних подарков.   2    

Третья четверть – 11 часов

15 Вводное занятие по теме «Работа с тканью» значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока; демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; знакомство с общими правилами     безопасности. Изучение нового материала Презентация, коллекция вида ткани 1    
16 Изделие: макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги. Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Комбинированный урок Образец, ткань, ножницы, клей, кисти для клея. 1    

17-18

Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев ткани

Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения.

Комбинированный урок

 

Образец, ткань, ножницы, нитки, иголка.

 

2    
2    
19-20 Подушечка для игл. Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Комбинированный урок Образец, ткань, ножницы, нитки, иголка. 2    
21 Пришивание пуговиц. Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки. Комбинированный урок Образец, ткань, ножницы, нитки, иголка, пуговицы. 1    
22-23 Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Комбинированный урок Образец, ткань, ножницы, нитки, иголка. 2    
24-25 Мягкая игрушка: рыбка Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий. Комбинированный урок Образец, ткань, ножницы, нитки, иголка. 2    

Четвёртая четверть – 9 часов

26-28 Мягкая игрушка: заяц. Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий. Комбинированный урок Образец, ткань, ножницы, нитки, иголка. 3    
29 Вводное занятие по блоку «Работа с пластическими материалами» значение производства товаров для жизни  людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока; демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; знакомство с общими правилами     безопасности. Изучение нового материала Презентация, виды пластического материала 1    
30 Изделия из пластилина: геометрические тела. Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Выполнение уменьшенных моделей кирпичей по заданным размерам. Комбинированный урок Пластилин, предметный образец 1    
31 Изделия из пластилина: посуда. Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Лепка моделей посуды. Подбор цветового решения изделия. Комбинированный урок Пластилин, предметный образец 1    
32-34 Изделия из солёного теста: фигурки животных, птиц, растения.  Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка теста к работе. Лепка моделей животных и растений. Подбор цветового решения изделия. Комбинированный урок Солёное тесто, предметный образец 3    




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: