Виды контроля в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Контроль в сфере государственных и муниципальных закупок

Согласно статье 99 федерального закона 44-ФЗ, контролем процедуры закупок на государственном, региональном и муниципальном уровнях занимаются следующие органы:

· Исполнительный орган федерального уровня, имеющий полномочия на осуществление контроля в области закупок.

· Контролирующий орган в сфере государственного оборонного заказа.

· Исполнительные органы субъектов РФ.

· Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, обладающие правами на осуществление контроля в области закупок.

· Исполнительный орган федерального уровня, реализующий функции по кассовому обслуживанию бюджетов всей бюджетной системы РФ.

· Различные финансовые структуры субъектов РФ и муниципальных образований.

· Органы управления федеральными внебюджетными фондами.

· Органы внутреннего финансового контроля, управомоченные на основании бюджетного кодекса РФ.

 

Подконтрольными лицами в данной правовой области являются следующие субъекты:

· заказчики;

· контрактные службы;

· контрактные управляющие;

· комиссии по закупкам и их члены;

· уполномоченные органы;

· уполномоченные учреждения;

· специализированные организации;

· операторы федеральных электронных и электронных площадок.

Всего выделяют пять основных видов контроля в сфере закупок:

· Государственный и муниципальный контроль.

· Контроль, осуществляемый заказчиком.

· Общественный контроль.

· Ведомственный контроль.

· Казначейский контроль.

Каждый проверяющий орган имеет свою четко ограниченную область проверки и свои полномочия для ее реализации.

Государственный и муниципальный контроль

К федеральным и муниципальным исполнительным органам, осуществляющим контроль закупок, относится ФАС РФ, а также региональные и муниципальные аналогичные ведомства. Данные органы могут осуществлять плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов проверки.

Федеральные и муниципальные исполнительные органы имеют право проводить контроль закупок, за исключением области оборонного заказа и вопросов, относящихся к финансовому и казначейскому контролю.

Контроль в сфере государственного оборонного заказа, а также закупок, содержащих сведения государственной тайны, осуществляет Рособоронзаказ, при этом данный орган не может касаться вопросов финансового и казначейского контроля.

Федеральными и муниципальными исполнительными органами, а также учреждениями Рособоронзаказа осуществляется контроль операторов электронных площадок, порядка проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.

Казначейство Российской Федерации, а также финансовые органы регионального и муниципального уровня, а также органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют казначейский контроль следующих элементов закупки:

· информации финансового обеспечения;

· информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, в документации и информации в планах-графиках;

· проектов контрактов с участниками закупок и информации в протоколах определения исполнителей.

Росфиннадзор и аналогичные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль следующих категорий:

· требований к обоснованию и обоснованности закупок;

· нормирования;

· обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;

· применения ответственности при нарушениях;

· соответствия результата закупки его описанию в контракте;

· надлежащего учета товара, работы или услуги;

· соответствия использования товара, работы или оказанной услуги целям закупки.

Помимо государственного и муниципального контроля, существуют другие виды контроля, позволяющие охватить правоотношения в области закупок более полно.

Ведомственный контроль

Кроме контролирующих органов, закупки контролируют вышестоящие организации. На каждом уровне государственной власти порядок ведомственного контроля устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта РФ либо местной администрацией.

Внутренний контроль

Данный вид контроля осуществляется заказчиком закупки в области:

· исполнения условий контракта исполнителем;

· привлечения субподрядчиков от субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Данный вид контроля направлен не только на фиксацию нарушений, но и на их профилактику, так как в процессе закупки заказчик и исполнитель обязаны тесно сотрудничать.

Общественный контроль

В порядке общественного контроля граждане и общественные объединения имеют право осуществлять следующие действия:

· подготавливать предложения по совершенствованию нормативных актов в области закупок;

· запрашивать информацию по закупкам и по исполнению контрактов;

· осуществлять общественный мониторинг закупок для проверки их эффективности через ЕИС и общественную экспертизу закупок, результатов закупки;

· обращаться в контрольные органы с запросом проверки действий (бездействия) заказчиков, а также в правоохранительные органы и суды.

Одним из важнейших элементом общественного контроля является обязательное общественное обсуждение закупок.

Существует большое количество контролирующих инстанций в области осуществления закупок, при этом немаловажное значение имеет общественный надзор за закупочной деятельностью, что позволяет минимизировать злоупотребления и нарушения процедур, установленных законом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: