Формирование гуманных отношений между воспитателями и детьми

1. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

• обращайтесь по имени;

■ занимайте позицию на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стуле...);

■ используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голо­ву, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало вре­мени. Стремитесь не перебивать. Проанализируйте свое поведение:

• Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца? Не возникает ли желание его перебить?

' Не ловите ли вы себя на мысли, что то, о чем говорит ребенок, — неважно, пустяки?

■ Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внут­реннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:

исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;

■ обратите внимание на интонирование, помните, что верно рас­ставленные интонационные акценты влияют на качество воспри­нимаемой информации и на общий психологический климат;


■ постарайтесь избавиться от слов-«паразитов» («ну», «значит», «в общем» и т. д.)

Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом преимущественно невербальным, поэтому вся информация лучше ус­ваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использо­вать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонст­рация расположенности»: спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

4. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

5. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. По­наблюдайте за собой:

■ как часто вы улыбаетесь детям;

 

* способны ли вы смеяться вместе с детьми;

* как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

6. Учитесь видеть себя со стороны:

• чаще анализируйте собственную деятельность;

* стремитесь ставить себя на место ребенка;

■ развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

7. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необхо­димо:

быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;

• ясно и понятно излагать доводы детям;

♦ проявлять выдержку и терпение.

8. Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

9. 0собенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высо­кая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с деть-
ми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценить по-
ступок, действия, которое совершил ребенок, а не его личность,
покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно от-


носитесь к ребенку. Избегайте при разрешении детских ссор, драк следующих приемов:

• требований («Не мешайте», «Перестаньте ссориться»);

• наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива); ■ нотаций («Сколько раз тебе можно повторять?»);

т оценок, которые несут в себе характер иронии («Ну я так и знала, что это опять сделал Петров»);

- возмущения («Вы только посмотрите, что вы наделали!»);

- предвосхищающей отрицательной оценки («От тебя никогда ни­чего хорошего не дождешься!»);

- вопросов к детям: «Кто разрушил постройку?», «Кто ударил?». Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не

повышая голос.Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Ис­пользуйте следующие приемы:

-1 предвосхищающую положительную оценку («Я уверена, что ты так больше не поступишь»);

• ориентацию на самих детей («Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват»);

■■ выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к свое­му сверстнику («Почему ты так поступил?», «Расскажи, как это произошло»);

•      разъяснение («Я вам сейчас расскажу, что произошло»). Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти при­чины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:

» непонимание психологической ситуации, настроения детей;

• недостаточная саморегуляция;

► несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальности атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотноше­ний в группе;

- механическое копирование стиля общения коллег.

11. Организуя процесс воспитания, учитывайте интеллектуальные способности, личностные и характерологические особенности детей.

 

 






КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков об­щения у детей дошкольного возраста».


I I

 

 

92                                             «Подарка фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников

 


Пословицы и поговорки

Сделай добро, не прося ничего взамен. Не красна изба углами, а красна пирогами. Не в деньгах счастье. Люби ближнего — и тебя будут любить. Добро побеждает зло.

Зависть и злоба не приносят счастья в дом.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Чужое взять — свое потерять.

На чужих слезах своего счастья не построишь.

Не все то золото, что блестит.

За чем пойдешь, то и найдешь.

В родительском сердце каждому ребенку уголок найдется.

Как аукнется, так и откликнется.

Что посеешь, то и пожнешь.

Кто родителей почитает, тому Господь помогает.

Стариков почитать — свою жизнь сохранять.

Лад в семье — покой в душе.

Материнское сердце — вещее.

 

2. Игры и упражнения

Назови себя».

Цель. Обучение представлению себя коллективу сверстников.

Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Позови ласково».

Цель. Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу. Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени.

Волшебный стул».

Цель. Воспитание умения быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.


Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», остальные го­ворят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять си­дящего, погладить, поцеловать.

4. «Передача чувств».

Цель. Обучение передаче различных эмоциональных состояний не­вербальным способом.

Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чув­ство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуж­дают, что они чувствовали при этом.

5. «Волшебный цветок».

Цель. Обучение выражению своей индивидуальности, представле­ния себя другим детям в группе.

Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под му­зыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок рас­сказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем меч­тает.

6. «Разноцветный букет».

Цель. Обучение взаимодействию друге другом, сопровождающемуся радостью и удовольствием.

Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цве­ток для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединя­ются в один букет и устраивают хоровод цветов.

7. «Свеча».

Цель. Развитие умения управлять своим эмоциональным состояни­ем, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение не­скольких секунд смотрят на пламя, затем закрывают глаза на две-три секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы уви­дели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

8. «Волшебники».

Цель. Воспитание дружелюбного отношения друг к другу, умения проявлять внимание и заботу.

Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут испол­нять свои желания и желания других.

9. «Подарок другу».

Цель. Развитие умения невербально описывать предметы.

Один ребенок становится именинником; остальные дарят ему по­дарки, передавая движениями и мимикой свое отношение к именин­нику.


«Подарки фей». Разбивающая сказкотерапия для дошкольников

 

3. Вопросы для дискуссии

• Какие трудности могут возникнуть у детей в начале игрового цик­ла?

• Какие социально-нравственные качества могут быть сформированы у детей в процессе игр?

 

■ Какое содержание могут иметь темы разговоров с детьми («Я и мое имя», «Моя семья», «Группа детского сада — новая семья», «Словесные формы общения», «Движения и жесты в общении», «Рисование как своеобразная графическая речь», «Школа веж­ливости»), которые можно использовать, чтобы помочь детям ус­тановить контакты друг с другом, создать атмосферу доброжела­тельности, взаимопомощи и любви?

■ Какие коммуникативно-речевые ситуации, игры, упражнения могут стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развивать умение выражать свои суждения и мнения?


ЛИТЕРАТУРА

1. Алябьева Е, А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дош -кольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и пси­хологам дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2002. 96 с.

2. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методис­тов дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2002. 96 с.

3. Батяакова Л. Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду: посо­бие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Под ред. Л. Н. Башлаковой, Л. А. Мартыно-вой. Мн.: УП «Технопринт», 2004. 208 с.

4. Бачков И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологичес­кую сказку. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2003. 144 с.

5. Зиикевич-Евстигиееева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказко­терапии. СПб.: Златоуст, 1998. 352с.

6. Зинкевич-Евстигнееева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.

7. Зинкевич-Евстигнееева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной те­рапии. СПб.: Речь, 2001.




Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: Учеб.-метод, пособие: В 3 ч. Ч. 2. Сказ-котерапевтические технологии /Авт.-сост. Н. А. Сакович. Мн.: Акад. пос-ледиплом. Образования. 2004. 84 с.

9. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррек-ционной работы. М.: «ЦГЛ», 2003. 246 с.

 

10. Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. М.: Амрита Русь, 2004. 320 с.

11. Мухаметова Н. Созвездие: большая психологическая игра // Школьный психолог. М., 2004. № 21. С. 30-31.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: