Виды проявления быстроты. Подберите комплекс упражнений для развития качества быстроты для учащихся 7-8 классов. Место проведения занятий – спортивная площадка

. Быстрота и методика ее развития

Под быстротой понимают способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота проявляется в трех видах:

1. Быстрота простой и сложной двигательной реакции.

2. Быстрота одиночного движения.

3. Частота движений.

Установлено, что данные формы проявления быстроты между собой не коррелируются. Так, можно обладать хорошей двигательной реакцией, но иметь низкий показатель частоты движений и наоборот. Отсутствие положительного переноса скоростных способностей с одного вида на другой диктует необходимость воспитания быстроты не вообще, а идти по пути развития конкретных скоростных способностей.

6.2.1. Развитие быстроты простой и сложной двигательной реакции

Быстрота двигательной реакции оценивается временем реагирования на какой-либо раздражитель (звук, свет, предмет и др.).

Простая реакция – это ответ заранее определенным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (выстрел стартового пистолета).

Время простой зрительно-моторной реакции равняется у спортсменов в среднем 0,10-0,20 сек., а у не занимающихся спортом – 0,15-0,25 сек. и более. Время на звуковой сигнал несколько меньше – у спортсменов – от 0,05 до 0,16 сек. и у неспортсменов – 0,20-0,35 и более сек.

Методика воспитания быстроты двигательной реакции имеет два этапа:

На первом этапе наиболее распространенными методами являются: 1. Повторный. Многократное более быстрое реагирование на внезапно появляющийся сигнал (например, выполнение низкого старта, изменение движения по сигналу, внезапные остановки по ходу движения и т. д.); 2. Игровой. Использование разнообразных подвижных и спортивных игр; 3. Соревновательный (например, выбывание спортсмена, среагировавшего последним на звуковой сигнал и др.).

На втором этапе используется «сенсомоторная» методика, основанная на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени. На практике это выглядит следующим образом: спортсмен максимально быстро реагирует на стартовый сигнал, получая информацию от тренера о времени реакции. Затем в следующей серии упражнений он пытается сам оценить скорость реагирования, после чего тренер сообщает ему действительное время. Когда оценки времени спортсмена и тренера начинают совпадать, занимающемуся предлагают выполнять задания с заранее обусловленной скоростью реагирования. В итоге у спортсмена вырабатывается способность к точному восприятию времени, что позволяет улучшать быстроту реагирования.

Быстрота сложной двигательной реакции характеризуется временем реагирования в условиях неопределенности раздражителя и ответного действия. Большинство сложных двигательных реакций проявляется в так называемых ситуационных видах спорта: спортивных играх, единоборствах и др. В этих случаях перед спортсменом ставится задача реагировать на движущийся объект (мяч, оружие, соперник) и выбрать из нескольких возможных действий единственное правильное. Например, вратарю при ударе по воротам необходимо решать четыре задачи: увидеть мяч, оценить направление и скорость его полета, выбрать план действия, приступить к его реализации.

Время сложной двигательной реакции значительно больше, чем простой, и равняется 0,25-0,80 сек.

Для развития сложной двигательной реакции рекомендуются упражнения с постепенным их усложнением (за счет увеличения скорости полета мяча, удара соперника в боксе, уменьшения размеров мяча и игровой площадки, сокращения дистанции в единоборствах, использования тренажерных устройств, снабженных программными и измерительно-регистрирующими блоками, позволяющими задавать различные ситуации и получать объективную информацию о времени реагирования).

Основной метод – повторное, наиболее быстрое реагирование на внезапно появляющиеся сигналы, вначале на один (например, удар правой рукой в боксе), затем на два, три, четыре и т. д. (серии ударов). Большое значение для воспитания быстроты сложной реакции имеет игровой и соревновательный метод.

6.2.2. Быстрота одиночного движения

Быстрота одиночного движения (например, укол в фехтовании, удар по мячу в футболе, передача мяча в баскетболе и т. д.) проявляется при локальной мышечной работе в спортивных играх и единоборствах и, как правило, воспитывается параллельно со скоростью двигательной реакции.

Для воспитания быстроты одиночного движения используются локальные упражнения для различных групп мышц (наклоны, махи, выпрыгивания, уколы и т. д.), которые должны выполняться с максимальной скоростью. Эти упражнения включаются в комплексы общеразвивающих упражнений и проводятся во вводной части урока.

6.2.3. Частота движений

В упражнениях циклического характера быстрота проявления в частоте движений (например, максимальное количество шагов в беге на месте за

10 сек.).

В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью (например, бег продолжительностью до 20 сек.). Основное условие здесь – стремление превысить в занятии свою максимальную скорость, а для этого нужно подбирать такие отрезки бега, чтобы их скорость не снижалась к концу попытки.

Интервалы отдыха между повторными попытками должны быть ординарными или экстремальными. Скоростные упражнения даются небольшими порциями в начале основной части урока, когда центральная нервная система еще находится в оптимальном состоянии.

Для воспитания частоты движений используют повторный, переменный, игровой и соревновательный методы. В последних высокое эмоциональное возбуждение создает лучшие условия для проявления скоростных возможностей.

Многократное повторение скоростных упражнений с предельной скоростью может привести к образованию «скоростного барьера», который препятствует дальнейшему росту скоростных возможностей школьников. В этом случае с целью его ломки используются специальные упражнения (например, бег под гору, бег с буксировкой, метание облегченных снарядов и др.), способствующие превышению стабильной скорости.

Наиболее благоприятным возрастом для развития скоростных возможностей является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.

В младшем школьном возрасте в основном развивается быстрота реакции, быстрота одиночных движений. При этом используются разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений, локальных движений. Это – упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты, подвижные игры, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. д.

В среднем школьном возрасте все большее место занимают упражнения скоростно-силового характера: прыжки, многоскоки, переменные ускорения, повторное преодоление коротких беговых дистанций (30-60 м.)

с максимальной скоростью.

В старшем школьном возрасте эти упражнения усложняются, увеличивается количество собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости (бег 200 метров). Используются подвижные и спортивные игры.

У детей скоростные упражнения необходимо всегда сочетать с упражнениями на расслабление мышц (семенящий бег, встряхивание ног, рук и др.).

Учителю физической культуры, тренеру в своей практической работе необходимо учитывать и такой факт, что скоростные возможности школьников увеличиваются не только за счет пробегания коротких дистанций, но и, в большей степени, за счет развития скоростно-силовых качеств.

Упражнения для развития быстроты:

1. Семенящий бег. Сущность упражнения состоит в частых сокращениях и расслаблениях мышц голени при мелких движениях стопы и голени.

2. Бег с высоким подниманием бедра. Бедро поднимается до горизонтального положения, голень свободно висит. Опорная нога ставится на носок (она должна быть выпрямлена, чтобы составить прямую линию с туловищем), плечи слегка подаются вперед, руки свободно опущены.

3.Бег с высоким подниманием бедра и последующим выбрасыванием голени вперед,

4. Бег с забрасыванием голени назад.

5. Бег толчками, поочередно отталкиваясь ногами от пола.

6. Бег у стены. Стать прямо лицом к гимнастической стенке на расстоянии шага от нее, взяться за рейку на уровне пояса, туловище прямое, пятками касаться пола.

7. Бег вверх по лестнице. Выполняется в быстром темпе, полностью отталкиваться опорной ногой, высоко поднимая бедра.

8. Рывок на 15-40-60 м с вращением мяча вокруг корпуса, шеи.

9. Быстрый бег с высокого старта с передачей мяча с руки на руку. Дистанция до 50 м.

10. Передача мяча в парах во время скоростного бега. Один игрок бежит лицом вперед, другой - спиной вперед.

11. Скоростной бег с поворотами. Дистанция от 30 до 50 м.

12. Ведение на максимальной скорости с поворотами. Дистанция от 30 до 65 м.

13. Быстрые передачи мяча тремя игроками в три паса с броском мяча в кольцо 5-7 раз подряд.

14. Один игрок выполняет броски по кольцу, два остальных подают ему мячи (на тройку два мяча). Как только мяч выпущен из рук, сразу же следует передача. Выполняют 10-15 бросков.

15. Ведение на максимальной скорости от лицевой до линии штрафного броска, возвращение к щиту с забрасыванием мяча в кольцо. Затем ведение до центра и обратно, до противоположной штрафной линии и обратно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: