Порядок выполнения контрольной работы
Определив вариант контрольной работы, следует внимательно ознакомиться с планом работы. Чтобы сориентироваться в общем содержании темы и уяснить ее место в дисциплине «Деловые коммуникации», необходимо обратиться к рабочей программе данной учебной дисциплины и изучить литературу. Кроме того, к каждому варианту контрольной работы рекомендована специальная литература, позволяющая максимально подробно проанализировать предложенную проблему.
Тема должна раскрываться в соответствии с планом, который выносится на первую страницу работы. План состоит из четырех заданий. Приступая к выполнению контрольной работы, следует внимательно ознакомиться с их формулировкой. Два вопроса носят теоретический характер, третий представляет собой практическое задание, подразумевающее самостоятельный анализ студентом указанного вопроса с приведением конкретных примеров. Четвертое задание — это тест.
Особое внимание обращается на правильное оформление работы. В тексте выделяются рассматриваемые вопросы, объем ответов на которые должен быть соразмерен: так, недопустимо рассматривать первый вопрос на двух страницах, а второй - на десяти. Приводимые в тексте цитаты снабжаются ссылками на источники. В конце текста приводится список использованной литературы. Для замечаний и вопросов рецензента следует оставить поля.
|
|
Объем работы должен составлять 10-12 страниц текста. Работа выполняется на компьютере:
· размер шрифта — 14;
· межстрочный интервал — полуторный.
Оформленная работа представляется преподавателю в распечатанном виде на стандартных листах бумаги формата А4. На последней странице контрольной работы студент должен поставить дату ее сдачи на рецензию и подпись.
Варианты контрольной работы
Вариант 1. Предмет дисциплины «Деловые коммуникации в профессиональной деятельности»
План
Теоретические вопросы
1. Основные проблемы дисциплины «Деловые коммуникации».
2. Главные категории дисциплины «Деловые коммуникации».
3. Задание
Предметом дисциплины «Деловые коммуникации» являются:
а) закономерности коммуникации, определяющим содержанием которой выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;
б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп;
в) развитие высших психических функций личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах.
|
|
Ответ обоснуйте.
4. Тест
Отметьте условия реализации деловой коммуникации:
1) информационное содержание коммуникации;
2) обязательность контактов всех участников коммуникации;
3) соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия;
4) выражение эмоционального состояния участников коммуникации;
5) ситуативные ограничения.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно не просто перечислить основные проблемы, рассматриваемые в дисциплине «Деловые коммуникации», но и проанализировать актуальность, причины возникновения и динамику изменений социально-психологических проблем. При этом под деловыми коммуникациями следует понимать вид социальных отношений, направленных на реализацию общего дела и создающих условия для сотрудничества и партнерства.
Во втором вопросе следует перечислить и проанализировать некоторые базовые понятия, уяснение которых является важнейшим условием успешного усвоения дисциплины в целом: «психология личности», «психология деловых коммуникаций», «психология рабочей группы, «ценности деловых коммуникаций» и др.
Вариант 2. Теоретические основы дисциплины «Деловые коммуникации в профессиональной деятельности»
План
Теоретические вопросы
1.Психологические школы, сыгравшие заметную роль в становлении дисциплины «Деловые коммуникации».
2. Вклад отечественных ученых в исследование проблем деловых коммуникаций.
3. Задание
Установите соответствие между предметами исследования и научными теориями:
Предмет исследования | Научные теории |
1. Психологические процессы, лежащие в основе политических действий | а) деловые коммуникации |
2. Нравственные отношения и нравственное сознание | б) этика |
3. Психологические и этические проблемы взаимодействия партнеров в деловых коммуникациях | в) экономическая психология |
4. Психологические процессы, возникающие в системе экономических отношений | г) политическая психология |
4. Тест. Коммуникация – это
1) обмен идеями;
2) общение;
3) трансляция информации через средства технической связи;
4) стилистическое оформление речи.
Методические рекомендации
Отвечая на первый вопрос, следует иметь в виду, что на развитие дисциплины «Деловые коммуникации» оказали существенное влияние такие школы в психологии, как: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, гуманистическая психология. Необходимо дать их общую характеристику и указать отличительные черты. Важно помнить, что каждая из них в принципе не отрицает в своем становлении и развитии предыдущие школы и направления, а дополняет. В этом состоит суть логики развития теории деловых коммуникации. Студенты должны продемонстрировать ее на примере конкретных школ, направлений и представителей.
Во втором вопросе следует обратить особое внимание на детерминацию социального поведения и общения людей в работах Н.И. Киреева, В.М. Бехтерева, Д.Н. Узнадзе, C.JI. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других отечественных ученых, а также особое внимание обратите на соотношение коллективной и индивидуальной психики в психическом взаимодействии людей, на влияние психической деятельности людей на их социальную деятельность и на взаимодействие личности и общества.
Вариант 3. Методы, функции и задачи дисциплины «Деловые коммуникации в профессиональной деятельности»
План
Теоретические вопросы
1.Методы и функции дисциплины «Деловые коммуникации» и их характеристика.
2.Задачи дисциплины «Деловые коммуникации».
3.Задание
функции: а) аксиологическая; б) мировоззренческая; в) социализации; г) прогностическая. |
|
|
Методы:
· эксперимент;
· моделирование;
· метод математической гипотезы;
· тестирование. Ответ обоснуйте.
4.Тест. Отметьте функции, реализуемые при деловом общении:
1) инструментальная;
2) поэтическая;
3) интегративная;
4) магическая;
5) функция социального контроля.
Методические рекомендации
В первом вопросе раскройте познавательную, прогностическую инструментальную и другие функции дисциплины «Деловые коммуникации» и ее основные методы: тестирование, моделирование, метод анализа деловых ситуаций и др. Характеризуя основные методы и функции дисциплины, важно рассматривать их в тесной взаимосвязи с реальной практикой деловых коммуникаций в профессиональной деятельности и общении студента.
Во втором вопросе следует объяснить не только специфику и задачи дисциплины «Деловые коммуникации», но также показать особенности различных видов деловой коммуникации: личностной, межличностной, массовой, специализированной; охарактеризовать наиболее важные принципы эффективной коммуникации.
Вариант 4. Соотношение дисциплины «Деловые коммуникации в профессиональной деятельности» с другими науками
План