«Помните, в сказке все может быстро изменяться? Вот и эта дорожка живая. Вот сейчас мы с вами идем по очень мягкой травке (дети, сняв обувь, изображают, как они идут по мягкой травке), а сейчас мы с вами идем по песку. Он становится все горячее и горячее... Ой! Он просто обжигает ноги!... А вот волна накатилась на песок и скрыла его — мы с вами идем по теплой воде... и вот мы вышли на лесную тропинку, мы идем по иголочкам, маленьким шишечкам, сучкам...».
Пока дети увлечены ходьбой по «живой» лесной тропинке, незаметно для них психолог кладет на дорожку игрушку — «раненого» ворона. Дети замечают ее и останавливаются. Психолог говорит: «Давайте подойдем и спросим, что случилось». Ворон тихим голосом отвечает: «Я Ворон Воро-нович. Подстрелил меня злой колдун стрелой заговоренной. Стрелу то я клювом вытащил, а рана осталась... Нет сил лететь дальше... Пить...».
Дети оглядываются в поисках источника воды и замечают «родник» (стульчик под голубой тканью).
Упражнение «Чаша».
Дети подходят к «роднику», складывают лодочкой руки и набирают в них воду.
|
|
«Чтобы волшебная вода не выливалась, нужно сделать общую чашку. Встаньте в кружок, протяните ручки вперед, сложите их лодочкой и сделайте общую чашу из ваших рук. А теперь наберите в нее воды и тихонечко, так, чтобы не повредить чашу, отнесите ворону воду». Дети, неся общую чашу, должны сдерживать свое желание побыстрее добежать до ворона и напоить его. «Если кто-то будет торопиться первым напоить ворона, чаша сломается, и придется снова идти к "роднику"... а раненый ворон все это время будет ждать...»
Ворон благодарит детей и просит принести ему молока птицы Рух, чтобы заживить рану. Для этого нужно запомнить волшебное заклинание, которое дети должны сказать все вместе, иначе оно силу не имеет.
«Птица Рух, птица Рух, ранен твой любимый друг».
Ведущий незаметно убирает родник и снова кладет на пол «лесную дорожку».
Упражнение «Дорога к птице Рух».
Дети осторожно идут по лесной дорожке, на пяточках, на носочках, на внешней стороне стопы, ступают полной стопой. Затем они идут по болоту, с трудом вытаскивая из болота ноги, выходят на лесную опушку, садятся отдохнуть.
8. Релаксационное упражнение «Отдых». Дети ложатся на «травку» и отдыхают.
Но долго отдыхать нельзя — ворон ждет. Надо идти дальше через дремучий лес. Дети вместе с психологом входят в лес, руками раздвигают ветки, перелезают через воображаемые буреломы. Но вот лес кончился, и показалось большое озеро. Психолог убирает с пола «лесную дорожку» и кладет на пол голубую ткань. Дети переправляются через озеро, показывая, как они умеют плавать.
|
|
Наконец они подошли к дому птицы Рух (стол, накрытый розовой тканью). Дети вместе с психологом подходят поближе, произносят слова
заклинания и рассказывают птице Рух о том, что произошло с ее другом вороном.
Птица Рух выносит молоко и говорит, что молоко понесет тот, кто первым отгадает загадку: «Отважное сердце, острый клюв, на помощь летит, когда его ждут».
Получив молоко, ребята прощаются с птицей Рух и отправляются в обратный путь.
Ворон выпил молоко и его раны зажили. Ворон: «Спасибо вам, добрые существа. Если бы не вы, я бы погиб здесь. Когда вам будет нужна моя помощь - зовите, я прилечу. А теперь прощайте».
Ритуал выхода из сказки.
Фея спрашивает ребят о том, что произошло с ними в ее волшебном лесу. Дети рассказывают о своих приключениях. Ф с я: «Я не ошиблась в вас. После таких приключений вы стали сильнее и умнее. Но теперь вам пора домой. Подойдите к цветку, протяните над ним руки и превращайтесь в самих себя. Счастливого пути!» Дети превращаются в самих себя. Волшебный цветок гаснет. Ребята потихоньку выходят из сказочной комнаты.
ЗАНЯТИЕ 5. ПОДАРКИ ФЕИ Цели
Воспитание добрых чувств, уверенности в поддержке сверстников и в самом себе; формирование мотиваций деятельности и активных личностных установок, связанных с развитием нравственных качеств; расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях; снятие эмоционально-психического напряжения.
Ход занятия
Ритуал входа в сказку.
2. Упражнение «Пожелание».
Дети сидят в кругу и, бросая друг другу мячик, говорят добрые пожелания.
Затем психолог начинает рассказывать сказку «Подарки феи», которая: будет сквозной для этого занятия.
«Жила когда-то на свете вдова, и были у нее две дочери. Старшая —
вылитая мать: то же лицо, тот же характер. Смотришь на дочку, а кажется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь, и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые, старались держаться от них подальше».
Тренинг эмоций «Зяюка».
Детям предлагается изобразить с помощью мимики и пантомимики «злюку». Ребенок сидит на стуле, смотрит на каждого присутствующего со злостью и недовольством. Мимика: брови сдвинуты, верхняя губа закушена.
«А младшая дочка была вся в покойного отца - добрая, приветливая, кроткая, да к тому же еще и красавица, каких мало».
Упражнение «Кляксы».
Детям предлагаются цветные кляксы: светлые, яркие и темные, грязные. Задача детей — увидеть и вырезать изображение, напоминающее злого или доброго персонажа, героя.
«Мать без ума любила старшую дочку и терпеть не могла младшую. Она заставляла ее работать с утра до ночи. Кроме всех прочих дел, младшая дочка должна была по два раза в день ходить к источнику, который был в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху кувшин воды».