ВопросСпортивные соревнования, их классификация, требования к их проведению. Физическая нагрузка в соревнованиях юных спортсменов

Соревнования являются одной из основных составляющих системы подготовки спортсменов. Это мощное средство дальнейшего повышения физической подготовленности, совершенствования технико-тактического мастерства в процессе соревновательной деятельности.

Высокая эмоциональная напряженность соревнований способствует развитию волевых качеств – смелости, решительности, настойчивости, инициативности. Четкая организация соревнований, строгая регламентация и соблюдение правил игры приучает занимающихся к дисциплине, организованности и собранности. Соревнования, проводимые на открытом воздухе, имеют и высокое оздоровительное значение.

Результаты соревнований являются важным критерием оценки успешности учебно-тренировочного процесса за сезон.

Существующие соревнования классифицируются по следующим признакам:

- по цели проведения;

- по составу соревновательной деятельности;

- по контингенту соперников;

- по способу ведения борьбы в соревнования;

- по условиям проведения соревнований;

- по типу судейства соревнований.

Поцели проведения соревнования могут быть основными, подводящими, отборочными, контрольными, массовыми и коммерческими.

По составу соревновательной деятельности  соревнования различаются:

- по одному виду спорта (гимнастике, футболу, волейболу и др.);

- комплексные соревнования (спартакиады, олимпиады и др.).

 

По контингенту соперников соревнования подразделяются:

   - по возрасту соревнующихся (детские, юношеские и др.), полу (мужские, женские);

- по территориальной или ведомственной принадлежности;

- индивидуальные или командные;

- открытые или закрытые.

По способу ведения борьбы соревнования бывают:

- с непосредственным контактом соперников (спортивная борьба и др.);

- с опосредовательным контактом (фехтование и др.);

- без контактным (плавание, гимнастика и др.);

- с преодолением сопротивления соперников (спортивные игры, единоборства и др.).

По условиям проведения соревнования подразделяются:

  - по признаку периодичности (один раз в год, один раз в четыре года и т.д.);

  - по признаку места проведения соревнования (в закрытых помещениях, на открытом воздухе, на равнине, в условиях среднегорья и высокогорья и др.).

По типу судейства различают соревнования:

   - с субъективными оценками (гимнастика, фигурное катание и др.);

   - с объективными оценками (лыжный спорт. Легкая атлетика и др.).

В международной практике сложилась следующая система соревнований:

    - олимпийские игры;

    - региональные игры (Азиадские, Африканские игры и др.);

    - чемпионаты Мира, Европы;

    - кубки Мира, Европы.

В Казахстане принята следующая система соревнований:

    - чемпионаты Казахстана по видам спорта;

    - чемпионаты областей, городов, районов;

    - первенства спортивных клубов, коллективов физической культуры и др.;

    - народные игры;

    - спартакиады народов Казахстана.

  По другой классификации все соревнования условно можно разделить на официальные и вспомогательные.

Официальные соревнования определяются календарным планом спортивных мероприятий. К ним относятся: чемпионаты, первенства, кубковые соревнования, официальные турниры.

    Чемпионаты и первенства – основные и наиболее ответственные соревнования, по их результатам присваиваются чемпионские звания. По их результатам можно объективно судить о качестве учебно-тренировочной работы.

Соревнования на кубок проводят для выявления победителя в более короткий срок и привлечения к участию в соревнованиях большого количества участников (команд).

Официальные турниры, в том числе и международные, проходят в короткий срок. Их цель – проверить уровень подготовленности команд на данном этапе и отобрать кандидатов в сборные команды.

   К вспомогательным соревнованиям  относятся контрольные соревнования, товарищеские игры, показательные выступления.

Контрольные соревнования  организуются с целью подготовки и проверки готовности спортсменов (команд) к предстоящим официальным соревнованиям.

Товарищеские игры проводят по договоренности с командами различной квалификации в учебно-тренировочных целях или для поддержания определенных традиций.

Показательные выступления обеспечивают пропаганду и популяризацию видов спорта, а так же демонстрацию технико-тактического мастерства спортсменов.

Победа в соревнованиях представляет собой конечную цель соревновательной деятельности. Ее достижение складывается из следующих факторов:

- уровня владения спортсменом техникой и тактикой соревновательного упражнения;

- уровня развития специальных физических качеств в избранном виде спорта;

- уровня функциональной и психической подготовленности спортсмена;

- возраста и спортивного стажа спортсмена;

- климатических условий, где проводятся соревнования;

- состава соперников;

- характера зрителей (фактор своего и чужого поля);

- особенностей судейства соревнований и др.

Организация и проведение соревнованийОрганизация и проведение соревнований включает в себя:

- планирование соревнований;

- составление положения о соревнованиях;

- система розыгрыша.

Планирование соревнований начинается с разработки единого сводного плана соревнований Республики Казахстан. Он должен быть согласован со всеми спортивными организациями и увязан с основными международными соревнованиями.

  На основе сводного плана Республики Казахстан разрабатываются планы спортивных соревнований областных, городских и районных соревнований. А затем, основываясь на этих планах, уже непосредственно составляется план проведения соревнований в спортивных клубах и коллективах физической культуры.

Календари соревнований по отдельным видам спорта разрабатываются и реализуются соответствующими федерациями.

Задолго до какого-либо официального соревнования составляется положение о соревновании  - основного юридического документа, регламентирующего порядок, организацию и условия проведения соревнования.

Участники соревнований должны заранее получить Положение, чтобы иметь достаточное время для подготовки к данным соревнованиям.

В положении о соревновании должны быть отражены следующие пункты:

1. Цель и задачи соревнования.

2. Организаторы соревнований.

3. Сроки и условия проведения соревнований.

4. Участники соревнований.

5. Система зачета и порядок определения победителя соревнований.

6. Сроки подачи заявок от участников соревнований.

7. Место и время проведения соревнований.

8. Судейство соревнований.

9. Награждение победителей.

Система розыгрыша. В спортивных играх применяют три основные системы розыгрыша: круговую, с выбыванием (после проигрыша) и комбинированную.

Круговая система позволяет более объективно выявлять команду – победителя и определить все места (до последнего) участников соревнований, так как каждая команда встречается с каждой столько раз, сколько проводится кругов. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков в результате всех сыгранных игр.

Система розыгрыша с выбыванием. Здесь проигравшая команда из соревнования выбывает. Эта система применяется тога, когда соревнование необходимо провести в короткие сроки при большом количестве участвующих команд. Но при такой системе невозможно определить места всех участвующих в соревновании команд.

Комбинированная система состоит из двух систем: круговой и с выбыванием. В этом случае одна часть соревнований проводится по круговой системе, а вторая – с выбыванием. Такая комбинация позволяет, с одной стороны, уменьшить влияние фактора случайности, с другой – провести соревнование в короткий срок при достаточно большом количестве команд.

 

Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений

Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа).

Индивидуальные факторы  включают в себя:

- одаренность спортсмена к определенному виду спорта, под которой понимается врожденные анатомо-физиологические и психические особенности личности, обеспечивающие достижение высоких спортивных результатов;

- степень подготовленности к спортивному достижению через целенаправленную физическую, технико-тактическую и психическую подготовку спортсмена в избранном виде спорта.

Факторы научно-технического прогресса определяются:

- использованием современных методов тренировки;

- рациональной системой соревнований;

- использованием прогрессивной техники и тактики;

- материально-техническим обеспечением тренировочного процесса;

-научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов и тренеров.

Ведущее место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.

Социально-экономические факторы. Эффективность развития спорта в любой стране зависит:

  1. От размаха спортивного движения (массовости) и обеспечения его профессиональными кадрами. Социологический анализ показывает, что чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт и достигают высоких спортивных результатов. Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, наличием спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом способствует повышению спортивных достижений как в массовом спорте, так и у высококвалифицированных спортсменов.

2. От социальных условий развития спортивного движения и его экономического обеспечения. Спортивные достижения страны во многом зависит от материальных условий жизни общества и уровня финансирования физической культуры и спорта. Высокоразвитые страны мира могут финансировать многие виды спорта и добиваться там высоких результатов. В то же время развивающиеся страны могут себе позволить развивать два-три вида спорта, где они имеют определенные успехи. Так, например, бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Кубы и др.

 

Билет.

1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня. Составьте комплекс упражнений утренней гимнастики для учащихся 4 – 5 классов.

Высокий эффект в обучении движениям и воспитании физических качеств создается только при систематическом и последовательном выполнении физических упражнений.

Систематичность (непрерывность) предполагает отсутствие длительных перерывов между занятиями, которые приводят к снижению достигнутого уровня физической подготовленности занимающихся. Следовательно, при реализации принципа систематичности необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия «накладывался» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий как бы суммируется и возникает «кумулятивный» эффект (т.е. относительно стойкие адаптационные перестройки организма занимающихся, которые и определяют их тренированность).

Непрерывность занятий обеспечивается определенной Дети от 2 до 4 лет составляют 1 и 2 младшие группы детского сада; 5 лет – старшую, и подготовительную к школе – 6-7 лет. В практике дошкольного учреждения в связи с этим употребляются термины: младшие, средние, старшие дошкольники. Физическое воспитание детей дошкольного возраста систематически осуществляется в семьях, яслях-садах. Определенная работа проводится в ДЮСШ по видам спорта, доступным дошкольникам (фигурное катание, плавание и т. д.).

Основными задачами физического воспитания детей до 7 лет являются:

1) Оздоровительные: а) Охрана жизни и укрепление здоровья; б) Повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды;

в) Воспитание физических качеств; г) Содействие правильному и своевременному развитию костной системы, суставно-связочного аппарата, а также укреплению и пропорциональному развитию всех мышечных групп;

2) Образовательные: а) Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег и т. д.); б) Развитие качеств, обеспечивающих более рациональное выполнение движений: ритмичность, согласованность, умение рассчитывать усилия; в) Формирование первоначальных знаний, связанных с занятиями физическими упражнениями, соблюдение правильной осанки, навыков гигиены.

3) Воспитательные: а) Содействие умственному воспитанию – развитие внимания, памяти и т. д.; б) Содействие трудовому воспитанию – формирование навыков самообслуживания при гигиенических процедурах и на занятиях физическими упражнениями; в) Содействие нравственному воспитанию – воспитание умения вести себя в коллективе, уважения к другим детям и старшим, честности, выносливости, вежливости, аккуратности и т. д.; г) Содействие эстетическому воспитанию – воспитание эстетических чувств, вкусов, умения замечать красоту (т.е. воспитание положительных черт характера, нравственных и волевых качеств).

Процесс воспитания дошкольников характеризуется ярко выраженной комплексностью воздействия. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения. В грудном возрасте применяются пассивные и пассивно-активные упражнения, выполняемые с помощью взрослого, а позднее – ползание, подготовительные упражнения к ходьбе, массаж, воздушные ванны и т. д.

Для детей от 1 до 3 лет применяются общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, на предметах. Большое место отводится подвижным играм.

Для детей от 4 до 7 лет рекомендуются более сложные двигательные действия (различные виды ходьбы, бега, прыжки и т. д.). Подвижные игры с элементами спортивных игр. Особое внимание уделяется закаливанию, используются оздоровительные силы природы (воздушные ванны, купание) и гигиенические факторы. Наилучший эффект в работе с детьми дошкольного возраста дает комплексное использование средств физического воспитания.

 

В период учебных занятий ДА школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной ДА.

  Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений:

Утренняя гимнастика (прод. 10 мин.) – объем движений – 400-500;

Гимнастика в школе (10 мин) – Объем движений -200-300;

Физкультпауза на уроках (3 мин) – объем движений -120-150;

Подвижные игры на малых переменах (5 мин.) - ОД – 400-500;

Подвижные игры на больших переменах (1 5 мин.) - ОД – 700-1000;

На уроках физической культуры (45 мин.) – ОД – 1200-3200;

На открытом воздухе (60-90 мин.) – объем движений – 3000-4000;

Лыжная тренировка (90 мин.) – объем движений - 6500-9000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: