Какие же параметры характеризуют структуру туристского спроса? Можно выделить три группы критериев:
1) географические;
2) социо-демографические;
3) психолого-поведенческие.
Сегментирование по географическим параметрам предполагает разделение спроса на различные географические единицы:
- внутренний, въездной и выездной туризм в зависимости от страны постоянного проживания туриста;
- туризм по частям света, странам, регионам, кантонам, городам в зависимости от географической цели туристской поездки.
Приведем примерный перечень социально-демографических и психолого-поведенческих критериев сегментирования туристского спроса. Социально-демографическими называют следующие критерии:
- возраст;
- пол;
- профессия;
- профессия главы семьи;
- величина населенного пункта, где постоянно проживает турист;
- количество членов семьи, сопровождающих туриста;
-тип семьи;
- национальность;
- религиозные убеждения;
- наличие или отсутствие в семье личных транспортных средств;
|
|
- доход семьи;
- доход на одного члена семьи.
Психолого-поведенческие критерии (характеристика) туристского поведения:
-мотив поездки;
-психологический портрет туриста;
-сезонность;
-организация поездки (туроператор);
-форма поездки;
- используемые транспортные средства;
- используемые средства размещения;
- дальность поездки;
- длительность поездки;
- источники финансирования поездки;
-консультанты и посредники в принятии решения о совершении турпоездки.
Спрос на туристические товары и услуги зависит от многих переменных, некоторые из которых являются независимыми и находятся вне контроля со стороны производителей туристического продукта и со стороны потенциальных туристов, в то время как другие могут быть изменены и зависят друг от друга.
Спрос на туризм может быть разделен на потенциальный и действительный. Объем потенциального спроса на туристические товары и услуги определяется количеством человек, которые желают путешествовать. Действительный спрос представлен теми, кто путешествует в данное время и направляется в конкретное место назначения. Усилия маркетологов должны быть направлены на то, чтобы минимизировать количественную разницу между потенциальным и действительным спросом.
Также факторы спроса можно поделить на общие и специфические.
К общим факторам спроса относятся:
1.Покупательская способность. Высокая степень зависимости между уровнем жизни и интенсивностью путешествий является одним из важнейших факторов туризма. Увеличение личных доходов приводит к перераспределению общих расходов в целом, и туризма в частности. Положительная эластичность спроса на туристические услуги по отношению к доходу объясняет быстрый рост спроса на туризм.
|
|
2.Демографическая структура и тенденции. В данном случае значимым является не размер и рост населения, а изменение возрастной структуры. Увеличение среднего возраста приводит к тому, что больше людей имеют уровень дохода, позволяющий им путешествовать.
3.Социальные и культурные факторы. Увеличение свободного времени и признание оплачиваемых отпусков как социальной необходимости увеличивает спрос на туризм в такой же степени, как и изменения в стиле жизни и предпочтениях. Все больше делается акцент на свободу передвижения, путешествия как средства самовыражения и путь получения новых впечатлений и опыта. Стрессы также способствуют росту спроса на туризм в области развлечений, отдыха и восстановительной активности.
4.Мотивация и отношение к путешествиям. Так как выгоды, получаемые от туризма в большинстве случаев неосязаемы, абстрактны и субъективны, не удивительно, что конкретные туристические товары и услуги могут привлечь потребителей часто с противоречивыми и несовместимыми нуждами и мотивами. Это должно учитываться при разработке стратегии продвижения и планировании продвижения.
5.Возможности для путешествия и интенсивность маркетинга. Объем спроса определяется не только желанием и нуждами, но также покупательской способностью и имеющимся предложением. Другими словами, спрос на туризм тем выше, чем больше выбор туристических возможностей.
Глава 2. Анализ. Практическая часть.