Детям предлагается показать, как девочка набирает из источника воду в кувшин, ставит его на плечо и несет «тяжелый кувшин» домой.
«Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила напиться.
— Пейте на здоровье, тетушка, — сказала добрая девушка.
Сполоснув поскорее свой кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтобы удобнее было пить.
Женщина отпила не сколько глотков воды и сказала девушке:
— Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (Дело в том, что это была фея, которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про нее рассказывают.)
Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. Прощай!»
Упражнение «Подарок».
Детям предлагается по кругу подарить воображаемый подарок друг ДРУГУ-
«Когда девушка пришла домой, мать стала бранить ее зато, что она замешкалась у источника.
— Простите, матушка, — сказала бедная девушка. — Я нынче и вправду запоздала.
Но едва только она проронила эти слова, как с губ ее упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза.
— Смотрите-ка! — сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. — Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга... Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.)
Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всем, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с ее уст».
Упражнение «Украшения».
«Ребята, как вы думаете, что можно сделать из жемчуга и алмазов?»
Детям предлагается выбрать по три геометрические фигуры и совместно сделать «бусы» на разложенной на полу веревочке (психолог обращает внимание детей на правила поведения во время совместной деятельности).
«Ну, если так, — сказала мать, — надо мне послать к источнику и старшую дочку... А ну-ка, Фаншон, посмотри, что сыплется с губ твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не хочется получить такой же удивительный дар? 11 ведь нужно для этого всего-навсего сходить к источнику и, когда бедная женщина попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться.
— Ну вот еще! ©хота мне тащиться в этакую даль! — отвечала злючка.
— А я хочу, чтобы ты пошла! — прикрикнула на нее мать. — 11 сию же минуту, без разговоров!
Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не переставая ворчать. На всякий случай она захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме».
Тренинг эмоций «Упрямая девочка».
Дети по очереди изображают упрямого ребенка, который топает ногой и кричит: «Не хочу!», «Не пойду!».
«Едва успела она подойти к источнику, как навстречу ей из лесу вышла нарядно одетая дама и попросила глоток воды, (Это была та же самая фея, но только на этот раз она приняла облик принцессы, чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней рассказывают.)
— Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? — сказала девушка дерзко. — Ну конечно, только для этого!
Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы поднести воду вашей милости!.. А впрочем, мне все равно. Пейте, если хотите...
— Однако вы не очень-то любезны, - сказала спокойно фея. - Ну что ж, какова услуга, такова и награда. С нынешнего дня каждое слово, которое сорвется с ваших губ, превратится в змею или жабу. Прощайте!»
Телесно-ориентированное упражнение.
Детям предлагается по сигналу психолога «превратиться» в змею или жабу (ползать либо прыгать). Один хлопок - в змею; два хлопка- в жабу.
«Как только девушка вернулась домой, мать кинулась к ней навстречу:
— Это ты, доченька? Ну как?
— А вот так, матушка! — буркнула в ответ дочка, и в то же мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог.
— Ах, боже мой! - вскрикнула мать. - Да что же это такое? Откуда?... А, знаю! Это твоя сестра во всем виновата. Ну, поплатится она у меня!.. — И она кинулась на младшую дочку с кулаками.
Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу».
Релаксационное упражнение «Звуки природы».
Дети в течение 2—3 минут слушают аудиозапись со звуками природы.
«Там и встретил ее молодой принц, сын короля этой страны.
Возвращаясь с охоты, он нашел в чаще прекрасную девушку и, подивившись ее красоте, спросил, что она делает в лесу совсем одна и о чем-то горько плачет.
— Ах, сударь, — ответила красавица, — матушка прогнала меня из дому!
Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или алмаз. Он изумился и попросил объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала всю историю.
Королевский сын влюбился в нее. К тому же он рассудил, что дар, которым фея наделила красавицу, стоит дороже любого приданного, какое могла бы принести ему другая невеста. Он увез девушку во дворец, к своему отцу, и женился на ней».
Заключительный этап.
Психолог беседует с детьми о подарках феи, акцентирует внимание на том, что доброта вознаграждается, а злоба, недовольство — наказываются.
«И теперь на каждом занятии мы будем знакомиться с теми качествами личности, которые достойны подарка феи».
Ритуал выхода из сказки.
ЗАНЯТИЕ 6. ДОБРЫЙ МИР Цели
Обобщение представлений детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию ^ стимулирование потребности совершать добрые поступки; формирование умения передавать эмоциональное состояние в рисунке; формирование позитивного образа своего «Я».
Ход занятия
Ритуал входа в сказку.