Модели организационного поведения — это доминирующие в мышлении руководства системы убеждений, определяющие действия менеджеров данной организации.
Любая модель основывается на определенных предположениях о природе человека, обусловливающих характер интерпретации событий, контекстов, позволяющих прогнозировать развитие ситуации.
Нормативно-должностная модель поведения и пути ее совершенствования.
Нормативно-должностная (формальная) регламентация поведения имеет целью обеспечение организационной стабильности путем сознательной разработки внутриорганизационных параметров деятельности — обязанностей, прав, используемых ресурсов, уровня компетентности и ответственности. Должностная модель организационного поведения определяет служебные рамки деятельности и формальный статус работников. В ней актуализируется целевой характер организации, стремление к устойчивости как постоянству связей, норм и требований.
Должностная модель организационного поведения основывается на принципе иерархичности, который является универсальным для построения любых организационных систем. Иерархичность социальных отношений — отношений подчиненности, зависимости, неравенства — означает определенную личную зависимость одного человека от другого. Спецификой формальной модели организационного поведения является рациональное внедрение и сознательное принятие работниками факта социального неравенства.
|
|
Социально-психологическая модель поведения и ее использование в управлении человеческими ресурсами.
Социально-психологическая (неформальная) модель организационного поведения базируется на принципах саморегуляции и самоорганизации. Отсутствие нормативно закрепленных стандартов деятельности, спонтанное взаимодействие придают гибкость организационному поведению. Если формальная поведенческая модель опирается на иерархию должностных и функциональных позиций, то в неформальной основой поведения является ситуационный подход.
— личностные факторы (интересы, жизненные планы, установки и т.д.);
— социально-психологическая организация коллектива (система неформальных статусов, лидерство, групповая мораль и пр.);
— рефлексивные связи (средства координации и синхронизации деятельности и взаимодействия в коллективе);
— неформальное организационное «пространство».
Содержание поведенческой составляющей организации как социального института связано с целеориентированной деятельностью, совпадением или несовпадением личностных, групповых и организационных интересов.
|
|
Управление человеческими ресурсами через организационную культуру.
Влияние идеальных образов на человеческие ресурсы: смыслов;
ценностей; социальных норм; социальных ориентиров; научных и практических знаний.
Классификация организационных культур: по силе; по динамике; по активности; по ориентированности; по степени открытости; по отношению к внешней среде; по приоритету интересов.
Исторические типы организационных культур: органическая; предпринимательская; бюрократическая; партисипативная.
Типы организационных культур по национально-государственному признаку: американский; японский; арабский.
Эволюционная типология организационной культуры: культура власти; ролевая культура; культура задачи; культура личности.
Типы организационных культур и их использование в управлении человеческими ресурсами.
Типы организационной культуры
Клановая культура
Клановая организационная культура характеризуется высоким уровнем гибкости и внутренним фокусом. Клановая культура представляет собой дружественный коллектив, члены которого имеют общие ценности и принципы. В таком типе культуры организация и ее подразделения рассматриваются как большая семья, а руководители компании играют роль воспитателей.
Для организаций с таким типов организационной культуры характерен высокий уровень сплоченности коллектива. В основе приверженности организационным ценностям лежат традиции и преданность коллектива. Наибольшее значение в таких компаниях придается моральному климату внутри коллектива и его сплоченности. С точки зрения взаимодействия с внешней средой такая организация определяет свой успех через заботу о потребителях.