Дополнительные виды работы над задачей

1) Блиц-турниры (в большом количестве представлены в учебниках Л. Г. Петерсон).

Блиц-турнир предполагает   устное решение простых и составных задач с числами и с переменными (обобщённый вариант) за определённый отрезок времени, запись только решения задачи.

2) Составление выражений, необходимых для решения задач с неопределёнными данными.

3) Составление устного плана решения («Дерево рассуждений») и его объяснение без последующих вычислений.

4) Разъяснение готового плана решения задачи (вопросы, «Дерево рассуждений»)

5) Пояснение готовых способов решения задачи.                  

6) Составление решения задачи разными способами в соответствии с данными пояснениями.

7) Соотнесение пояснения с решением.    

8) Установление соответствия между содержанием задачи и её краткой записью (в виде чертежа, рисунка, таблицы и т. д.) и, наоборот, между краткой записью и содержанием.

9) Выбор среди нескольких схематических моделей (чертежей, таблиц, ….) той, которая соответствует данной задаче.

10) Выбор равенства, являющегося решением задачи. Обоснование выбора.

11) Изменение текста задачи в соответствии с данным решением.

12) Нахождение ложного способа решения.

13) Продолжение решения задачи.

14) Объяснение выражений, составленных по данному условию.

15) Составление выражений по вопросам к данному условию.

Одной из главных причин, по которым школьники неверно решают ту или иную задачу, является неспособность глубоко, осмысленно, внимательно проанализировать то, что дано в задаче(данные) и то, что нужно узнать(вопрос), и взаимосвязи между ними.

16) Составление и определение смысла всевозможных выражений (в том числе и не имеющих смысла в рамках данной задачи) из чисел, данных в условии задачи.

Этот приём трудоёмкий, но очень полезный. При его использовании учащиеся учатся глубокому анализу числовых данных задачи, взаимосвязей между ними.

17) Составление задач:

- по иллюстрации;

- по краткой записи;

- по данной записи решения;

- по предложенной программе действий, по «Дереву рассуждений»;

- по некоторым исходным данным: с числовыми данными;

- с определенными условиями: в 3 действия, в ответе – 120 кг; со словами «больше на…» и т.д.

 


2. Способы организации деятельности обучающихся на подготовительном этапе. Дидактическая ценность этих заданий.

Различные учебники знакомят детей с простой задачей в разное время: в традиционном учебнике системы 1-4 (автор Моро М.И.) в новом издании (2001г.) задачи с рисованными данными впервые появляются на странице 45 учебника, т.е. примерно в ноябре, хотя сам заголовок «Задача» находим лишь на странице 80 - почти через месяц после того, как, собственно, задачи начались. В учебнике нового развивающего курса «Школа 2000…» (автор Петерсон Л.Г.) задача также появляется в декабре 1-го класса. А в учебниках математики по дидактической системе Л.В. Занкова (автор Аргинская И.И.) первоклассники с задачей не знакомятся – эта тема отложена до 2 класса, тем самым подготовительный работе отводится весь первый год обучения ребёнка в школе.

Для самостоятельной работы над текстом задачи необходимо уметь читать. Навык чтения у многих детей не в полной мере формируется даже к концу 1 класса. Поэтому учителю приходится работать с такими учениками «на слух». В этой ситуации важно внимательно слушать текст, правильно представлять себе ситуацию, заданную условием. Ученикам предлагается закрыть глаза и представить то, о чем сказано в задаче. Например, дети узнали, что на полке стояло 6 книг, и туда ещё поставили 3. Сколько книг стало? («Закройте глаза и представьте себе полочку и на ней 6 книг. Теперь мысленно поставьте туда ещё 3 книги. Не отрывая глаз, скажите, больше или меньше там стало книг. Почему?») /9, с.33/

Представление жизненной ситуации, отраженной в задаче, приводит детей к правильному выбору собственного действия. Внимание детей обращается не только на выделение числовых данных, но и на слова «больше», «меньше», «столько же» и другие, которые также помогают в выборе действия.

Для подготовки к решению простых задач на сложение и вычитание обучающиеся выполняют большое количество упражнений. На этом этапе широко используются дидактический материал, окружающие предметы, иллюстрации и т.д.

Той же цели служат иллюстрации учебника. Действие подсказывается либо наводящими вопросами учителя («Было 3 яблока, положили ещё 1. Сколько стало яблок?»), либо практическими упражнениями с реальными множествами предметов, которые обучающиеся объединяют или частично удаляют. Приведём примеры подготовительных упражнений /см. приложение 2, п. I/. Упражнения данного вида, проводимые систематически задолго до решения задач, служат хорошей подготовкой к решению задач на сложение и вычитание.

От вещественных моделей (предметной наглядности) нужно постепенно переходить к схематическим моделям (рисованным схемам). Рассмотрим упражнения на моделирование задачных ситуаций /см. приложение 2, п.II/. Данные упражнения легко осваиваются детьми и выполняются без всякого труда, поскольку воспринимаются как игра.


Приложение 2.

Подготовительная работа к решению задач


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: