Модели организационного поведения

Модели организационного поведения — это доминирующие в мышлении руководства системы убеждений, определяющие действия менеджеров данной организации.

Любая модель основывается на определенных предположениях о природе человека, обусловливающих характер интерпретации событий, контекстов, позволяющих прогнозировать развитие ситуации.

 

Нормативно-должностная модель поведения и пути ее совершенствования.

 

Нормативно-должностная (формальная) регламентация поведения имеет целью обеспечение организационной стабильности путем сознательной разработки внутриорганизационных параметров деятельности — обязанностей, прав, используемых ресурсов, уровня компетентности и ответственности. Должностная модель организационного поведения определяет служебные рамки деятельности и формальный статус работников. В ней актуализируется целевой характер организации, стремление к устойчивости как постоянству связей, норм и требований.

Должностная модель организационного поведения основывается на принципе иерархичности, который является универсальным для построения любых организационных систем. Иерархичность социальных отношений — отношений подчиненности, зависимости, неравенства — означает определенную личную зависимость одного человека от другого. Спецификой формальной модели организационного поведения является рациональное внедрение и сознательное принятие работниками факта социального неравенства.

Социально-психологическая модель поведения и ее использование в управлении человеческими ресурсами.

Социально-психологическая (неформальная) модель организационного поведения базируется на принципах саморегуляции и самоорганизации. Отсутствие норма­тивно закрепленных стандартов деятельности, спонтанное вза­имодействие придают гибкость организационному поведению. Если формальная поведенческая модель опирается на иерархию должностных и функциональных позиций, то в неформальной основой поведения является ситуационный подход.

— личностные факторы (интересы, жизненные планы, установки и т.д.);

— социально-психологическая организация коллектива (система неформальных статусов, лидерство, групповая мораль и пр.);

— рефлексивные связи (средства координации и синхронизации деятельности и взаимодействия в коллективе);

— неформальное организационное «пространство».

Содержание поведенческой составляющей организации как соци­ального института связано с целеориентированной деятельнос­тью, совпадением или несовпадением личностных, групповых и организационных интересов.

Управление человеческими ресурсами через организационную культуру.

Влияние идеальных образов на человеческие ресурсы: смыслов;

ценностей; социальных норм; социальных ориентиров; научных и практических знаний.

Классификация организационных культур: по силе; по динамике; по активности; по ориентированности; по степени открытости; по отношению к внешней среде; по приоритету интересов.

Исторические типы организационных культур: органическая; предпринимательская; бюрократическая; партисипативная.

Типы организационных культур по национально-государственному признаку: американский; японский; арабский.

Эволюционная типология организационной культуры: культура власти; ролевая культура; культура задачи; культура личности.

 

Типы организационных культур и их использование в управлении человеческими ресурсами.

Типы организационной культуры

Клановая культура

Клановая организационная культура характеризуется высоким уровнем гибкости и внутренним фокусом. Клановая культура представляет собой дружественный коллектив, члены которого имеют общие ценности и принципы. В таком типе культуры организация и ее подразделения рассматриваются как большая семья, а руководители компании играют роль воспитателей.

Для организаций с таким типов организационной культуры характерен высокий уровень сплоченности коллектива. В основе приверженности организационным ценностям лежат традиции и преданность коллектива. Наибольшее значение в таких компаниях придается моральному климату внутри коллектива и его сплоченности. С точки зрения взаимодействия с внешней средой такая организация определяет свой успех через заботу о потребителях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: