Занятие 1. Знакомство цели

Знакомство с детьми, формирование позитивного отношения ре­бенка к своему «Я», принятие детьми друг друга, отработка позитивно­го взаимодействия детей друг с другом, снятие психоэмоционального напряжения.

 

Ход занятия

1. Ритуал входа в сказку.

2. Знакомство.

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить: «Добрый день, Саша (улыбнуться и кивнуть головой), Добрый день, Маша,... (называются имена детей по кругу), Добрый день, Татьяна Леонидовна и Алла Юрьевна, Добрый день, солнце (все поднимают руки, затем опускают), Добрый день, небо (аналогичные движения руками), Добрый день всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают)!»

3. Упражнение «Мое имя».

Психолог задает вопросы; дети по кругу отвечают.

• Тебе нравится твое имя?

• Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные произ­водные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее понравившийся ему вариант.

4. Упражнение «Угадай, кого не стало».

Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.

5. Упражнение «Узнай по голосу».

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.


6. Правила поведения в группе:

 

• Помни о благодарности - говори «волшебные слова».

• Помогай друзьям; делись с ними.

• Умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее.

• Не срывай злость на других.

• Не ссорься по пустякам.

• Не смейся над ошибками других, ты можешь ошибиться сам.

• При споре договаривайся самостоятельно.

• Умеешь сам — помоги товарищу.

7. Игра «Волшебная звезда».

«Я хочу вам рассказать одну историю. Она — про те времена, когда звезд на небе еще не было. Эта история про Звездочку, которая жила на Земле. Звездочка очень хотела радовать кого-нибудь своим сиянием. Но как она ни старалась, на Земле ее никто не замечал. Решила тогда Звездочка обратиться к мудрому волшебнику. Пришла она к нему и спросила: "Почему никто не замечает моего сияния? И никто мне не радуется? Что я должна сделать, чтобы другие люди могли заметить мой свет?" Вответнасвой вопрос она услышала слова мудрого старца: "Си­яние твоей звезды меркнет по сравнению с сиянием Солнца. Если ты хочешь, чтобы свет твоей звезды радовал людей, тебе придется жить на небе и появляться только по ночам. Но там ведь холодно и страшно, ты не боишься этого?" "Я согласна", - ответила Звездочка. Тогда волшеб­ник в награду за ее смелость, желание дарить людям сияние своего све­та и радость окружил ее множеством других сверкающих звезд. А что­бы память о ней навсегда сохранилась на Земле, он сохранил ее изображение... Попробуйте отгадать где? (Ответ: в каждом из нас.)

Поэтому я хотела бы, чтобы вы подошли сюда и образовали одну большую звезду. Встаньте в круг. Сделайте круг таким тесным, чтобы, когда каждый из вас протянет руку к центру круга, получилась звезда. Эта звезда очень теплая, потому что она готова дарить свой свет, согре­вая сиянием своей доброты всех вокруг. Каждый из вас имеет собствен­ный свет, но каждый из вас также принимает свет других. Все вместе вы составили одну большую звезду, свет которой гораздо ярче, чем свет каждого в отдельности. Почувствуйте рукой, которая направлена в центр круга, тепло этой звезды, а рукой, которая вытянута в другую сто­рону, - теплый свет, источаемый вашей собственной звездой. Атеперь покажите мне, как ваша чудесная большая звезда медленно перемеща­ется по небу (дети передвигаются очень маленькими шажками под му­зыку).

А еще волшебник спрятал изображение звездочки в яблоке».


Психолог разрезает яблоко пополам и просит детей найти звездоч­ку, в виде которой располагаются яблочные зернышки. Детям предла­гается принять от Звездочки и Мудрого старца подарок в виде яблока. Звучит музыка.

8. Заключительный этап.

Дети передают друг другу клубок ниток. Передача клубка сопровожда­ется высказываниями отом, что чувствует тот, кто держит клубок, какое у него настроение, какое упражнение ему понравилось больше всего.

9. Ритуал выхода из сказки.

 



ЗАНЯТИЕ 2. СОЗВЕЗДИЕ Цели

Создание условий для сплочения коллектива; предоставление де­тям возможности вступить во внутригрупповое взаимодействие, про­жить ситуацию сотрудничества, взаимоподдержки.

 

Ход занятия

1. Ритуал входа в сказку.

2. Упражнение «Здравствуй, это я».

«Вы знаете, что такое рукопожатие? Этот жест между людьми был введен давным-давно, еще в рыцарские времена и указывал на то, что рыцарь безоружен и открыт для общения с партнером. Сейчас этот жест играет ту же роль: когда мы пожимаем руку партнеру, мы без слов гово­рим ему, что считаем его своим другом.

Думаю, мы имеем все основания для того, чтобы обменяться руко­пожатием друг с другом. Только сделаем это необычно. Сейчас, на счет «три» мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача — не договариваясь, постараться выбросить одина­ковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое коли­чество пальцев, пожимают друг другу руки».

3. Упражнение «Имя».

Психолог: «Для начала давайте вспомним, как кого зовут. На счет "раз-два-три" вы громко называете свое имя. Поняли? А теперь на счет "раз-два-три" скажите шепотом свое имя. Услышали что-нибудь? А сейчас я буду называть буквы алфавита, и те, у кого имя начинается на эту букву, поднимают руку. Назовите себя.


Поднимите руку те, кто хоть раз в жизни видел звезды. Поднимите руку те, кто любит смотреть на звездное небо. Поднимите руку те, кто знает, под каким созвездием он родился».

На фоне спокойной музыки психолог говорит: «Оказывается, что уже с давних времен люди, жившие на Земле, так же как и мы, каждую ночь любовались звездным небом. Глядя на звезды, они мечтали. Меч­тали о будущем, о вечном, о прекрасном. Но однажды люди, подняв головы к небу, вдруг не обнаружили ни одной звезды». Психолог пока­зывает детям лист ватмана, на котором изображено ночное небо.

«У людей появилось чувство одиночества, чувство, что мы, земля­не, остались во всей галактике одни. Наша с вами задача — оживить космическое небо, вновь зажечь на нем звезды, вернуть людям мечту.

Назовите любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при слове "звезда".

Есть ли какое-нибудь сходство у человека и звезды? В чем оно за­ключается?

Каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен, холоден или горяч, далек или близок. Значит, каждый из нас - звезда?»

4. Упражнение «Моя звезда».

Психолог раздает каждому ребенку по звездочке. Детям необходимо украсить ее по своему желанию. Затем дети по кругу рассказывают, где она находится. Высоко или низко она находится на небе, видно ли ее с Земли, есть ли рядом другие звездочки? Хорошо ли вашей звездочке там?

5. Упражнение «Созвездия».

«Каждый из нас — звездочка. Время от времени звезды срываются с неба и начинают двигаться. При этом они могут объединиться в груп­пы из нескольких звезд. Сейчас вы начнете двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-то число, например, три. И тогда вы должны объединиться по три звездочки».

6. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...».

«Продолжим знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала это буду я) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте те, у кого есть сестра", — и все те, у кого есть сестра, меняются местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто остался без места, продолжает игру».

7. Упражнение «Звездное небо».

«Возьмите в руки свою звездочку и подойдите к нашему кусочку неба. Расположите ее в том месте неба, которое вам больше всего по­нравилось.


Как вы себя чувствуете после этого? Нравится ли вам расположение звезд? Хотелось бы вам что-нибудь изменить?

Если изменить больше ничего не хочется, давайте приклеим звез­дочки на лист».

Дети приклеивают звездочки на листе ватмана.

«А теперь давайте соединим наши звездочки между собой. Получи­лось созвездие. Созвездие П О Д Н Я 3 В ЯН И £ М:... (участники придумывают название созвездия). Сейчас наступает торжественный момент. На на­шем небе зажглось созвездие «...».

8. Заключительный этап.

'Психолог зажигает свечу, звучит медленная мелодия, участники в течение некоторого времени смотрят на пламя свечи.

9. Ритуал выхода из сказки.

 

 

ЗАНЯТИЕ 3. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛШЕБНУЮ ПОЛЯНУ

(Песочная терапия)

 



Цели

Сплочение детей; создание атмосферы группового доверия и при­нятия; формирование навыков позитивной коммуникации; снятие психо-эмоционального напряжения.

 

Ход занятия

1. Ритуал входа в сказку.

2. Игра «Путешествие на волшебную поляну» (песочная терапия).

Психолог «превращает» детей в Волшебников и говорит: «Вы - Вол­шебники. Вы задумали отправиться в путешествие, чтобы найти страну, в которой еще никто нежил. Там вы создадите цветущую сказочную стра­ну. Сейчас вы выберете себе по Т Р И героя, которых бы вы хотели посе­лить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны».

«Давайте послушаем, о чем говорится в сказке... Итак, где-то дале­ко-далеко, может быть, и очень близко, например, в этой песочнице, есть удивительная страна. Давайте создадим ее вместе. Есть там реки


(дети б песочнице создают реки, разделяя песочный лист на несколько частей), есть и горы (дети создают горы), есть темные дремучие леса (дети в песочнице сажают леса) и залитые солнцем луга (дети разрав­нивают площадку для луга и сажают цветы). Посмотрите, как быстро у нас появилась сказочная страна на месте пустыни. Мы создали ее сво­ими руками. Мы — творцы этой страны.

В этой сказочной стране на волшебной поляне сказочного леса жили маленькие волшебные жители. У них был домик (в это время предлага­ется поставить свой домик в любое место песочного листа). В нем они жили все вместе (каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком).

Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим доми­кам, и они пошли погулять по волшебному лесу, да и себя показать. Но, о Боже! Вся поляна разделена на части бурными реками. Как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?»

Дети, используя своих «песочных» героев, продолжают проигрывать сказку, начатую психологом, который в игре детей не участвует, но при этом фиксирует в протоколе стиль поведения участников. Во время территориальной игры задача участников — построить коммуникации между территориями.

«Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Они радост­но заплясали. Взялись за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса. А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим до­микам. Теперь они могут видеться друг с другом, когда им захочется.

Сейчас мы прощаемся с нашими героями, а в другой раз поучаству­ем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем: мы не знакомы...»

По окончании сеанса участники сами разбирают песочную карти­ну, таким образом закрепляя опыт, приобретенный ими на символическо-бессознательном уровне.

3. Изотерапия.

Рассадив детей за большим столом, психолог предлагает детям на­рисовать тот персонаж или место в волшебной «песочной» стране, ко­торые им больше всего запомнились.

4. Релаксационное упражнение «Танец рук».

Психолог включает тихую музыку, просит детей закрыть глаза, рас­слабиться и представить, что их руки стали волшебными и могут пре­вратиться в птичьи крылья, ветви дерева, порыв ветра, капли дождя или стебли трав.

Под музыку дети должны позволить своим рукам «танцевать так, как они хотят». Психолог предупреждает детей, что они должны пол­-


ностью расслабиться и наблюдать за движениями своих рук как бы со стороны. Затем дети рассказывают, что они чувствовали во время танца своих рук.

5. Заключительный этап.

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей расска­зать, что им понравилось, а что не понравилось, что было хорошо и что плохо. Дети, передавая мягкую игрушку, поочередно высказывают свое мнение.

6. Ритуал выхода из сказки.

 

ЗАНЯТИЕ 4.

ПУТЕШ ЕСТВИ Е В СКАЗОЧНЫЙ Л ЕС



Цели

Отработка позитивного взаимодействия детей друг с другом; про­работка мотива взаимопомощи и ответственности.

 

Ход занятия

1. Ритуал входа в сказку.

За минуту до начала занятия включается музыка, чтобы стоящие за дверью дети услышали первые сказочные звуки. Психолог говорит де­тям: «Ребята, сейчас мы с вами пойдем в волшебную сказочную страну. Вы слышите эти звуки — сказка ждет вас. Но войти в волшебную стра­ну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покоя в вол­шебной стране. Поэтому сейчас мы тихонечко, не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в волшебную страну, огля­димся вокруг и прислушаемся (пауза). & теперь... (шепотом) — по­шли!..»

2. Упражнение «Волшебный цветок».

«В этой волшебной стране есть цветок, его подарила одна добрая мудрая фея. Когда к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передает часть своей волшебной силы тому, кто протянет к нему руки. Если подойти к этому цветку, протянуть над ним руки (но не дотрагиваясь до него) и закрыть глаза, то можно превратиться


в кого угодно. Сейчас мы можем тихонечко подойти к Волшебному цветку, встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу; протянуть над ним руки, закрыть глаза и превратиться в тех существ, которых вы задумали».

«Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок дает нам волшебную силу, и мы превращаемся в тех сказочных существ, в ко­торых задумали превратиться. Еще раз глубоко вдохните и выдохните. Тот, кто уже превратился, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи. Попробуйте начать двигаться, как тот ге­рой, в которого вы превратились. Теперь давайте знакомиться». «Ска­зочные существа» садятся на пол в кружок и психолог расспрашивает их, кто они такие (что любит тот персонаж, в которого они преврати­лись, какой у него характер, как он ходит, летает, прыгает и прочее).


Переход к сказке.

Психолог берет куклу-марионетку Феи и говорит: «Я вижу, что в мою сказку пришли сегодня удивительные существа: добрые, смелые, гото­вые помочь друг другу, которые наверняка умеют внимательно слушать и наблюдать за тем, что происходит вокруг них. Таких существ я с ра­достью приглашаю в свой Сказочный лес. Но знаете ли вы, что про­гулка по сказочному лесу может быть не только приятной, интерес­ной, но и опасной? Значит, не растеряетесь в Волшебном лесу? Тогда идите. Но помните, что в Сказочном лесу все добрые существа помога­ют друг другу, И еще: будьте внимательны — ведь в сказке иногда все изменяется очень быстро...»

Дети вместе с феей и выходят на «лесную дорожку».

Психолог расстилает на полу зеленую ткань, включает аудиозапись с птичьими голосами и говорит: «И вот мы вошли в Волшебный лес. Слышите, как переговариваются друг с другом птицы?»

4. Упражнение «Звуки природы».

Л е I и в лечение некоторого времени слушают запись птичьих голо­сов. «Как вы думаете, о чем они говорят? Посмотрите - у нас под но­гами волшебная лесная дорожка».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: