Вопрос Материально-техническое оснащение занятий по физической культуре в школе

Оснащённость учебного процесса по предмету

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком. 

Организационно урок начинается на перемене. Для этого необходимо, чтобы подготовка к нему шла активно – форму, место занятий ученики должны знать заранее. Материально-техническое обеспечение урока готовится заранее. Обязательно продумываются мероприятия по ТБ при выполнении физических упражнений. Расположение учащихся должно быть удобным для работы.

При выборе способов организации обучения следует учитывать возраст и подготовленность учащихся. По ходу урока применяются следующие методы организации учащихся (Таблица 7).

Организация учебного процесса на школьном уроке физической культуры

1. Фронтальный метод – заключается в том, что всем учащимся дается одно общее задание и они выполняют его под руководством учителя (в младших классах лучше использовать другие методы).

2. Групповой метод – все учащиеся класса по признаку пола и физической подготовленности разделяются на несколько отделений, каждое отделение работает над своим заданием. Учитель руководит отделением, где изучается новый материал или где имеется повышенная опасность.

3. Метод индивидуальных заданий – заключается в том, что каждому ученику дается свое особое задание. Имеется 2 варианта:

- каждый ученик выполняет индивидуальное задание;

- все выполняют одно упражнение, но разное количество раз.

Фронтальный метод – 1-3 кл., групповой – 4-10 кл.

В водной части могут использоваться все три метода, а в заключительной – фронтальный.

Способы выполнения упражнений при фронтальном и групповом методах могут быть одновременными, посменными, поочередными.

Порядок их проведения бывает раздельным или поточным. Раздельное проведение упражнений – при одновременном способе учащиеся выполняют упражнения с интервалами между ними (посменным или поочередным). Поточное проведение упражнений – при одновременном способе школьники выполняют упражнения одно за другим, при посменном и поочередном дети двигаются друг за другом непрерывно.

Активность учащихся на уроке проявляется в глубоком осознании поставленных задач и в стремлении решить их как можно лучше, больше узнать, понять сущность предлагаемых действий, добиваться улучшения результатов двигательной деятельности, проявляя инициативу и самостоятельность.

Активизации деятельности учащихся способствует применение следующих методических приемов:

1. Вызвать познавательный интерес, сообщая задачи урока (эмоционально изложить, по возможности представить иллюстрации).

2. Обеспечение межпредметных связей в преподнесении учебного материала (на примере анатомии, физиологии).

3. Развитие аналитического мышления (обоснованное выставление оценки товарищу).

4. Задание с анализом.

5. Самоанализ.

6. Задания с выбором.

7. Организация творческого подхода.

В подготовленных классах активизация учащихся осуществляется в процессе проблемного обучения, при котором задача ставится последовательно на несколько уроков. Под руководством учителя составляется план-график нагрузок для развития двигательных качеств.

Предпосылкой эффективной деятельности учащихся на уроках является дифференцированное обучение на основе разностороннего и глубокого изучения возможностей учеников, их физического и психологического развития.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: