Принцип систематичности и его использование в практике физического воспитания

. Принцип систематичности

системой чередования работы и отдыха, в основе которой лежат закономерности взаимосвязи процессов утомления и восстановления организма. Данная система состоит из четырех фаз.

 

1. Рабочая фаза – в течение которой выполняется определенная физическая нагрузка и расходуются источники энергии (АТФ, гликоген и др.), обеспечивающие движения, и снижается работоспособность организма.

2. Фаза относительной нормализации (восстановления). Здесь рабочие сдвиги сменяются восстановлением работоспособности, энергетических веществ и функциональных показателей к дорабочему уровню.

3. Фаза сверхвосстановления. В данной фазе организм не просто возмещает рабочие траты, но и компенсирует их с «избытком».

4. Редукционная фаза возникает при достаточно длительном интервале отдыха после физической нагрузки. При этом повышенное состояние работоспособности возвращается к исходному уровню.

В зависимости от

 

1. Каждое последующее занятие повторяется через короткие интервалы отдыха, т.е. в фазу пониженной работоспособности. Такой вариант встречается в спортивной тренировке при 2-3 разовых занятиях в день. Здесь недовосстановление суммируется, чтобы затем получить (после оптимального отдыха) значительный эффект. Смысл такой суммации – предъявить организму занимающихся объемные (ударные) нагрузки, чтобы получить значительные адаптационные сдвиги в функциональном состоянии организма занимающихся. Данный вариант используется для развития качества выносливости.

2. Каждое последующее занятие повторяется в фазу суперкомпенсации. При этом варианте (3-4 тренировочных занятий в неделю) происходит плавное повышение работоспособности и используется для развития силы, быстроты, ловкости.

3. Каждое последующее занятие проводится в период полного восстановления организма занимающихся. Данный вариант используется для стабилизации приобретенных двигательных умений и навыков и физических качеств.

4. Каждое последующее занятие проходит через достаточно длительный интервал отдыха (в редукционную фазу), когда почти утрачены «следы» предыдущего занятия. Такой режим занятий неэффективен для процесса физического воспитания.

Таким образом, для эффективного повышения работоспособности необходимы оптимальные интервалы отдыха (1-2 дня) между повторными физическими нагрузками. Уроки физической культуры в недельном цикле необходимо распределять таким образом, чтобы эффект от предыдущего занятия полностью не исчез до следующего (оптимальный вариант – через 2-3 дня).

 

Билет.

1. Какие объективные и субъективные данные используются для самоконтроля при самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля, задачами которого является:

 

Расширить знания о физическом развитии.

 

Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

 

 

З. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

 

Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку.

 

Цель самоконтроля самостоятельные, регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или вида спорта. Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм.

 

Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогический характер, а может включать в себя и то, и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу — своевременно сигнализирует об отклонениях в состоянии здоровья. ОТТАЛКИВАНИЕ РУКАМИ

Фаза отталкивания руками – наиболее сложная по сравнению с другими прыжковыми фазами. Она очень важна для овладения правильными навыками опорного прыжка. Без хорошей физической подготовки учащихся этому научить невозможно. Ведь в данном случае для требуемой скоростно-силовой подготовки нужны хорошо развитые мышцы рук и, конечно спины и брюшного пресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: