Кадровый резерв — это специально сформированная на основе установленных критериев группа перспективных работников, обладающих необходимыми для выдвижения профессиональными, деловыми, личностными и морально-этическими качествами, положительно проявивших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения определенных должностей в организации.
В организации институт резерва выполняет функции: развития, регулирования, стабилизации, непрерывности действия аппарата управления.
Формированием и использованием кадрового резерва должны заниматься руководители и кадровые службы, службы управления персоналом организации на основе годовых и 3-5-летних перспективных планов работы.
Показатель эффективности зачисления в резерв рассчитывается как А = В/С • 100%, где В — число специалистов, назначенных на вышестоящие должности из резерва, к общему числу лиц, состоящих в резерве (С).
Текучесть кадрового резерва рассчитывается по указанной выше формуле, где В — число сотрудников из резерва, покинувших организацию в течение отчетного периода без повышения в должности, С — общее число служащих, состоящих в резерве.
|
|
Потенциальный резерв образуют руководители, специалисты организации, удовлетворяющие основным требованиям по образованию, специальности, возрасту либо способные им удовлетворить в ближайшее время. Он весьма неоднороден и представляет собой контингент перспективных работников, которые могут быть в будущем назначены на руководящие должности.
Данная категория может стать источником создания предварительного резерва. Состав предварительного резерва устанавливается по сравнительным оценкам управленческих качеств кандидатов.
В окончательный резерв должны входить только те работники, которые в наибольшей мере соответствуют всем критериям формирования и использования кадрового резерва организации. Здесь определяющим показателем являются результаты выполнения поставленных перед служащим задач.
Несмотря на различные источники формирования и использования кадрового резерва, требования к его отбору должны быть едины:
— высокий уровень профессионализма;
— четко выраженные признаки социально-психологической зрелости;
— общая эрудиция и кругозор;
— организаторские способности;
— оперативность принятия и реализации решений;
— профессиональная предприимчивость с учетом требований рынка;
— чувство долга и ответственности;
— способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;
|
|
— принципиальность, честность;
— умение вести деловые переговоры;
— способность устанавливать нормальные взаимоотношения в коллективе (психологический микроклимат);
— умение видеть, поддерживать и применять в работе новое, передовое;
— восприимчивость к критике;
— умение учитывать мнение коллектива;
— умение эффективно и последовательно организовывать работу по взаимосвязи с другими ведомственными и отраслевыми организациями.