Полномочия ФАС России по осуществлению контроля в сфере закупок

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года. Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

 

ФАС контролирует соблюдение норм закона путем проведения плановых или внеплановых проверок. Причем установлен норматив по плановым проверкам. По каждому из субъектов контроля они не должны происходить чаще, чем раз в полгода. Отметим, что в случае проверок в отношении специализированных организаций и закупочных комиссий, они проводятся один раз за время проведения каждого определения поставщика.

 

Основаниями для проведения внеплановой проверки могут служить:

· - Поступление в ФАС жалобы на действия заказчика или другого лица;

· - Поступление в ФАС сведений о том, что сторона закупки нарушила закон;

· - Истечение срока предписания, выданного ранее.

Специалисты ФАС при принятии решения по проведенной проверке могут использовать результаты ранее проведенных проверок. Вся информация о прошедших проверках, их итогах и выданных предписаниях содержится в ЕИС.

В 44-ФЗ указано, на что имеет право ФАС как контрольный орган. Если при рассмотрении жалобы факты нарушения закона подтверждаются, то ведомство может:

· - Составлять протоколы об административных нарушениях;

· - Рассматривать дела о них;

· - Выдавать предписания нарушителям с указанием, что именно необходимо устранить;

·  Подавать иски в суд, в том числе для признания закупки недействительной. Обратим внимание, что если ФАС выдало заказчику или, к примеру, контрактному управляющему какое-либо предписание, то контракт не будет заключен до момента, когда все нарушения не устранят. Если предписание не будет исполнено, федеральный орган имеет право наказать виновное лицо.

 

 

51. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК.

В соответствии с частью 9 статьи 99 Федерального закона
от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) контроль в сфере закупок
в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми
в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере,
в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль осуществляется в отношении:

 1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;

2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе;

3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Согласно пункту 3 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.15(1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 (далее – Положение), Федеральное казначейство осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Положения Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения.

 

Таким образом, в случае обнаружения признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действиях заказчика при осуществлении им закупки для обеспечения федеральных нужд, для контроля в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе обращение необходимо направить для рассмотрения по существу
в Федеральное казначейство
(центральный аппарат или управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации).

В случае если закупка осуществлена:

- главным распорядителем бюджетных средств, обращение направлять в центральный аппарат Федерального казначейства;

- территориальным органом, подведомственным учреждением (предприятием) главного распорядителя бюджетных средств, являющимся получателем бюджетных средств, обращение направлять в управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации
(в зависимости от места нахождения заказчика).

При выявлении признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действиях заказчика при осуществлении им закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, для контроля в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе обращение необходимо направить для рассмотрения по существу в соответствующий орган государственного финансового контроля, являющийся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В случае обнаружения признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действиях заказчика при осуществлении им закупки для обеспечения муниципальных нужд, для контроля в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе обращение необходимо направить для рассмотрения по существу в соответствующий орган муниципального финансового контроля, являющийся органом (должностными лицами) местной администрации.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением Федеральное казначейство не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: