Соревнования являются одной из основных составляющих системы подготовки спортсменов. Это мощное средство дальнейшего повышения физической подготовленности, совершенствования технико-тактического мастерства в процессе соревновательной деятельности.
Высокая эмоциональная напряженность соревнований способствует развитию волевых качеств – смелости, решительности, настойчивости, инициативности. Четкая организация соревнований, строгая регламентация и соблюдение правил игры приучает занимающихся к дисциплине, организованности и собранности. Соревнования, проводимые на открытом воздухе, имеют и высокое оздоровительное значение.
Результаты соревнований являются важным критерием оценки успешности учебно-тренировочного процесса за сезон.
Существующие соревнования классифицируются по следующим признакам:
- по цели проведения;
- по составу соревновательной деятельности;
- по контингенту соперников;
- по способу ведения борьбы в соревнования;
- по условиям проведения соревнований;
|
|
- по типу судейства соревнований.
Поцели проведения соревнования могут быть основными, подводящими, отборочными, контрольными, массовыми и коммерческими.
По составу соревновательной деятельности соревнования различаются:
- по одному виду спорта (гимнастике, футболу, волейболу и др.);
- комплексные соревнования (спартакиады, олимпиады и др.).
По контингенту соперников соревнования подразделяются:
- по возрасту соревнующихся (детские, юношеские и др.), полу (мужские, женские);
- по территориальной или ведомственной принадлежности;
- индивидуальные или командные;
- открытые или закрытые.
По способу ведения борьбы соревнования бывают:
- с непосредственным контактом соперников (спортивная борьба и др.);
- с опосредовательным контактом (фехтование и др.);
- без контактным (плавание, гимнастика и др.);
- с преодолением сопротивления соперников (спортивные игры, единоборства и др.).
По условиям проведения соревнования подразделяются:
- по признаку периодичности (один раз в год, один раз в четыре года и т.д.);
- по признаку места проведения соревнования (в закрытых помещениях, на открытом воздухе, на равнине, в условиях среднегорья и высокогорья и др.).
По типу судейства различают соревнования:
- с субъективными оценками (гимнастика, фигурное катание и др.);
- с объективными оценками (лыжный спорт. Легкая атлетика и др.).
В международной практике сложилась следующая система соревнований:
- олимпийские игры;
- региональные игры (Азиадские, Африканские игры и др.);
- чемпионаты Мира, Европы;
- кубки Мира, Европы.
|
|
В Казахстане принята следующая система соревнований:
- чемпионаты Казахстана по видам спорта;
- чемпионаты областей, городов, районов;
- первенства спортивных клубов, коллективов физической культуры и др.;
- народные игры;
- спартакиады народов Казахстана.
По другой классификации все соревнования условно можно разделить на официальные и вспомогательные.
Официальные соревнования определяются календарным планом спортивных мероприятий. К ним относятся: чемпионаты, первенства, кубковые соревнования, официальные турниры.
Чемпионаты и первенства – основные и наиболее ответственные соревнования, по их результатам присваиваются чемпионские звания. По их результатам можно объективно судить о качестве учебно-тренировочной работы.
Соревнования на кубок проводят для выявления победителя в более короткий срок и привлечения к участию в соревнованиях большого количества участников (команд).
Официальные турниры, в том числе и международные, проходят в короткий срок. Их цель – проверить уровень подготовленности команд на данном этапе и отобрать кандидатов в сборные команды.
К вспомогательным соревнованиям относятся контрольные соревнования, товарищеские игры, показательные выступления.
Контрольные соревнования организуются с целью подготовки и проверки готовности спортсменов (команд) к предстоящим официальным соревнованиям.
Товарищеские игры проводят по договоренности с командами различной квалификации в учебно-тренировочных целях или для поддержания определенных традиций.
Показательные выступления обеспечивают пропаганду и популяризацию видов спорта, а так же демонстрацию технико-тактического мастерства спортсменов.
Победа в соревнованиях представляет собой конечную цель соревновательной деятельности. Ее достижение складывается из следующих факторов:
- уровня владения спортсменом техникой и тактикой соревновательного упражнения;
- уровня развития специальных физических качеств в избранном виде спорта;
- уровня функциональной и психической подготовленности спортсмена;
- возраста и спортивного стажа спортсмена;
- климатических условий, где проводятся соревнования;
- состава соперников;
- характера зрителей (фактор своего и чужого поля);
- особенностей судейства соревнований и др.
Организация и проведение соревнованийОрганизация и проведение соревнований включает в себя:
- планирование соревнований;
- составление положения о соревнованиях;
- система розыгрыша.
Планирование соревнований начинается с разработки единого сводного плана соревнований Республики Казахстан. Он должен быть согласован со всеми спортивными организациями и увязан с основными международными соревнованиями.
На основе сводного плана Республики Казахстан разрабатываются планы спортивных соревнований областных, городских и районных соревнований. А затем, основываясь на этих планах, уже непосредственно составляется план проведения соревнований в спортивных клубах и коллективах физической культуры.
Календари соревнований по отдельным видам спорта разрабатываются и реализуются соответствующими федерациями.
Задолго до какого-либо официального соревнования составляется положение о соревновании - основного юридического документа, регламентирующего порядок, организацию и условия проведения соревнования.
Участники соревнований должны заранее получить Положение, чтобы иметь достаточное время для подготовки к данным соревнованиям.
В положении о соревновании должны быть отражены следующие пункты:
1. Цель и задачи соревнования.
2. Организаторы соревнований.
3. Сроки и условия проведения соревнований.
4. Участники соревнований.
|
|
5. Система зачета и порядок определения победителя соревнований.
6. Сроки подачи заявок от участников соревнований.
7. Место и время проведения соревнований.
8. Судейство соревнований.
9. Награждение победителей.
Система розыгрыша. В спортивных играх применяют три основные системы розыгрыша: круговую, с выбыванием (после проигрыша) и комбинированную.
Круговая система позволяет более объективно выявлять команду – победителя и определить все места (до последнего) участников соревнований, так как каждая команда встречается с каждой столько раз, сколько проводится кругов. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков в результате всех сыгранных игр.
Система розыгрыша с выбыванием. Здесь проигравшая команда из соревнования выбывает. Эта система применяется тога, когда соревнование необходимо провести в короткие сроки при большом количестве участвующих команд. Но при такой системе невозможно определить места всех участвующих в соревновании команд.
Комбинированная система состоит из двух систем: круговой и с выбыванием. В этом случае одна часть соревнований проводится по круговой системе, а вторая – с выбыванием. Такая комбинация позволяет, с одной стороны, уменьшить влияние фактора случайности, с другой – провести соревнование в короткий срок при достаточно большом количестве команд.
Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений
Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа).
Индивидуальные факторы включают в себя:
- одаренность спортсмена к определенному виду спорта, под которой понимается врожденные анатомо-физиологические и психические особенности личности, обеспечивающие достижение высоких спортивных результатов;
- степень подготовленности к спортивному достижению через целенаправленную физическую, технико-тактическую и психическую подготовку спортсмена в избранном виде спорта.
|
|
Факторы научно-технического прогресса определяются:
- использованием современных методов тренировки;
- рациональной системой соревнований;
- использованием прогрессивной техники и тактики;
- материально-техническим обеспечением тренировочного процесса;
-научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов и тренеров.
Ведущее место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.
Социально-экономические факторы. Эффективность развития спорта в любой стране зависит:
1. От размаха спортивного движения (массовости) и обеспечения его профессиональными кадрами. Социологический анализ показывает, что чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт и достигают высоких спортивных результатов. Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, наличием спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом способствует повышению спортивных достижений как в массовом спорте, так и у высококвалифицированных спортсменов.
2. От социальных условий развития спортивного движения и его экономического обеспечения. Спортивные достижения страны во многом зависит от материальных условий жизни общества и уровня финансирования физической культуры и спорта. Высокоразвитые страны мира могут финансировать многие виды спорта и добиваться там высоких результатов. В то же время развивающиеся страны могут себе позволить развивать два-три вида спорта, где они имеют определенные успехи. Так, например, бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Кубы и др.
Билет.
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня. Составьте комплекс упражнений утренней гимнастики для учащихся 4 – 5 классов.
Высокий эффект в обучении движениям и воспитании физических качеств создается только при систематическом и последовательном выполнении физических упражнений.
Систематичность (непрерывность) предполагает отсутствие длительных перерывов между занятиями, которые приводят к снижению достигнутого уровня физической подготовленности занимающихся. Следовательно, при реализации принципа систематичности необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия «накладывался» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий как бы суммируется и возникает «кумулятивный» эффект (т.е. относительно стойкие адаптационные перестройки организма занимающихся, которые и определяют их тренированность).
Непрерывность занятий обеспечивается определенной Дети от 2 до 4 лет составляют 1 и 2 младшие группы детского сада; 5 лет – старшую, и подготовительную к школе – 6-7 лет. В практике дошкольного учреждения в связи с этим употребляются термины: младшие, средние, старшие дошкольники. Физическое воспитание детей дошкольного возраста систематически осуществляется в семьях, яслях-садах. Определенная работа проводится в ДЮСШ по видам спорта, доступным дошкольникам (фигурное катание, плавание и т. д.).
Основными задачами физического воспитания детей до 7 лет являются:
1) Оздоровительные: а) Охрана жизни и укрепление здоровья; б) Повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды;
в) Воспитание физических качеств; г) Содействие правильному и своевременному развитию костной системы, суставно-связочного аппарата, а также укреплению и пропорциональному развитию всех мышечных групп;
2) Образовательные: а) Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег и т. д.); б) Развитие качеств, обеспечивающих более рациональное выполнение движений: ритмичность, согласованность, умение рассчитывать усилия; в) Формирование первоначальных знаний, связанных с занятиями физическими упражнениями, соблюдение правильной осанки, навыков гигиены.
3) Воспитательные: а) Содействие умственному воспитанию – развитие внимания, памяти и т. д.; б) Содействие трудовому воспитанию – формирование навыков самообслуживания при гигиенических процедурах и на занятиях физическими упражнениями; в) Содействие нравственному воспитанию – воспитание умения вести себя в коллективе, уважения к другим детям и старшим, честности, выносливости, вежливости, аккуратности и т. д.; г) Содействие эстетическому воспитанию – воспитание эстетических чувств, вкусов, умения замечать красоту (т.е. воспитание положительных черт характера, нравственных и волевых качеств).
Процесс воспитания дошкольников характеризуется ярко выраженной комплексностью воздействия. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения. В грудном возрасте применяются пассивные и пассивно-активные упражнения, выполняемые с помощью взрослого, а позднее – ползание, подготовительные упражнения к ходьбе, массаж, воздушные ванны и т. д.
Для детей от 1 до 3 лет применяются общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, на предметах. Большое место отводится подвижным играм.
Для детей от 4 до 7 лет рекомендуются более сложные двигательные действия (различные виды ходьбы, бега, прыжки и т. д.). Подвижные игры с элементами спортивных игр. Особое внимание уделяется закаливанию, используются оздоровительные силы природы (воздушные ванны, купание) и гигиенические факторы. Наилучший эффект в работе с детьми дошкольного возраста дает комплексное использование средств физического воспитания.
В период учебных занятий ДА школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной ДА.
Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений:
Утренняя гимнастика (прод. 10 мин.) – объем движений – 400-500;
Гимнастика в школе (10 мин) – Объем движений -200-300;
Физкультпауза на уроках (3 мин) – объем движений -120-150;
Подвижные игры на малых переменах (5 мин.) - ОД – 400-500;
Подвижные игры на больших переменах (1 5 мин.) - ОД – 700-1000;
На уроках физической культуры (45 мин.) – ОД – 1200-3200;
На открытом воздухе (60-90 мин.) – объем движений – 3000-4000;
Лыжная тренировка (90 мин.) – объем движений - 6500-9000.