II. Упражнения на моделирование задачных ситуаций (по Н.Б. Истоминой)

Упражнение 1. Моделирование задачной ситуации на предметной наглядности.

На доске изображён схематический рисунок, к которому предлагается текст: «На халате 10 петель. Мама пришила к халату 4 пуговицы. Сосчитайте, сколько ещё понадобится пуговиц.»

-Обозначьте пришитые пуговицы кружками и выполните задание.

Упражнение 2. Моделирование задачной ситуации, воспринятой «на слух».

Учитель предлагает тексты, дети моделируют ситуации на палочках у себя на столах.

а) На дворе гуляли 3 курицы. Положите столько палочек, сколько у них ног. Сосчитайте, сколько всего было ног?

б) Потом на двор вышла кошка и собака. Положите столько палочек, сколько у них ног. Сколько ног у кошки, у собаки? Сколько всего ног было на дворе? Сосчитайте.

в) А потом к ним в гости пришёл слон. Добавьте столько палочек, сколько ног у слона. Сколько теперь ног на дворе?

г) К обеду на двор подоспел ещё один гость – удав. Сколько теперь ног на дворе?

Упражнение 3. Моделирование задачной ситуации на схеме.

-У Мартышки день рождения. Чтобы не забыть, что надо сделать, она попросила Попугая нарисовать ей план – что поставить на стол. Попугай нарисовал такой план:

- Что это может означать?

Где у Попугая обозначены полки с посудой, а где стол? (3 чашки с одной полки и 1 чашку с другой полки поставили на стол. На столе стоят 4 чашки)

Упражнение 4. Моделирование задачной ситуации по схеме.

- К Мартышке пришли гости - Удав и Слонёнок. А потом … Чтобы вы поняли, что произошло, Попугай нарисовал картинку:

-Что могло произойти, как вы думаете? Что тут изображено? (Было 4 чашки, 2 чашки унесли на кухню, 2 осталось на столе. Или 2 чашки разбили, 2 осталось).

ПРИМЕЧАНИЕ. Стрелки на схеме моделируют направление и вид действия. Сходящиеся стрелки моделируют объединение. Расходящиеся стрелки – удаление части. На данной схеме не обозначено, какая именно часть удалена.

Упражнение 6. Составление ситуации.

-Составьте схему по этим картинкам.

- Как обозначить на схеме, что здесь произошло?

(Дети составляют сюжетный рассказ и обозначают его с помощью схемы.)

«Было 3 яблока и 2 яблока в двух вазах. Их сложили в 1 вазу. В ней стало 5 яблок».

ПРИМЕЧАНИЕ. Это пока не задача, а рассказ с числами.

 

Упражнение 7. Составление рассказа по схеме (задание обратное предыдущему)

-Попробуйте рассказать историю по этой схеме.

(У Мартышки было 5 горшков с цветами. Один она уронила за окно).

Осталось 4.

Другой вариант: (У Мартышки было 5 бананов. 4 она съела и одним угостила слонёнка).

Упражнение 8. Составление выражения по предметной модели ситуации.

«Мартышка сорвала с одной пальмы 2 банана, а со второй 4. Все бананы она сложила в корзину». Как это записать выражением?

(Дети составляют выражения на наборном полотне, объясняют выбор знака).

-А сколько всего у неё было бананов?

ПРИМЕЧАНИЕ. Составляем выражения, а не равенства, так как важно объяснить выбор знака, а не получить результат. Результат может быть получен пересчётом.

Аналогично составляется выражения со знаком «-».

 

Можно составлять выражения в два действия действия.

 

Упражнение 9. Составление предметной модели выражения.

Используя дидактический набор, дети составляют модели записей

 

Упражнения 10. Соотнесение схематической и символической наглядности (математических выражений).

Выберите из данных схем подходящую к первому выражению, объясните свой выбор и зарисуйте её в тетради.

(Например, даны выражения: 6+2, 7-1).

ПРИМЕЧАНИЕ. Критерий выбора – направление стрелок. К сумме подходят первая и вторая схемы, остальные три подходят только к разности.

I. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОСТЫМИ ЗАДАЧАМИ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: